«Путешествие по стране Грамматика:
ключ к английскому языку – глагол»
Программа элективного курса по английскому языку
для предпрофильной подготовки в 9-х классах
Пояснительная записка
Программа предметного элективного курса «Путешествие по стране Грамматика: ключ к английскому языку – глагол» предназначена для учащихся 9-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем углубить уже имеющиеся знания.
Актуальность курса заключается в том, что его изучение поможет ученику получить опыт работы на уровне повышенных требований, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, развить учебную мотивацию школьников, подготовит их как к сдаче экзамена, так и к успешному обучению в профильной школе. Знания, полученные в рамках курса, будут полезны для дальнейшего изучения английского языка в филологическом, гуманитарном профиле и применимы в любой сфере деятельности, требующей знания иностранного языка.
Цель курса – углублённое изучение грамматики английского языка через овладение одной из наиболее сложных частей речи английской морфологии: глагол и его видовременные формы в изъявительном наклонении действительного залога. С одной стороны, повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английского глагола, не изучавшимися в базисном курсе.
Задачи курса:
Общеобразовательные (учебные) – углублённое изучение и совершенствование грамматических навыков употребления видовременных форм английского глагола, обучение навыкам чтения, письма, перевода, грамматически правильной речи и работе с тестовыми заданиями различного вида в рамках тематики курса.
Развивающие – развитие речемыслительной деятельности учащихся, способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия, развитие логики, способности к догадке, сравнению и сопоставлению грамматических явлений, развитие интереса учащихся к грамматике английского языка.
Воспитательные – формирование желания и умения учиться, воспитание интереса и положительного отношения к изучаемому языку, осознание необходимости изучения грамматики как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
Практические – практическое использование изученного языкового материала во время выполнения тестовых заданий.
Принципы построения курса и отбора материала:
Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала.
Материал логично расширяется и углубляется из языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
Материалы данного курса основаны на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в них.
- аутентичность
Учащиеся знакомятся с аутентичными материалами, с особенностями видовременных форм английского глагола и примерами, составленными носителями языка.
- межпредметная связь
Содержание элективного курса тесно связано с такими предметами как русский язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения, развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами) и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение сравнивать, обобщать, систематизировать).
Структура и содержание курса
Программа элективного курса рассчитана на 1 год обучения (34 часа) по 1 часу в неделю. Элективный курс состоит из пяти разделов:
I. Глагол (общие сведения) – 4 часа
II. Настоящее время – 10 часов
III. Прошедшее время – 8 часов
IV. Будущее время – 8 часов
V. Все времена в сравнении (повторение и закрепление) – 4 часа
I раздел. Глагол (общие сведения). (4 часа)
Знакомство с целью, задачами курса и его содержанием.
Диагностический тест (с целью выявления пробелов в знаниях по изучаемым темам). Анализ теста.
Общие сведения о глаголе: личные и неличные формы, значение и роль глагола в предложении, основные глагольные формы. Категории личных форм глагол (краткая характеристика).
Глаголы to be, to have, to do (спряжение, значение и функции в предложении). Тренировочные тесты по каждому глаголу.
II раздел. Настоящее время. (10 часов)
Настоящее неопределённое время: повторение образования, правил написания окончаний глаголов, основных случаев употребления данного времени. Настоящее неопределённое время для выражения будущих действий. Тренировочные тесты.
Настоящее длительное время: повторение образования, правил написания окончания, основных случаев употребления. Особые случаи употребления времени с наречием always. Глаголы, не употребляющиеся в длительном аспекте. Тренировочные тесты.
Сравнение настоящего неопределённого и настоящего длительного времён, разница в употреблении. Тренировочные тесты.
Настоящее совершённое время: повторение образования, правил написания окончания, основных случаев употребления. Разница между глаголами gone и been. Особенности употребления наречий for, since, just, yet, already в настоящем совершённом времени. Тренировочные тесты.
Настоящее совершённо-длительное время: образование и основные случаи употребления. Тренировочные тесты.
Разница в употреблении настоящего совершённо-длительного и настоящего неопределённого, настоящего совершённо-длительного и настоящего длительного, настоящего совершённо-длительного и настоящего совершённого времён. Тренировочные тесты.
Способы перевода на русский язык видовременных форм английского глагола настоящего времени.
Закрепляющий тест по данному разделу. Анализ ошибок.
III раздел. Прошедшее время. (8 часов)
Прошедшее неопределённое время: повторение образования, основных случаев употребления. Разница между настоящим неопределённым и прошедшим неопределённым временем. Различие в употреблении прошедшего неопределённого и настоящего совершённого времени. Тренировочные тесты.
Прошедшее длительное время: повторение образования, основных случаев употребления. Различие в употреблении прошедшего простого и прошедшего длительного времени. Тренировочные тесты.
Прошедшее совершённое время: повторение образования, основных случаев употребления. Различие в употреблении прошедшего совершённого и прошедшего неопределённого; прошедшего совершённого и настоящего совершённого времени. Тренировочные тесты.
Прошедшее совершённо-длительное время: образование и случаи употребления. Тренировочные тесты.
Способы перевода на русскиё язык видовременных форм английского глагол прошедшего времени.
Закрепляющий тест по данному разделу. Анализ ошибок.
IV раздел. Будущее время. (8 часов)
Будущее неопределённое время: повторение образования, основных случаев употребления. Различные способы передачи будущих действий. Разница между will и to be going to. Особенности выражения будущего действия в придаточных предложениях времени и условия, после союзов when и if. Тренировочные тесты.
Будущее длительное время: повторение образования, основных случаев употребления. Различие в употреблении будущего длительного и будущего неопределённого времён. Тренировочные тесты.
Будущее совершённое время: образование, основные случаи употребления. Различие в употреблении будущего совершённого и будущего неопределённого времён. Тренировочные тесты.
Будущее совершённо-длительное время: образование, употребление. Предпочтительность использования будущего длительного и будущего совершённого времён.
Будущее в прошедшем: ознакомление.
Способы перевода на русский язык видовременных форм английского глагола будущего времени.
Закрепляющий тест по данному разделу. Анализ ошибок.
V раздел. Все времена в сравнении (повторение и закрепление). (4 часа)
Составление сводной таблицы видовременных форм английского глагола в действительном залоге.
Сравнение неопределённых и длительных форм между собой. Тренировочные тесты. Итоговые тесты по всему изученному материалу двух уровней. Анализ ошибок. Подведение итогов. Зачёт.
Методы и формы работы:
«мозговой штурм»;
лекция, составление конспекта;
составление грамматических схем, таблиц;
чтение и перевод;
парная и групповая работа;
самостоятельная работа;
сбор и анализ информации;
обучение работе с тестами, анализ и коррекция ошибок.
Формы контроля:
Учебно-тематический план
Unit | Theme | Language Work (theory & practice) | Lessons |
I | The Verb | The Verb: general, principal forms, finite forms Auxiliary Verbs be, do, have Placement Test (diagnostic test) | 4 |
II | Present Tense | Present Simple: form, use, spelling Present Simple for the future Present Progressive: form, use, spelling Present Progressive for the future Progressive forms with always Verbs not used in progressive forms Present Simple & Present Progressive Present Perfect: form, use, spelling Gone and been Present Perfect with for and since Present Perfect with just, yet and already Present Perfect Progressive: form, use Present Perfect Progressive & Present Simple Present Perfect Progressive & Present Progressive Present Perfect Progressive & Present Perfect The ways of translation from English into Russian Review of the present tenses: Achievement Test | 10 |
III | Past Tense | Past Simple: form, use Past Simple & Present Simple Past Simple & Present Perfect Past Progressive: form, use Past Progressive & Past Simple Past Perfect: form, use Past Perfect & Past Simple Past Perfect & Present Perfect Past Perfect Progressive The ways of translation from English into Russian Review of the past tenses: Achievement Test | 8 |
IV | Future Tense | Future Simple: form, use Going to and will Future tenses after if and when Future Progressive: form, use Future Progressive & Future Simple Future Perfect: form, use Future Perfect & Future Simple Future Prefect Progressive: form, use. Future in the Past The ways of translation from English into Russian Review of the future tenses: Achievement Test | 8 |
V | All Tenses Compared | Revision: simple & progressive tenses Tense forms compared: achievement tests Final Test Level I Final Test Level II (Threshold, Pre-Intermediate) | 4 |
Требования к результатам изучения курса
По окончании курса учащиеся должны знать:
видовременные формы английского глагола в действительном залоге;
способы их перевода на русский язык во всех временах;
основные приёмы работы с грамматическими тестами.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
распознавать дифференциальные признаки всех видовременных форм английского глагола в изъявительном наклонении действительного залога при чтении, понимать разницу в их употреблении;
находить и анализировать примеры изученных грамматических явлений;
правильно переводить на русский язык видовременные формы английского глагола настоящего, прошедшего и будущего времён;
работать с различными видами тестов – тесты на выбор, на подстановку, на подбор соответствий, на поиск ошибок.
Система оценивания
Система оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также для коррекции ошибок. Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и будет способствовать повышению эффективности обучения английскому языку.
В начале года проводится диагностический тест (Placement Test) для выявления пробелов в знаниях. Теоретический материал сопровождается тренировочными, обучающими тестами (Progress Tests), а в конце каждого раздела предлагаются закрепляющие тесты или тесты достижений (Achievement Tests). Завершают элективный курс итоговые тесты двух уровней для финального контроля знаний (Final Test Level I & Final Test Level II).
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», тест выполнен на 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% - «неудовлетворительно».
Для получения зачёта по данному элективному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу (Final Test Level I) на оценку «хорошо» или «отлично», а тест повышенного уровня сложности (Final Test Level II) на оценку «удовлетворительно» или выше.
Список рекомендуемой литературы
1. Digby Beaumont & Colin Granger. The Heinemann ELT English Grammar. An Intermediate Reference and Practice Book. Oxford, 1998.
2. Michael Swan & Catherine Walter. How English Works. A Grammar Practice Book. OUP, 1997.
3. Блинова С.И. Тесты и контрольные работы по грамматике английского языка. СПб.: Издательство «Союз», 2003.
4. Гузеева К.А., Трошко Т.Г. Английский язык. Справочные материалы. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
5. Жималенкова Т.М., Мыльцева Н.А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. М.: Глосса, 1995.
6. Кошманова И.И. Тесты по английскому языку. М.: Айрис-пресс, 2000.
7. Кузьменкова Ю.Б. Revising, Reading and Reasoning for your English Exams. Английская грамматика и лексика в тестах и текстах. Обнинск: Титул, 2002.
8. Логинов В.В. Тесты по английскому языку. М.: Олимп и АСТ, 2002.Николенко Т.Г. Тесты по грамматике английского языка. М.: Айрис-пресс, 2002.
9. Паршина-Шиляева И.Н. Ваш уровень английского. Новосибирск: СУНЦ НГУ, 2000.
10. Цебаковский С.Я. Кто боится английских глаголов? Пособие для изучающих, изучавших и недоучивших английский язык. Обнинск: Титул, 2000.
Приложение
В качестве примера предлагаются тренировочные тесты ко второму разделу программы данного элективного курса (настоящее время).
Test 1 Present Simple
The coffee beans … well in Brazil. (to grow)
Brazil … good coffee. (to produce)
He … a cup of tea every morning. (to have)
I … to school before the bell rings. (to come)
John … for London next week. (to leave)
If I … well, I’ll get a “five”. (to answer)
When he … home, I’ll be at work. (to come back)
My friend and I … thrillers. (to like)
He … a shower every morning. (to have)
What time … Kate … work? (to finish)
The River Amazon … into the Atlantic Ocean. (to flow)
They never … . (to quarrel)
… you … at the university? (to study)
… he … in Tomsk? (to live)
I … very tired today. (to feel)
My friend … always … for school. (to be late)
What … we … next? (to do)
It … as if it’s going to rain. (to look)
What … she … ? (to do)
I … you. (to see)
Test 2 Present Simple/Present Progressive
It (often/rain) in this part of the world.
A is often raining
B often rains
Take your umbrella. It (rain) cats and dogs.
A rains
B is raining
Granny is in the kitchen. She (make) an apple-cake.
A is making
B makes
My wife (often/make) apple-cakes.
A is often making
B often makes
Can you phone a bit later, please? Jane (have a bath).
A is having a bath
B has a bath
Run downstairs. Your sister (wait) for you.
A is waiting
B waits
I don’t know French, but I (learn) it now.
A am learning
B learn
John (still/work) in the garden.
A is still working
B still works
Dad (usually/work) on Saturdays.
A is usually working
B usually works
We (sometimes/go) to the cinema.
A are sometimes going
B sometimes go
What she (do)? – She is a doctor.
A is she doing
B does she do
Harry (watch) television every day.
A watches
B is watching
What they (do) in the room now?
A do they do
B are they doing
Ann (not/speak) English at all.
A isn’t speaking
B doesn’t speak
Mr. Brown (speak) German to Ann at the moment.
A speaks
B is speaking
I’m busy now. I (listen) to the radio.
A am listening
B listen
They (go) to the seaside every summer.
A go
B are going
Where you (think) he is from?
A are you thinking
B do you think
What language she (speak) at the moment?
A does she speak
B is she speaking
Why you (sit) here alone? Where are your friends?
A are you sitting
B do you sit
Our teacher (not/like) when we come late.
A doesn’t like
B isn’t liking
How many newspapers you (buy) every week?
A do you buy
B are you buying
Vegetarians are people who (not/eat) meat.
A don’t eat
B are not eating
Look! She (wear) the same shoes as me.
A wears
B is wearing
Some people still think the sun (go) round the earth.
A is going
B goes
Now I (understand) what she wants.
A am understanding
B understand
I (play) tennis every weekend.
A play
B am playing
Test 3 non-progressive verbs
I. Complete the sentences. Use the present simple of the verbs in brackets.
I … you’re right. (think)
… you … Billy Palmer? (know)
You … … me. (not/understand)
He … this music. (like)
… she … to go now? (want)
This spaghetti … delicious. (taste)
I … 70 kilos. (weigh)
We … at school now. (be)
This book … to me. (belong)
His father … a chain of hotels. (own)
She says she … to see Fred. (need)
I … a drink of water. (want)
I … you … me. (believe, not/remember)
She … how old I am. (forget)
He … me and I … him. (love, love)
That bottle … petrol. (contain)
It … bad. (smell)
… you … me? (hear)
How much … it …? (cost)
I … rainy weather. (hate)
How … he …? (feel)
What … this word …? (mean)
It … great! (sound)
They … strong coffee. (dislike)
She … a beautiful dress. (have)
Which pen … you …? (prefer)
I … you. (see)
Money … to me. (not/matter)
You … worried. (seem)
I … my fault. (realize)
II. Put in the correct tense (simple present or present progressive).
I … a great time. (have)
She … plenty of money just now. (have)
He … at the theatre next week. (appear)
She … to have a problem. (appear)
Why … you … at me like that? (look)
It … as if it’s going to rain. (look)
I … what you’re trying to say. (see)
I … the manager this afternoon. (see)
I … you’re wrong. (think)
What … you … about? (think)
I … very tired today. (feel)
I … she’s making a mistake. (feel)
Test 4 Present Perfect
They … a real tiger in the zoo.
have saw
have seen
has seen
Mary … a lot of mistakes in her test.
have made
has make
has made
He … such tall buildings as in New York.
has never seen
never has seen
have never seen
… answered all the letters yet?
You have
Have you
Has you
My sister … this film yet.
haven’t seen
have not seen
hasn’t seen
My parents … in Bristol all their lives.
have lived
has lived
live
I … my watch.
have broken just
have just broken
has just broken
I’m afraid we … our keys at home.
have forgot
has forgotten
have forgotten
… a horse?
Have you ridden ever
Has you ridden ever
Have you ever ridden
Kevin … for Manchester.
has already left
have already left
already has left
Test 5a Present Perfect/Past Simple
When … this wonderful hat?
a) did you buy
b) did you bought
c) have you bought
What … at school yesterday?
a) did you do
b) have you done
c) did you
3. Mike … to many countries of the world.
a) was
b) has been
c) have been
4. Where … all this time?
a) you were
b) did you be
c) have you been
5. Mary … to a dance last Friday.
a) went
b) has gone
c) have gone
6. We … our homework yet.
a) didn’t finish
b) haven’t finished
c) have finished
7. When … at the birthday party?
a) did you arrive
b) have you arrived
c) has you arrived
8. How long … your friend from Spain?
a) did you know
b) have you known
c) you have known
9. They … in Europe last month.
a) have travelled
b) has travelled
c) travelled
10. Jane … three times this morning.
a) have telephoned
b) telephoned
c) has telephoned
11. When … the University?
a) did you finish
b) have you finished
c) you finished
12. This is the first time I … Japanese food.
a) ate
b) have eaten
c) has eaten
I … to France two months ago.
a) has gone
b) have gone
c) went
We … a holiday last year.
a) didn’t have
b) haven’t had
c) had no
I … a new dress last week, but I … it yet.
a) have bought / haven’t worn
b) bought / haven’t worn
c) bought / didn’t wear
Don’t worry about your letter. The secretary … it the day before yesterday.
a) has sent
b) have sent
c) sent
When I was a child, I … for school.
a) have always been late
b) was always late
c) has always been late
I can’t find my umbrella. I think somebody … by mistake.
a) has taken
b) have taken
c) took
Are you tired? – Yes, a little. I … the ceiling today.
a) have painted
b) has painted
c) painted
My husband … in the bank for three years since 1990 to 1993.
a) has worked
b) had worked
c) worked
Test 5b Present Perfect/Past Simple
She … her car keys, so we have to open the door by force.
has lost
lost
losed
One of the passengers … in the accident.
has died
have died
died
My sister and her husband … since last Christmas.
were married
have married
have been married
… the post … today?
Did … come
Has … come
Has … came
Dad isn’t at home. He … to the work an hour ago.
went
has gone
has went
They … there since 1984.
have lived
lived
live
Betty … her sister since last month.
saw
didn’t see
hasn’t seen
… you ever … abroad?
Has … been
Have … been
Were … ---
Have you seen “Swan Lake”? – I … it three years ago.
have seen
saw
has seen
I moved to Moscow in 1990 and I … here ever since.
have lived
live
lived
My parents … to the USA many times.
a. were
b. has been
have been
… it … raining yet?
Did … stop
Has … stopped
Does … stop
I … my glasses. I … them when I came to the college this morning.
lost / had
have lost / had
have lost / have had
Have you got any money? – Yes, I … it from my brother.
have borrowed
borrowed
did borrow
Where is Jane? – She … to the shops. She’ll be back soon.
went
goes
has gone
… you already … where to go tonight?
Have … decided
Did … decide
Do … decide
This is Mary. I don’t think you … before. – We were at school together.
met
have met
has met
Somebody … the window in our house last night.
has broken
broke
have broken
I … Jane recently. What about you?
saw
have seen
didn’t see
Your English … a lot lately.
improved
have improved
has improved
Test 6 Present Perfect Progressive
I (write) letters for 4 hours.
It (rain) for two days, that’s why the ground is wet.
The children (play) all afternoon, that’s why they are tired.
I (wait) for you since 8 o’clock.
They (work) on this project for three hours.
He’s tired because he (jog) for hours.
She (lie) in bed all day.
I (live) in Sally’s flat for the last month.
That man (stand) on the corner for the last half an hour.
We (walk) for hours. Let’s have a rest.
I (dig) the garden. That’s why I’m so dirty.
How long you (sit) here?
I can’t stand it any more. Those people (quarrel) since breakfast.
14. I’ll call for an ambulance. She (get) weaker and weaker since she had breakfast.
15. They (try) to solve the problem since last Tuesday, and still, they’ve got no clue.
He (study) English for two years and doesn’t even know the alphabet.
Test 7 Present Perfect/Present Perfect Progressive
1. Susan … (not/return) from her skiing holiday yet.
2. We … (just/move) in.
3. I … (not/see) Thomas since 1995.
4. Sue … (clean) for the past three hours.
5. Cindy … (never/be) to the US.
6. How long … (you/work) here?
7. You … (make) ten phone calls since this morning.
8. … (you/ever/lie) to your best friend?
9. He … (lie) on the couch since he got home from work.
10. She … (type) ten reports this week.
11. My friend … (live) in Oxford during his English course.
12. I … (live) in Oxford all my life.
13. They … (write) ten pages of their homework.
14. Someone … (eat) all the cakes. I’ll have to buy some more.
15. What … (you/buy) your sister for her birthday?
16. My throat is really sore. I … (sing) all evening.
17. Brenda … (learn) Russian, but she finds it difficult.
18. How many people … (you/invite) to your party?
19. Those two cats … (sit) on that branch for the last hour.
20. It … (rain) all day! Why can’t it stop!
21. Diana … (wear) twelve different dresses in the past week!
22. I … (do) everything you asked. What should I do now?
23. Graham and Pauline … (try) to find a house for ages, but they can’t find one they can afford.
24. She says she … (know) this man for ages.
25. From the minute he got up this morning Gary … (ask) silly questions!
26. Sorry, could you say that again? I … (not/listen) to you.
27. He knows Africa well because he … (travel) a lot there.
28. My aunt … (always/have) the big house in the country.
29. You … (write) this composition for two hours and can’t complete it.
30. The children are drawing. They … (draw) since they came home.
31. … they (tell) anything about their summer plans?
32. Do you know where she … (go)?
33. Come in and have a seat. We … (just/discuss) our plans for the next year.
34. No, thank you, I don’t smoke. I … (give up).
35. I … (look for) you all day. Where have you been?