СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по музыке "Школьный хор "Пою о Родине""

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: патриотическое и ценностно-эстетическое воспитание учащихся

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по музыке "Школьный хор "Пою о Родине""»




государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №2
«Образовательный центр» имени ветерана Великой Отечественной Войны Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области





Утверждаю: Согласовано:

Директор ГБОУ СОШ № 2 ОЦ» зам. директора по ВР

им. Г.А. Смолякова

с. Большая Черниговка

______________ А. В. Шумаков ___________ Н. В. Чичева

«_____»__________ 2017г. «_______»__________________2017г.








Элективный курс по музыке






Направление: духовно-нравственное

Программа рассчитана: на 11-17 лет

Срок реализации: 4 года

Автор программы: учитель музыки М. А. Дубошина






с. Большая Черниговка

2017 г.



Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………….………………..

1.1 Актуальность и новизна программы……………………...… ….………….

1.2. Отличительные особенности программы, принципы.…….………............

1.3. Цель и задачи программы …………………………………………………..

1.4. Основные участники реализации программы……………………………..

1.5 Сроки реализации программы ……...............................................................

1.6. Нормативно-правовая и документальная основа………..….……………..

1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий…………………………

1.8. Используемые формы организации процесса……………………………..

1.9. Ожидаемые результаты……………………………………………………..

1.10. Формы контроля…………………………………………………………..

1.11. Формы подведения итогов реализации программы…………………….

2. Календарно-тематическое планирование……………………………………

3. Содержание образовательной деятельности по программе………..……....

4. Методическое обеспечение…………………………………………………..

5. Список литературы ………………..………………………………………….



















Пояснительная записка


На сегодняшний день в условиях развития общества и модернизации образования особенную значимость имеет усовершенствование воспитательно-просветительной деятельности. Создаются новые проекты, разрабатываются инновационные технологические процессы, создается преподавательская сфера, которая и занимается внедрением этих технологий.

Вокальная деятельность учащихся сформирована из трёх направлений: прослушивание музыки, вокально - хоровая деятельность и изящное интонирование. Такая программа подразумевает приобретение дополнительного образования в музыкальной сфере и составлена в согласовании с нормативными документами по организации вспомогательного просвещения учеников.

Если мы понаблюдаем за ребенком, то можем заметить, что первоисточником радости детей является музыка. Восприятие и понимание музыки – процедура образного, чувственно осмысленного, целостного понимания музыкального творения.

Музыка представляет немаловажную значимость в жизнедеятельности людей, а для детей именно песня является возможностью выражения себя. Песня это форма общения людей, а не только форма образного отражения жизни. Пение является немаловажной частью жизни человека. Занятия пением доставляют ребятам наслаждение мелодических звучаний, что хорошо воздействует на нервную систему и содействует морально – эстетическому формированию личности, и предоставляют характерные познания и умения в данной сфере искусства. Индивидуальные качества детей формируются при самовыражении в коллективном пении.

На занятиях коллективным пением у ребенка увеличивается заинтересованность к разножанровой музыке, формируется музыкальный слух, ребенок обучается самостоятельно исполнять песни и этим расширяет собственный круг интересов, формирует знания в музыкальных областях искусства.

1.1 Актуальность и новизна программы

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая, абиогенная), воспитания (вернее многих видов направленного действия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум, как объективная социальная реальность, представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни, деятельности и общения.

Общение в различных сферах микро социума личности - это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.

«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит». Важным элементом программы является работа по формированию гражданственности. В этом заключается новизна программы.

Гражданин – это прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий свою Родину и ценящий культурное наследие своих предков. Без прошлого нет настоящего и будущего. Государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но еще и уважением к достижениям наших предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.

Не зная или забывая свою великую историю, мы можем утратить национальное достоинство, национальную самобытность. Тот, кто не ценит культуры своей страны, не может уважать великие достижения других народов. Человек, воспитанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для проживания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к ее настоящему, его не заботит ее будущее.

Нынешнее поколение не достаточно знает историю своего народа, не может прочувствовать и беречь хрупкую связь времен, не понимая истинные ценности. Задача педагога не призывать к патриотизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к своей семье, месту рождения, дому. Ключом же к уважению, пониманию истинных ценностей, являются уроки музыки и музыкальные внеклассные мероприятия, на которых дети учат и исполняют детские, патриотические, революционные, военные произведения прошлых лет: «Взвейтесь кострами», «Гайдар шагает впереди», «Солнечный круг», «Учат в школе» …

Любовь к Родине не может появиться внезапно, потому что кто-то приказал. Это чувство растет и укрепляется в течение всей жизни человека. Истоки его в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к родному дому, людям, воспитавшим тебя.


1.2. Отличительные особенности программы, принципы.

В программе элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» большое внимание уделяется развитию творческих способностей. Творчество – направленная деятельность, отмеченная оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и предусматривающая формирование новых свойств, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также осознание собственных возможностей во всех областях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. В центре внимания - ребенок, его творческие силы. Создание оптимальных условий для развития личности ученика на основе творчества, взаимосотрудничества, диалога и толерантности тесно связана с пробуждением у детей интереса к познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств личности. Приоритетным направлением развития деятельности стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. В центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Кроме этого, при реализации программы используются и другие принципы:

связи с жизнью, как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений, и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой;

соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учающихся, означающего, если материал, которым обучающиеся овладевают, слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями;

доступности, определяемой структурой учебного плана программы, способом изложения научных знаний, порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов, а также способами овладения практическими умениями и навыками.

творческий, развивающий характер обучения; сочетание коллективного, группового и индивидуального характера обучения; активность и самостоятельность обучающихся в работе.


1.3. Цель и задачи программы

Цель программы: патриотическое и эмоционально-ценностное воспитание подростков.

Задачи программы:

  1. сформировать словарь эмоционального состояния для разговора о музыке;

  2. познакомить детей с историей создания детских, патриотических, революционных, военных песен, произведений прошлых лет с творчеством композиторов и поэтов.

  3. сформировать в сознании учеников социально значимые патриотические ценности, уважение к культурному и историческому прошлого России через музыкальные произведения.

  4. Развитие навыков исполнительского искусства.



1.4. Основные участники реализации программы

Основными участниками реализации программы элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» являются учащиеся 5 - 11 классов. Возрастной диапазон детей от одиннадцати до семнадцати лет.

1.5 Сроки реализации программы

Рассчитана программа на четыре года. Обучение ведется по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Предусмотрена модель обучения по группам.

1.6. Нормативно-правовая и документальная основа

Основополагающим для разработки программы стали следующие нормативные документы:

- Федеральный закон об образовании от 29.12.12 г. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г). - М.: Просвещение, 2010.

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- М.: «Просвещение», 2011.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993.

- Образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В. Иноземцевой.



1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий

Программа элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» подразумевает разрешение воспитательных, развивающих и образовательных задач, при этом учитываются личные и возрастные отличительные черты ребенка. Если есть необходимость, разрешается корректирование форм и содержания уроков, времени прохождения материала. Задачи программы:

-совершенствовать творческую активность детей;

-научить основам музыкальной культуры и улучшать вокальные навыки;

-совершенствовать умения сольного и ансамблевого пения;

-создать основы театральной культуры и развивать эстетический вкус.

Учитывая возрастные отличительные черты, обучение ребенка хоровому пению следует осуществлять регулярно и начать следует с простых способов изучения вокальных способностей.

Первая часть урок или занятия «распевка», она выполняет двойную функцию: подготавливает голосовой аппарат и формирует вокально-хоровые способности. Особенную значимость в формировании певческой культуры ребенка представляет навык концертных выступлений. Этот навык помогает справляться с психологическими комплексами – скованность в эмоциональных проявлениях, страх сцены, развивает свободу и предоставляет ребятам навык самопрезентации.

Подростковый возраст детей 5-7 классов согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина имеет границы от 10—11 до 14—15лет (Эльконин Д.Б., 1971). Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания — полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семья, сверстники), в процессе учебно-воспитательной работы. Информация, которую предлагает педагог учащимся для усвоения на уроке, во внеклассной работе, воспринимается ими как достоверная и убедительная; суждения педагога о жизни, образ его мыслей и поступков становятся созвучными учащимся; в общении с учащимися создается атмосфера искренности, доверительности, потребности делиться с педагогом своими  мыслями, сокровенными желаниями и даже тайнами. Именно эти особенности послужили основанием для постановки воспитательной цели программы.

Занятия с учащимися по программе проводятся один раз в неделю по одному часу. Общее количество часов на год обучения 34.



1.8. Используемые формы организации процесса 

Занятия элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» проходят в группах от 15 до 25 человек. Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполни­тельство, творчество) приобретают различное содержание в за­висимости от организационных форм, в которых они протекают. К формам организации деятельности детей отно­сятся музыкальные занятия по программе, и музыкальное воспитание в семье, а также самостоятельная исследовательская деятельность.

Музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществ­ляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Эта форма организации базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей школьников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Занятия предполагают активную взаимную деятельность пе­дагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - выз­вать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обо­гатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и дру­гие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятель­ности и семье. Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, делают сообщения, слушают музыку, слушают рассказы. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение. Уровень развития музыкальных способностей у школьников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее. Есть дети способные, но стеснительные. Вера ребенка в свои силы - необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него по­лучится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положи­тельного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях. Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого школь­ника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание слож­нее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развиваю­щее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом. Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимос­ти от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, вклю­чения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронталь­но. В зависимости от содержания занятия бывают различных ви­дов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Формы организации вокально-хоровой деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Музыкальное занятие выступает здесь, как основная форма работы, которая предполагает взаимодействие ребенка с педагогом и основывается на индивидуальном подходе.

Применяемые приемы и методы обучения:

- визуальный (видеозаписи)

- слуховой (аудиозаписи)

- положительный (демонстрация способов исполнения, экспромт)

- устный (художественное слово, повествование, диалог)

- поисковый (проблемная ситуация – размышления – правильное решение)

- методичные забавы

- методичные ошибки

При осуществлении программы используются педагогические технологии популярных педагогов – музыкантов таких, как К.Орфа и В.В.Емельянова,

Сущность программы и запас произведений выбираются в согласовании с психофизическими и возрастными отличительными чертами ребенка. Поэтому любому ребенку предоставляется возможность собственный общеобразовательный путь по своим интересам и способностям. Не предполагается особый отбор детей.

Одновременно с тренировочной работой идет воспитательный процесс, задачами которого считаются:

- формирование дружной группы (коллектива);

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

1.9. Ожидаемые результаты освоения программы хорового пения

В учебной деятельности вокальная подготовка гарантирует индивидуальное, общественное, познавательное, коммуникативное развитие учеников. Происходит духовное обогащение, создаются ценностные ориентиры, развивается фантазия, формируется способность разрешать творческие задачи, прививается художественный вкус. Также занятия способствуют совершенствованию ассоциативного и образного мышления, стремлению осуществлять содействие в общественно значимой работе: школьные художественные проекты, культурные события района и др.

В результате осваивания программы элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» происходит гармонизация психологического и умственного формирования личности обучающегося, создается целостное мировосприятие. При этом познание и самопознание осуществляется посредством осваивания методов творческого самовыражения.

Результаты, получаемые от занятий хоровым пением можно условно разделить на предметные, метапредметные и личностные.

К предметным итогам относятся: приобретение практических вокальных навыков и овладение основ музыкальной культуры (на материале искусства родной местности).

Метапредметными итогами считаются: получение вокально-творческого опыта, коммуникативная и социально – эстетическая, культурно – познавательная компетентности; овладение способами решения и поискового характера.

Индивидуальными итогами уроков считаются:

- формирование художественного вкуса;

- развитие художественных нужд, ценностей;

- заинтересованность к культурным обычаям и искусству родного края, нации, этнической общности.

1.10. Формы контроля

В процессе реализации программы элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» используются различные формы контроля: текущий контроль - устный опрос, беседа, тестирование, зачет; итоговый контроль - защита творческого проекта, отчётное мероприятие «Литературно-музыкальная гостиная».

  Результаты достижений учащихся учитываются в таблице 

 Ф.И.

ребёнка

 

 Практическая часть (зачет-незачет)

 

Теоретическая часть

 

 Уровень (низкий,

средний, высокий) 

1

2

3

4

5

6

7

8























   Знания и умения воспитанников контролируются на протяжении всего
учебного года.

Контроль

Формы
контроля

1

Уровень развития исполнительских навыков и умений детей и их творческих проявлений.

тестирование

2

Работа с историческим материалом. Создание презентаций. Уровень эстетичности выполняемых работ. Уровень творчества.

мультимедийная презентация

3

Работа над созданием реферата или доклада.

зачет

4

Самостоятельная поисковая работа.

зачет

6.

Диагностика уровня сформированности вокальных навыков .

итоговое
мероприятие



1.11. Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов программы является проведение музыкально литературного вечера с приглашением родителей и учащихся среднего школьного возраста, где каждый учащийся может продемонстрировать полученные навыки.


2. Календарно - тематическое планирование

(учебный план)


п/п

Темы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Вводное занятие

1

1

1

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

-

-

-

3

Охрана голоса

-

1

1

1

4

Певческая установка

-

2

2

2

5

Звукообразование.

Муз. Штрихи

2

2

2

2

6

Дыхание

2

2

2

2

7

Дикция и артикуляция

1

1

1

1

8

Ансамбль. Унисон

2

-

-


9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

1

2

2

2

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

2

2

11

Ритм

1

2

2

2

12

Сцендвижение

2

2

2

2

13

Работа над репертуаром

14

12

12

12

14

Концертная деятельность

2

3

3

3

15

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

2

2

ИТОГО: 34 34 34 34


Тематическое планирование

с указанием основных видов учебной деятельности учащихся




Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

УУД

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков

1

Инструктаж по ТБ управление и бережное отношение к своему голосу.

Прослушивание детей. Классификация голосов.

Распевание, работа с дыханием.

Инструктаж по ТБ управление и бережное отношение к своему голосу.

Прослушивание детей. Классификация голосов.

Распевание, работа с дыханием.

Инструктаж по ТБ управление и бережное отношение к своему голосу.

Прослушивание детей. Классификация голосов.

Распевание, работа с дыханием.

Инструктаж по ТБ управление и бережное отношение к своему голосу.

Прослушивание детей. Классификация голосов.

Распевание, работа с дыханием.

Личностные:

- готовность и способность к саморазвитию;

- развитие познавательных интересов;

- знание основных моральных норм;

- адекватная мотивация учебной деятельности.

Я - слушатель!

Я- исполнитель!


Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения работы;

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.


Познавательные: --использовать общие приемы решения задачи;

- самостоятельно включаться в творческую деятельность;

- осуществлять выбор вида пения в зависимости от развития диапазона голоса.


Коммуникативные: - адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки и исполнения песни;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость. Приобретать опыт музыкально- творческой деятельности через

слушание и исполнение. Осуществлять музыкально- исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение. Проявлять эмоциональную отзывчивость; Воспринимать информацию. Соблюдение норм поведения в окружающей среде; Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.


Личностные действия: формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определѐнного народа, определѐнной культуры, стремление к красоте.


Регулятивные действия:

способность определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные действия: умение слушать, извлекая нужную

информацию, выполнять учебно- познавательные действия.


Коммуникативные действия: планирование сотрудничества, умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Охрана голоса. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Распевание, работа с дыханием, пропевание звукоряда. Знакомство с песнями:

1. «Гимн России»

сл. С.В. Михалков

муз. А.В. Александров

2. «Наш край»

Слова и музыка Д.Б. Кабалевского

3. «Там за рекою»

сл. В. Суслова

муз. В. Баснера


Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Распевание, работа с дыханием, пропевание звукоряда. Знакомство с песнями:

1.«Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского

2. «Песня о России»

сл. О. Высотской

муз. В. Локтева

3. «Сколько нас?»

муз. О. Хромушина

сл. Л. Куклина

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Распевание, работа с дыханием, пропевание звукоряда. Знакомство с песнями:

1.« Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

2. «Детство-это я и ты»

сл. М. Пляцковского

муз. Ю.Чичикова

3. «Нам нужна одна победа» слова и музыка Б. Окуджава

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Распевание, работа с дыханием, пропевание звукоряда. Знакомство с песнями:

1.« Улица Мира»

сл. Н. Добронравова муз. А. Пахмутовой

2. «Лети, журавлик»

муз. Л. Вохмянина

сл. Луниной

3. «Песня о маленьком трубаче»

муз.

сл. С. Крылова

муз. С. Никитина

Певческая установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению

2

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа над развитием гармонического слуха. Работа с песней

«Гимн России»

сл. С.В. Михалков

муз. А.В. Александров, история создания песни , биография авторов .

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа над развитием гармонического слуха. Работа с песней

«Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского (история создания песни, об авторах)


Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа над развитием гармонического слуха. Работа с песней « Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

(история создания песни, сбор информации об авторах)

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа над развитием гармонического слуха. Работа с песней

« Улица Мира»

сл. Н. Добронравова муз. А. Пахмутовой

(история создания песни, сбор информации об авторах)

Звукообразование. Музыкальные штрихи. Теоретические основы – нотная грамота.

3

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа с песней . «Гимн России»

сл. С.В. Михалков

муз. А.В. Александров


Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа с песней

«Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского


Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа с песней

« Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

(история создания песни, сбор информации об авторах)

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа с песней

« Улица Мира»

сл. Н. Добронравова муз. А. Пахмутовой

(история создания песни, сбор информации об авторах)

Дыхание. Типы певческого дыхания. Цепное дыхание. Теоретические основы.

4

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию.

Знакомство с песн ей «Наш край»

слова и музыка Д.Б. Кабалевского, продолжение работы над песней «Гимн России»

сл. С.В. Михалков

муз. А.В. Александров

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Продолжение работы над песней «Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского

Знакомство с песней «Песня о России»

сл. О. Высотской

муз. В. Локтева (вся информация о песне)


Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа с песней

« Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

Знакомство с песней «Детство-это я и ты»

сл. М. Пляцковского

муз. Ю.Чичикова (сбор информации о песне)

Распевание, упражнения на звуковедение, дыхание, дикцию. Работа над песней

«Лети, журавлик»

муз. Л. Вохмянина

сл. Луниной (сбор информации о песне)


Дикция, артикуляция. Теоретические основы

3

Распевание, упражнения, работа с согласными и гласными звуками. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над песней «Наш край»

слова и музыка Д.Б. Кабалевского, информация о истории создания песни, биографии автора

Распевание, упражнения, работа с согласными и гласными звуками. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

Работа над песней

«Песня о России»

сл. О. Высотской

муз. В. Локтева

Распевание, упражнения, работа с согласными и гласными звуками. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над песней «Детство-это я и ты»

сл. М. Пляцковского

муз. Ю.Чичикова


Распевание, упражнения, работа с согласными и гласными звуками. Развитие звуковысотного и динамического диапазона

Работа над песней «Лети, журавлик»

муз. Л. Вохмянина

сл. Луниной


Ансамбль. Элементы двухголосия

4

Распевание, упражнения (интонационное развитие, артикуляцию, пропевание интервалов, построение трезвучий). Работа над песней «Там, за рекою» сл. В. Суслова, муз. В. Баснера


Распевание, упражнения (интонационное развитие, артикуляцию, пропевание интервалов, построение трезвучий.

Работа и знакомство с песней «Сколько нас?»

муз. О. Хромушина

сл. Л. Куклина (история создания песни, об авторах)

Распевание, упражнения (интонационное развитие, артикуляцию, пропевание интервалов, построение трезвучий) Работа с песнями: «Детство-это я и ты»

сл. М. Пляцковского

муз. Ю.Чичикова

« Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

Распевание, упражнения (интонационное развитие, артикуляцию, пропевание интервалов, построение трезвучий) Работа с песнями:

1.« Улица Мира»

сл. Н. Добронравова муз. А. Пахмутовой

2. «Лети, журавлик»

муз. Л. Вохмянина

сл. Луниной


Музыкально – исполнительская работа.Тембр. Теоретические основы.

2

Распевание, упражнения(дыхание, работа с гласными звуками). Работа с песнями (дикционная, интонационная).

Распевание, упражнения(дыхание, работа с гласными звуками). Работа с песнями (дикционная, интонационная).

Распевание, упражнения(дыхание, работа с гласными звуками). Работа с песнями (дикционная, интонационная). Разучивание песни . «Нам нужна одна победа» слова и музыка Б. Окуджава

Распевание, упражнения(дыхание, работа с гласными звуками). Работа с песней «Песня о маленьком трубаче»

сл. С. Крылова

муз. С. Никитина (дикционная, интонационная).

Ритм. Теоретические основы

4

Распевание, упражнения, ритмические игры. Продолжаем работу над песенным репертуаром: «Там, за рекою» сл. В. Суслова, муз. В. Баснера

Распевание, упражнения, ритмические игры. Продолжаем работу над песенным репертуаром: 1.«Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского

2. «Песня о России»

сл. О. Высотской

муз. В. Локтева

3. «Сколько нас?»

муз. О. Хромушина

сл. Л. Куклина

Распевание, упражнения, ритмические игры. Продолжаем работу над песенным репертуаром: «Нам нужна одна победа» слова и музыка Б. Окуджава (информация о истории создания песни, биографии автора).

Распевание, упражнения, ритмические игры. Продолжаем работу над песенным репертуаром: «Песня о маленьком трубаче».

сл. С. Крылова

муз. С. Никитина

(информация о истории создания песни, биографии автора).

Сценодвижение. Работа над сценическим образом

3

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Эмоциональным исполнением, чѐткой артикуляцией, движением на сцене. Продолжаем работу над песенным репертуаром:

1. «Гимн России»

сл. С.В. Михалков

муз. А.В. Александров

2. «Наш край»

Слова и музыка Д.Б. Кабалевского

3. «Там за рекою»

сл. В. Суслова

муз. В. Баснера

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Эмоциональным исполнением, чѐткой артикуляцией, движением на сцене. Продолжаем работу над песенным репертуаром:

1.«Погоня»

муз. Я. Френкеля

сл. Р.Рождественского

2. «Песня о России»

сл. О. Высотской

муз. В. Локтева

3. «Сколько нас?»

муз. О. Хромушина

сл. Л. Куклина

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Эмоциональным исполнением, чѐткой артикуляцией, движением на сцене. Продолжаем работу над песенным репертуаром:

1.« Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина

муз. А. Островского

2. «Детство-это я и ты»

сл. М. Пляцковского

муз. Ю.Чичикова

3. «Нам нужна одна победа» слова и музыка Б. Окуджава

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Эмоциональным исполнением, чѐткой артикуляцией, движением на сцене. Продолжаем работу над песенным репертуаром:

1.« Улица Мира»

сл. Н. Добронравова муз. А. Пахмутовой

2. «Лети, журавлик»

муз. Л. Вохмянина

сл. Луниной

3. «Песня о маленьком трубаче»

муз.

сл. С. Крылова

муз. С. Никитина

Работа над репертуаром и подвижностью голосов

1

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром, эмоциональной отзывчивостью

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром, эмоциональной отзывчивостью

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром, эмоциональной отзывчивостью

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром, эмоциональной отзывчивостью

Подготовка к отчѐтному концерту

4

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Сценическое действие.

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Сценическое действие.

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Сценическое действие.

Распевание, упражнения, ритмические игры, танцевальные движения. Работа с песенным репертуаром. Сценическое действие.

Отчѐтный концерт.

1

Творческий отчѐт за год.

Творческий отчѐт за год.

Творческий отчѐт за год.

Творческий отчѐт за год.

3. Содержание образовательной деятельности по программе элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»»


1 год обучения (1 час в неделю)

Целью первого года обучения является формирование условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- совершенствовать созидательную активность и независимость ребенка;

- создавать основы принципы театральной и вокальной культуры;

- способствовать формированию способностей сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать эстетичный вкус и исполнительскую культуру.


1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование приемов а капеллы.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами, осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.


По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз. штрихи;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.


2 и 3 года обучения

Цель:

создание условий для творческого развития детей

Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

2 и 3 года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.


Содержание программы 2 – го года обучения


1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Музыкально – ритмические скороговорки.

10.Сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

11.Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы 2 – го года обучения.

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- умение чисто интонировать;

- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

Содержание программы 3 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений.

11.Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

12.Концертная деятельность.

Анализ выступлений

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.


Результаты освоения программы 3 – го года обучения.

- владение техническими программами приемами пения;

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение певческой позицией;

- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- умение анализировать свои действия.


Содержание программы 4 – го года обучения

Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.

1.Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.

2.Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов)

Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.

Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное)

Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.

3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.

Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.

Кантилена и способы звуковедения.

Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.

4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

5.Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.

6.Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.

Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.


Результаты освоения программы 4 – го года обучения.

-соблюдение певческой установки;

-понимание дирижёрского жеста;

-знание основ музыкальной грамоты;

-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-умение точно повторить заданный звук;

-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-умение петь чисто в унисон;

-умение дать критическую оценку своему исполнению;

-умение работать в сценическом образе;

-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-принимать участие в творческой жизни кружка;

-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.


4. Методическое обеспечение (технологии обучения).

В данной программе используется опыт выдающихся отечественных, зарубежных педагогов, психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, идеи о развитии личности В.А.Сухомлинского, идеи инновационного мышления А.А.Окунева. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д. Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т. Шацкого, концепция воспитания человека Иоанна Крондштатского. Именно их концепции послужили базой, основой для создания программы.

В основе программы элективного курса «Школьный хор «Пою о Родине»» лежит образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой, в которую внесены добавления и изменения.

Целью программы – создать условия для развития творческих способностей и нравственного развития путем приобщения к музыкальной деятельности.

Принципы организации преподавательской работы:

-системность, общедоступность уроков для всех желающих;

-концентричность используемого материала, сущность программы и содействие музыкальной деятельности;

-обеспечение возможности самореализации и самовыражения.


5.Список литературы


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

4. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,

8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

9. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

10.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

11.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

12.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

13.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.



Список полезных интернет – ресурсов для педагога


1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html