МОУ «Архангельская СОШ»
Рассмотрена Утверждена педагогическим «Утверждаю»___________
на заседании МО учителей советом школы Директор школы Л.И. Зуева
истории протокол №___ Приказ №__
протокол №___ от «__»_________2011г. от «___»________2011г.
от «__»________2011г.
Рабочая программа
элективного курса
«Основы избирательного права»
для 11 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2011-2012 учебный год
Составитель: учитель истории и
обществознания II КК
Сапронова Елена Юрьевна
с. Архангельское –2011 г.
Пояснительная записка.
Количество недельных часов -1
Количество часов в год -34
Уровень рабочей программы -базовый
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности. Задачей образовательных учреждений является подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, создание условий для формирования правовой культуры, составной частью которой является знание основ избирательного законодательства. Проведение выборов органов ученического самоуправления – отличный способ применить на практике приобретенные знания по избирательному праву и процессу. Введение элективного курса «Основы избирательного права» - дополнительный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.
Цели элективного курса:
создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса.
Основные задачи элективного курса:
ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;
развитие коммуникативных способностей.
Формы и методы работы:
интерактивные лекции, дискуссии;
работа с документами;
изучение статистических материалов;
изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
практические занятия по решению учебных задач;
выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.).
Предполагаемые результаты изучения элективного курса – при освоении курса учащиеся должны:
знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательная компания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, процедура;
знать закон РФ о выборах и правах избирателя;
характеризовать избирательные системы;
объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.
Курс завершается защитой проектных работ по выбранным темам.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные вопросы темы |
1 | Вводное занятие «Что надо знать о выборах?» | 1 | - знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением - распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.) |
2 | Основные страницы развития избирательного права в России. | 1 | - Вече – как элемент выборных органов власти. - Выборные институты (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума). - Выборы в Учредительное Собрание (избирательные комиссии). - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», -Конституция 1936 г. |
3 | Понятие, система и источники избирательного права | 1 | - законы и подзаконные акты - отраслевая принадлежность избирательного права - предмет избирательного права |
4 | Принципы избирательного права | 1 | - избирательный ценз - всеобщее избирательное право и право на участие референдуме - равное избирательное право - прямое избирательное право - тайное голосование - обязательность и периодичность выборов - независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум - открытость и гласность |
5 | Избирательная система | 2 | - понятие и основные типы избирательной системы, - методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы |
6 | Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав | 1 | - активное избирательное право - регистрация (учет) избирателей, участников референдума - составление списков избирателей, участников референдума |
7 | Политическая партия (основы правового статуса) | 1 | - понятие политической партии - требования к политическим партиям - устав политической партии |
8 | Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ | 1 | - права и обязанности кандидатов - гарантии деятельности депутатов |
9 | Кандидат на пост Президента РФ | 1 | права и обязанности кандидатов - гарантии деятельности кандидата |
10 | Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления | 2 | права и обязанности кандидатов - изучение нормативной базы, регулирующей формирование представительных органов |
11 | Встреча с представителями органа местного самоуправления | 1 | - занятие-интервью |
12 | Избирательные комиссии | 2 | - принципы деятельности -основы правового статуса избирательных комиссий - организация деятельности комиссий - статус члена комиссий - расформирование комиссий |
13 | Система избирательных комиссий | 2 | - порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ - порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней - использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы» |
14 | Встреча с представителем участковой (территориальной) избирательной комиссии | 1 | занятие-интервью |
15 | Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица | 1 | - права и обязанности наблюдателей - уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений - доверенные лица политических партий - доверенные лица кандидатов в президенты |
16 | СМИ как субъект избирательного права | 1 | понятие СМИ - государственные, муниципальные и негосударственные СМИ - права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов |
17 | Назначение выборов и референдума | 2 | инициатива проведения и назначение выборов РФ - инициатива проведения и назначение референдума - реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ - реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ - образование (определение) избирательных округов, округа референдума - образование избирательных участков |
18 | Выдвижение кандидатов | 1 | общие положения о выдвижении кандидатов - выдвижение федерального списка кандидатов |
19 | Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ | 1 | самовыдвижение кандидата - выдвижение кандидата политической партией - основания для отказа регистрации кандидата - регистрация кандидата в Президенты РФ |
20 | Агитация | 2 | агитационный период - предвыборная агитация |
21 | Голосование | 1 | помещения для голосования - информационные стенды - бюллетень - время начала и окончания голосования - досрочное голосование |
22 | Подсчет голосов и установление результатов голосования | 1 | сортировка бюллетеней - подсчет голосов - оформление протокола |
23 | Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права | 1 | субъекты конституционно-правовой ответственности - отмена решения о результатах выборов или референдума |
24 | Административная ответственность за нарушение норм избирательного права | 1 | классификация объектов правонарушения - субъекты правонарушений - виды административных правонарушений |
25 | Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права | 1 | - преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов - состав преступления |
26 | Работа над проектом | 2 | |
27 | Защита проекта | 1 | |
Темы проектов.
1.Современные избирательные системы: их плюсы и минусы.
2. Перспективная избирательная система.
3. Предстоящие выборы: прогноз участия в избирательной кампании жителей села Архангельского.
4. Позиция неучастия в выборах: «за» и «против».
5. Гражданин и избиратель: к вопросу о соотношении понятий.
6. Если бы я обладал законодательной инициативой... (Пакет поправок к действующему законодательству по выборам.)
Литература.
1.Введение в политологию: Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений / К.С.Гаджиев, Д.В.Гудименко, Г.В.Каменская, А.Н.Родионов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1995. – 272 с.
2.Обществознание: учеб.для 11 кл.общеобразоват.учреждений: профил.уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.: ил.
3.Основы избирательного права РФ: учеб.пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192 с.
4.Политология .Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Полуниной Г.В. Москва «Акалис», 1999. 277с.
Темы проектов.
1.Современные избирательные системы: их плюсы и минусы.
2. Перспективная избирательная система.
3. Предстоящие выборы: прогноз участия в избирательной кампании жителей села Архангельского.
4. Позиция неучастия в выборах: «за» и «против».
5. Гражданин и избиратель: к вопросу о соотношении понятий.
6. Если бы я обладал законодательной инициативой... (Пакет поправок к действующему законодательству по выборам.)