Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2015 – 2016 учебного года
Номинация: «Дополнительное образование детей и школьников»
Название работы: «Инновационная учебная программа «Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по английскому языку»
Автор: Попова Елена Николаевна
Место выполнения работы: МБОУ Маргаритовская СОШ с. Маргаритово, ул. Школьная д.15, Азовский район, Ростовская область (индекс: 346776).
Пояснительная записка.
В связи с внесением изменений в Закон «Об образовании» о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в форме единого государственного экзамена по выбору, а с 2020 обязательного экзамена, возникла необходимость в конструктивном подходе к экзаменационной подготовке учащихся. Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. С 2012 года мною разработана и реализуется авторская учебная программа «Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по английскому языку», программа размещена в сетевых сообществах и на сайте ОУ.
Программа была рассмотрена на педсовете и рекомендована к утверждению, в данное время она апробируется мной, успешно реализуется в течение нескольких лет. Инновационный характер программы раскрывается в области практических инноваций: методики интенсивной подготовки учащихся выпускного класса, алгоритмов и способов закрепления и усовершенствования лексико-грамматических, коммуникативных, социокультурных, компенсаторных компетенций. Программа содержит ресурсы построения индивидуального образовательного маршрута учащимися. Помогает им более точно оценить свои знания для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку и для будущей учебы.
Цель программы: 1. Помочь учащимся подготовиться к сдаче экзаменов по английскому языку в формате ЕГЭ (уровень В 2 Vantage общеевропейской системы оценки владения иностранным языком (Common European Framework scale) и в целом, усовершенствовать все языковые компетенции, необходимые для будущей учебы в ВУЗе.
2. Создание и развитие организационно-методической системы подготовки учащихся 5–11 классов школы к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Приоритетные задачи программы:
повторить, обобщить и выявить знания по всем разделам , которые составляют формат ЕГЭ по английскому языку, выявить и доработать пробелы в знаниях
ознакомить учащихся с экзаменационным форматом
развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий, в особенностях их выполнения, т.е. закрепить компенсаторную компетенцию
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
развивать творческий потенциал учащихся;
- обеспечить нормативно – правовую подготовку учащихся по процедуре проведения ЕГЭ.
Работая по данной программе в течение нескольких лет, я пришла к мысли о необходимости создания цифрового образовательного ресурса по подготовке к ЕГЭ и электронного тренажера. Моя работа в этом направлении продолжается. В данное время тружусь над разработкой цифровых образовательных ресурсов.
Специфика программы Краткосрочность курса определяет интенсивность обучения, выбор активных и интерактивных методов обучения, относительно большой объем домашних заданий и тщательный отбор учителем лексико-грамматического, аудио- и прочего учебного материала
В структуре программы представлены следующие разделы: Краткая характеристика УМК, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся в конце прохождения программы, список литературы, календарно-тематический план
Содержание программы.
Состав УМК
ФИПИ ЕГЭ 2012 типовые экзаменационные задания под редакцией М.В.Вербицкой, Москва, Национальное образование,2011
Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика,М.Манн, С.Тейлор-Ноулз, Е.Клековкина, Оксфорд, Макмиллан,2006
CD-Rom инструкции и тексты к разделу «аудирование» ФИПИ ЕГЭ 2012
Грамматика английского языка New Round-Up-6, В.Эванс, Дж.Дули, И.Шишова,Лонгман,2011
CD-Rom для New Round-Up
Оборудование
Медиапроектор, компьютер, СД, таблицы, плакаты, слайды с лексико-грамматическим материалом
Организация обучения
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, общими требованиями стандарта по иностранным языкам в современной школе (в контексте Болонского соглашения, уровень Vantage=B2), а с другой стороны, необходимостью практико-ориентированной специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.
Данный курс рассчитан на учащихся 11 классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в предложенном формате, и на учащихся, которые хотят быстро и интенсивно закрепить полученные языковые и прочие компетенции, необходимые для будущей жизни вне школы. Курс рекомендуется проводить в течение последнего года обучения в режиме 1 или 2 часа в неделю.
Курс можно варьировать за счет привлечения дополнительного материала для проведения практических занятий или сокращения за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Интенсивность и краткосрочность курса предопределяют тренировочные задания для самостоятельной работы дома, но объем домашнего задания должен определяться учителем исходя из реальных обстоятельств учебы в школе, чтобы домашняя работа не стала большой перегрузкой.
Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений и краткосрочностью курса - сентябрь-май
Методы работы
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Для реализации поставленных задач используются активные методы обучения, которые формируют у учащихся не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений в процессе выполнения заданий в формате ЕГЭ. Для результативности использования активных методов необходимо сочетать три основных компонента: 1. Проблема (выделение основной проблемы для учащегося, поиск путей решения; 2.Избранный метод; 3.Соответствующая ему форма. Активные методы преподавания подразумевают:![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_2.jpeg)
- целевые установки учащимся на самостоятельную работу
- методические рекомендации
- проблемные задачи и задания
- вопросы для самоконтроля учащихся
- парная и групповая
- индивидуальная
- с использованием ИКТ
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом экзамена, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки. Учащиеся должны четко хронометрировать выполнение заданий, уметь приблизительно оценивать в баллах качество своих работ, ставить цель, ориентированную на определенное количество баллов.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным экзаменационным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности (развитие компенсаторной компетенции).
В ходе работы осуществляется постоянный контроль. Алгоритм контроля следующий: 1. Входное тестирование-1 час;
2. Текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся - качество выполнения тренировочных заданий по чтению, аудированию , лексико-грамматическим заданиям , заданиям С1\С2 в конце каждого 3 занятия ;
3. Тестирование в конце первого полугодия-2 часа;
4. Итоговое тестирование в конце года- 2 часа.
Итого планируемое время учебных часов-34, но возможна вариативность исходя из возможностей учебного плана, подготовленности учащихся; т.е. учебный материал можно увеличивать или уменьшать в зависимости от конкретных обстоятельств.
- обобщить и закрепить лексико-грамматический материал, необходимый для успешной сдачи экзамена;
- овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий;
- быть готовы к сдаче экзамена в формате ЕГЭ или на уровень В 2
- в целом консолидировать свои компетенции по предмету английский язык
Курс состоит из 10 тестов в формате ЕГЭ. Каждое занятие является практическим и начинается с выборочного анализа лексико- грамматического материала, включенного в тест. Этот анализ может быть сделан как учителем, так и самими учащимися под руководством преподавателя. Затем учащиеся приступают к выполнению практических заданий в экзаменационном формате разнообразных по форме и сложности, направленных на повторение и закрепление пройденного материала, приобретение навыков, необходимых для сдачи экзамена.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_3.jpeg)
Обобщение лексического материала тесно связано с отрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.
Для отработки лексико- грамматического материала программа курса включает специально отведенные часы:
словообразование, семантика прификсов, суффиксов-1 час
фразовые глаголы- 2 час
предлоги- 2 час
артикль-1 час
глагольно-временные формы- 2 час
Возможно варьирование данных часов, принимая во внимание уровень подготовки учащихся, индивидуальный подход к учащимся.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- текстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут. Типы заданий: на установление соответствия, выбор одного правильного ответа из трех предложенных.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей) на основе лексического базиса средней общеобразовательной школы.
ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Типы заданий: на установление соответствия и выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.
Письменные умения
Развитие умений писать личное письмо и сочинение-мнение с элементами рассуждения, Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее. Развитие умений логично, связно, грамматически и лексически правильно изложить свое рассуждение в письменном виде на заданную тему.
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, развитие и закрепление навыков правильного оформления бланка с ответами ЕГЭ, особенно в разделе В4-В 16 и С1, С2..
Лексика
Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_4.jpeg)
Грамматика
Все глагольно-временные формы в настоящем, прошедшем и будущем времени, Активный и страдательный залог: Present Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous; Stative Verbs, Артикль( определенный артикль, неопределенный, нулевой артикль,; имена существительные в единственном и множественном числе, исключния для множественного числа; квантифакторы ( инклюзивные, оценочные, неопределенные, отрицательные) , исчисляемые\ неисчисляемые существительные; модальные глаголы, условные предложения; союзы, вводные слова; степени сравнения прилагательных; инфинитив и герундий; структура предложения( определительные и пр. придаточные предложения), инверсия; предлоги( места, времени и др.); Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally , at last, in the end, however, etc.).Формирование навыков распознавания и употребления в предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth.;личные притяжательные, указательные, неопределенные , относительные вопросительные местоимения;; прилагательные и наречия, в том числе наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/ a little); количественные и порядковые числительные. Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally , at last, in the end, however, etc.), словообразование, фразовые глаголы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_5.jpeg)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов | | Примечание |
| | Лекция | Практика | |
1 | Вводное тестирование | | 1 | На материале теста 1 |
2 | Практикум: аудирование и чтение | | 1 | Тест2 |
3 | Практикум: написание эссе - сочинения, составление подробного плана (сочинение -мнение),linking words. | 1\2 | 1\2 | Тест 2 |
4 | Текущий контроль: лексико -грамматические задания в формате ЕГЭ | | 1 | Тест 2 |
5 | Практикум: словообразование | 1\2 | 1\2 | На материале Round-up 6, Macmillan |
6 | Практикум: лексико -грамматическое задание | | 1 | Тест3 |
7 | Практикум: неформальное письмо | 1\2 | 1\2 | Тест 3 |
8 | Текущий контроль чтения и аудирования | | 1 | На материале тест 3 |
9 | Практикум: чтение и аудирование | | 1 | Тест 4 |
10 | Практикум: глагольно-временные формы | 1 | 1 | На материале Round-up 6, Macmillan |
11 | Практикум: лексико-грамматические задания | | 1 | Тест 4 |
12 | Текущий контроль: сочинение-мнение | | 1 | Тест 4 |
13 | Практикум: чтение и аудирование | | 1 | Тест 5 |
14 | Практикум: предлоги | 1 | 1 | На материале round-up 6, Macmillan |
15 | Практикум: сочинение - мнение | | 1 | Тест 5 |
16 | Предварительный контроль за I полугодие | | 2 | Тест 6 |
17 | Практикум: фразовые глаголы | 1 | 1 | На материале round-up 6 , Macmillan |
18 | Практикум: лексико -грамматическое задание | | 1 | Тест 7 |
19 | Практикум: сочинение - мнение | 1\2 | 1\2 | Тест 7 |
20 | Текущий контроль: чтение и аудирование | | 1 | Тест 7 |
21 | Практикум: артикль | 1 | 1 | На материале round-up 6, Macmillan |
22 | Практикум: лексико-грамматическое задание | | 1 | Тест 8 |
23 | Практикум: чтение, аудирование | | 1 | Тест 8 |
24 | Текущий контроль. Сочинение -мнение | | 1 | Тест 8 |
25 | Практикум: чтение, аудирование | | 1 | Тест 9 |
26 | Практикум: сочинение-мнение | 1\2 | 1\2 | Тест 9 |
27 | Текущий контроль: лексико-грамматическое задание | | 1 | Тест 9 |
28 | Итоговый контроль | | 2 | Тест 10 |
| Итого: | 6.5 | 27.5 | 34 уч.часа |
Данный курс составлен в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных программ и требованиям к элективным курсам
(Приказ МР №1221 от 18.06.97)
Список литературы
1.ФИПИ ЕГЭ 2012 типовые экзаменационные варианты под редакцией М.В Вербицкой, Национальное Образование, Москва, 2011
2.Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика, М Манн, С. Тейлор-Ноулз, Е. Клековкина, Макмиллан, Оксфорд, 2006
3.Английский язык 11 класс сборник тренировочных и проверочных заданий( в формате ЕГЭ) , Ю.С.Веселова, Интеллект-Центр, Ярославль,
in Use, R.Murphy, Camridge University Press, Cambridge, 2004
5.New Round-2009
4.English Grammar Up, V.Evans, J.Dooley, I.Shishova, Longman,Harlow, 2011
6.Cambridge First Certificate in English, Cambridge University Press, Cambridge, 1997![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_6.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5925ff220e6b1/203157_8.jpeg)
Большую помощь в подготовке занятий оказывают сайты
www.teachingchannel.org www.englishteachers.ru . www.onestopenglish.com -
www.englishteachers.ru/
www.schoolcollection.edu.ru
www.visitengland.com www.visitlondon.com.
www. 1september.ru
www. anglyaz.ru/