СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс Подготовка к ГИА по географии с использованием информационно-коммуникационных технологий для 8-9 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса:

  • повышение качества географического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс Подготовка к ГИА по географии с использованием информационно-коммуникационных технологий для 8-9 классов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1» Камышловского городского округа

имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова



«Согласовано»

Руководитель методического объединения

__________________________ 2016г.

«Утверждаю»

директор МАОУ «Школа №1» КГО

/Крысанова А,Е,/ 2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс по географии: Подготовка к ГИА по географии с использованием информационно-коммуникационных технологий для 8-9 классов




Разработчик программы

учитель Тюшева Л.В.

предмет: география















2016 год

Элективный курс "Подготовка к ГИА по географии с использованием информационно-коммуникационных технологий"

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной ком­пьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.

В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении до­машних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осу­ществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ГИА является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Элективный курс «Подготовка к ГИА по географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов в год. Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение комплектов тестовых материалов и заданий.

  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов географии на базовом уровне.

Данная программа может быть применена и при подготовке к ГИА на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

  • повышение качества географического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;

  • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса географии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

  • овладение умениями обосновывать место и роль географических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о географических объектах;

  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения географии, в ходе работы с различными источниками информации;

  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; правил поведения в природе.

  • воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • презентации уроков;

  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по географии;

  • типовые тестовые задания ГИА по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

  • другие наглядные материалы (гербарии, коллекции).

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;

  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

  • решать практические задачи разной степени сложности;

  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы

  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли промышленности.



Тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. 

1

2

Источники географической информации


2


3


Природа Земли и человек


4


4


Материки, океаны, народы и страны.


4


5


Природопользование и геоэкология.


1


6


География России


4

7


Итоговое тестирование


1


итого

17ч



Содержание программы

Введение. 

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Источники географической информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Природа Земли и человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Изучение элементов погоды. 
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные. 

Материки, океаны, народы и страны

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 

Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  
Основные типы природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География России 

Природа России

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 

Население России 

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.
Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.
Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Хозяйство России

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.

Требования по окончании курса: 

Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 

Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 







Календарно-тематический план







теория


практика


дата

Тема занятия


теория


практика



Практика

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1


Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии Что изучает география.

1


Источники географической информации. 2 часа

2


Географические модели Масштаб Условные знаки Способы картографического изображения


1

3


Градусная сеть Географические координаты Выдающиеся  географические  исследования,  открытия и путешествия


1

Природа Земли и человек – 4 часа

4,5


Земная кора и литосфера Гидросфера, ее состав и строение Атмосфера. Состав, строение, циркуляция Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1

1


6,7


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


2

Материки, океаны, народы и страны 4 часа

8


Основные черты природы Африки. Австралии


1


9


Основные черты природы Северной и Южной Америки


1

10


Полярные области Земли 


1

11


Основные черты природы Евразии


1


Природопользование и геоэкология – 1 часа

12


Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1


Хозяйство и население России

13


Отрасли хозяйства: топливная промышленность , Металлургический комплекс, Машиностроение, химическая и лесная промышленность


1

14


Политико-административное устройство России Численность и естественный прирост населения Городское и сельское население Миграции населения


1

15


Западный макрорегион


1

16


Восточный макрорегион


1

17


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


1



Практические работы.

Тема «Источники географической информации».

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;

Построение профиля рельефа местности

Тема «Природа материков».

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;

Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.




Условия реализации программы:


    1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

    2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по географии.

    3. Наличие презентаций уроков по различным разделам географии.

    4. Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по географии в печатном и электронном формате.

    5. Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по географии.

Информационное обеспечение программы

Учебные пособия для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

  5. Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

  6. Лернер Г.И. ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2010.-240с..



Электронные учебные пособия:

    1. Учебное электронное пособие «Уроки географии». Кирилл и Мефодий.

    2. Учебное электронное пособие «География. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

    3. Полный интерактивный курс географи «Физикон»

    4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.

    5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    6. Презентации к урокам.

Видеофильмы:

1. Природа регионов России.

2. Вулканы России.


Интернет сайты

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по географии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по географии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «География 6-11 класс»

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал


Литература:

1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.
2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.
3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014 
4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010 
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа, 2014.