СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Практикум по русскому языку" (подготовка к ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по русскому языку для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Практикум по русскому языку" (подготовка к ОГЭ)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Практикум по русскому языку» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

3.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;

4.Примерная программа по русскому языку;

5. Положение о рабочей программе в МБОУ «Уринская СОШ»

6.Устав школы

Данный элективный курс по русскому языку разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения.

Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания.

Данный элективный курс разработан для учащихся 9 класса МБОУ «Уринская СОШ» и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


Цель курса:

обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации.


Задачи курса:

1.Повторить трудные случаи орфографии, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);

2.Упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;

3.Создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

5.Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

6.Использовать при подготовке к ОГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

7.Совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

8. Расширить навыки самостоятельной работы;

9. Развивать навыки работы со справочной литературой;

10.Учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.


Планируемые результаты

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

-работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

-четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

-выполнять различные типы тестовых заданий;

-самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

-хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

-правильно отмечать в бланке вариант ответа;

-писать сочинение-рассуждение

-сокращать текст изложения


- знать лексические и грамматические явления русского языка;

- владеть основными приемами компрессии текста и выработать пошаговый алгоритм при работе со сжатым текстом;

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать, интерпретировать, передавать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических изложений и сочинений и рецензировать их.

Формы обучения:

-установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;

-практические занятия;

-самостоятельная работа с КИМами;


Содержание разделов элективного курса


Написание изложения (8 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

адекватно воспринимать авторский замысел;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Языковой анализ текста (7 часов)

Текст как речевое произведение. Средства выразительности в тексте. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Синонимы как основа речевого богатства. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Грамматическая основа предложения. Обособленные члены предложения.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях разных видов.

Написание сочинения (5 часов)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знатьправила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметьподбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности (10 часов)

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Обособление определений и приложений.




Учебный план

н\п

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

(лекции)

Практика

Формы контроля

1.

Вводное занятие. Входная диагностика.

2

1

1

К/работа

2.

Написание изложения

8

5

3


3.

Языковой анализ текста

7

4

3

к\работа

4.

Написание сочинения

5

3

2

к\тест

5.

Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности

10

6

4

Контрольный

диктант

10.

Контрольная диагностика

2

 -

2

 Тест

 

Итого

34

19

15

 





Календарно-тематическое планирование




Тема раздела, урока

Количество часов


Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата


По плану

Факт.

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.


1

Лекция






2

Входная диагностика

1

Лекция




Написание изложения (8 часов)

3-4

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2

Анализ текста



5

Сжатое изложение

1

Лекция




6-7

Сжатие информации

2

Практикум

Проверочная работа



8

Написание сжатого изложения

1

Практикум

Написание сжатого изложения



9

Сжатое изложение: практическая работа


1

Практическая работа




10

Текст: практикум

1


Тест



Языковой анализ текста (7 часов)

11

Текст как речевое произведение

1

Теоретическ

Практическ.




12

Средства выразительности в тексте


1




Тест



13

Правописание приставок. Правописание суффиксов.

1

Практикум

Анализ текста



14

Синонимы как основа речевого богатства

1

Беседа

Опрос



15

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях.

1


Проверочная работа



16

Грамматическая основа предложения. Обособленные члены предложения

1

Семинар




17

Сложное предложение

1

Практикум

К/работа



Написание сочинения (5 часов)

18

Сочинение на лингвистическую тему

1





19

Сочинение-рассуждение на основе фрагмента из текста

1

Беседа




20

Сочинение-рассуждение на основе фрагмента из текста. Практикум.

1

Практикум




21

Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

1





22

Практикум. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

1

Практикум

Написание сочинения



Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности (10 часов)

23

Правописание гласных и согласных в корне слова

1





24

Правописание имён существительных

1

Лекция




25

Правописание глаголов

1

Семинар




26

Правописание прилагательных и причастий

1

Семинар

Анализ предложений



27

Правописание НЕ с разными частями речи

1


Диктант



28

Правописание служебных частей речи

1





29

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Семинар

Анализ предложений



30

Вводные слова

1

Практикум




31

Обособление определений и приложений

1

Семинар

Анализ предложений



32

Знаки препинания в сложных предложениях

1


Анализ предложений



33-34

Контрольная диагностика

2


Контр. работа в формате ОГЭ




Итого

34







Учебно-методическое обеспечение

1."Итоговый контроль ГИА. Русский язык. Учебно-справочные материалы для 9 класса", Москва., Санкт-Петербург, "Просвещение", 2014 г.

2. "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум, 9", Саратов, Издательство "Лицей", 2014 г.

3. "Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс. Русский язык. Тематические тренировочные задания", Москва, "Эксмо", 2014 г.

4. "Русский язык. Государственная итоговая аттестация, 9"Москва, "Генжер", 2009 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!