СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Проектная деятельность» 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоя­тельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Проектная деятельность» 10 класса»











Рабочая программа элективного курса по технологии

« Проектная деятельность»

10 класс





























Учитель технологии

Полушкин С.А.













1.Пояснительная записка


Элективный курс «Проектная деятельность» 10 класса содержит материал, который позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.  Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

        Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоя­тельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами PowerPoint. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов, подготовке к олимпиадам.

Элективный курс создают благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • использование этих знаний для поиска решения;

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

  • нахождение различных решений данной проблемы.


2.Характеристика элективного курса «Проектная деятельность»

Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, черчения, физики технологии способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.

3. Описание места элективный курс «Проектная деятельность» в учебном плане

Элективному курсу по технологии отводится часть, формируемая участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю в 10-ом классе.


 4. Цель курса – обучение основам проектной деятельности.

        

5.Задачи курса:

  • сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;

  • дать представление о дизайне и навигации презентации;

  • способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;

  • научить использовать программу PowerPoint для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;

  • сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; обще трудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

  • развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;

  • повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;

  • создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;

  • обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.


        Осуществление проектной деятельности позволяет:

  • обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;

  • учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

  • организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;

  • комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - комму­никационных технологий;

  • на практике примерять теоретические знания при выполнении проекта;

  • осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;

  • воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;

  • формировать деловые качества личности;

  • развивать инициативу и творческие способности;

  • формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, день­гам, времени;

  • способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональ­ной деятельности;

Программа предназначена для подготовки учащихся 10-х классов к проектной деятельности и рассчитана на 34 часа.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.

Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.










6. Содержание элективного курса «Проектная деятельность»


1.Введение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта (2ч.)

Основные теоретические сведения

Организация проектной дея­тельности. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа №1 «Банк идей проектов»

 2.Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов (2ч.)

Основные теоретические сведения

Объяснить сущность проекта, алгоритм выполнения проекта. Слайд фильм «Технология проектирования». Антиподы проектирования

Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»

3.Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей (2ч.)

Основные теоретические сведения

План деятельности. Библиографический поиск. Поиск информации с помощью приема «Закладки». Работа с первоисточниками (Составление плетадда доклада. Подготовка доклада для устного сообщения. Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента). Анкетирование, интервью «Ваше мнение».


4. Практическая работа №3 «Поиск информации» (1ч.)

5. Обоснование темы проекта (0,5ч.)

Основные теоретические сведения

Определение и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематическое изображение составляющих творческого проекта).

Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

6. Исследование объекта проектирования и его реконструкция(3ч.)

Основные теоретические сведения

Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» 

7. Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта (4ч.)

Основные теоретические сведения

Анализ альтернативных вариантов проектируемого изделия. Понятие проектирование и конструирование. Технический рисунок проекта

Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»

Описание выбранного варианта, обоснование выбора, выполнение технического рисунка

8. Состав графической документации(3ч.)

Основные теоретические сведения

Линии чертежа, чертеж, эскиз, рисунок. Правило чтения и составление технологической документации. Разработка маршрутных и технологических карт на проектируемое изделие. Анализ свойств материалов. Составление спецификации на изделие.

Практическая работа №7 «Выбор материалов»

9. Организация и технология изготовления изделия(5ч.)

Основные теоретические сведения

Технологический процесс и его элементы.

Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» изучение чертежа проекта и разработка технологической карты на изготавливаемое изделие.

10. Расчет себестоимости проекта (2ч.)

Основные теоретические сведения

Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.

Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта»

Расчет себестоимости проекта.

12. Реклама проекта. Виды рекламы(2ч.)

Основные теоретические сведения

Реклама проекта. Виды рекламы. Правило составления рекламы. Составления рекламного проекта. Понятие о рекламе. Рекламное объявление.

Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к выполнению рекламного проспекта изделия.

Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»

13.Экологическое и экономическое обоснование проекта (1ч.)

Основные теоретические сведения

Экологические требования к проектируемому изделию. Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.

14. Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint (1ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта. Понятие презентации. Ее назначение и области использования. Виды презентаций. Основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация). Этапы создания презентации. Назначение и возможности программы PowerPoint. Способы создания презентации. Виды шаблонов презентации и работа с ними.

Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта»

15. Вставка информации на слайды (1ч.)

Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта»

16. Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта (1ч.)

Основные теоретические сведения

Создание гиперссылок. Вставка и форматирование управляющих кнопок. Настройка анимации для объектов слайдов. Настройка анимации каждого слайда. Работа в режиме Сортировщика слайдов. Редактирование презентации в режиме Сортировщика слайдов. Настройка показа презентации и ее демонстрация. Способы демонстрации презентации (автоматический и интерактивный режим демонстрации слайдов). Задание способа смены кадров. Задание времени отображения слайдов. Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Критерии оценки выполненных проектов. Возможные оценки творческого и информационного проектов.

Практическая работа №14 «Представление проекта» Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint.











7. Тематическое планирование

пп

Разделы и темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта. Практическая работа №1 «Банк идей проектов»

2

1

1

2

Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов.

Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»

2

1

1

3

Работа с первоисточниками.

Исследование, заимствование идей.

Практическая работа №3 «Поиск информации»

2

1

1

4

Обоснование темы проекта.

Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

1

0,5

0,5

5

Исследование объекта проектирования и его реконструкция

Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» 

3

2

1

6

Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»

4

1

3

7

Составление графической документации.

Практическая работа №7 «Выбор материалов»

4

0,5

3,5

8

Организация и технология изготовления изделия.

Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт»

7

-

7

9

Расчет себестоимости проекта. Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта»

2

1

1

10

Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»


1

-

1

11

Экологическое и экономическое обоснование проекта.

1

-

1

12

Рекламный проспект изделия.

1

0,5

0,5

13

Информационный проект. Основы работы с презентацией в программеPowerPoint.

Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта

1

-

1

14

Вставка информации на слайды.

Практическая работа №13

«Создание презентации к защите проекта»

2

1

1

15

Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта. Практическая работа №14 «Представление проекта»

1

-

1


Всего:

34

8

26


8.Требование к уровню подготовки учащихся


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- типы проектов;

- понятие презентации, ее назначение и области использования;

- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);

- этапы выполнения различных проектов;

- этапы работы над презентацией;

- способы представления информации;

- способы создания презентации;

- структуру окна программы PowerPoint;

назначение и основные функции инструментов программы PowerPoint;

- способы демонстрации презентации;

- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;

- критерии оценки проекта.


 На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- анализировать ситуацию;

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- уметь ориентироваться в информационном пространстве;

- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;

- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);

- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;

- сопоставлять цель и действия по её достижению;

- владеть различными способами познавательной деятельности;

- генерировать идеи и методы решения задач;

- организовывать рабочее место и трудовой процесс;

- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;

- находить рациональные приемы работы;

- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;

- составлять план - график работ;

- моделировать варианты ожидаемых результатов;

- применять различные методы исследования;

- выбирать информацию для представления;

- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;

- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;

- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;

- проводить рефлексию.





9.Рекомендуемая литература.


    1. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010;

    2. Бешенков А.К. Технология(технический труд) : технические и проектные задания для учащихся: пособие для учителя.-М: Дрофа, 2004.;

    3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004.;

    4. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеоразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004;

    5. Методика преподавания технологии: пособие для учителя/ под ред. В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2005;

    6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.-М.: Академия,2007;

    7. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. / Сост. Бобровская А.Н.,Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.


Скачать

© 2016, 4098 124

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!