Рабочая программа элективного курса по технологии
« Проектная деятельность»
10 класс
Учитель технологии
Полушкин С.А.
1.Пояснительная записка
Элективный курс «Проектная деятельность» 10 класса содержит материал, который позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами PowerPoint. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов, подготовке к олимпиадам.
Элективный курс создают благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
нахождение различных решений данной проблемы.
2.Характеристика элективного курса «Проектная деятельность»
Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, черчения, физики технологии способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.
3. Описание места элективный курс «Проектная деятельность» в учебном плане
Элективному курсу по технологии отводится часть, формируемая участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю в 10-ом классе.
4. Цель курса – обучение основам проектной деятельности.
5.Задачи курса:
сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
дать представление о дизайне и навигации презентации;
способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
научить использовать программу PowerPoint для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; обще трудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.
Осуществление проектной деятельности позволяет:
обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;
учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;
комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - коммуникационных технологий;
на практике примерять теоретические знания при выполнении проекта;
осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
формировать деловые качества личности;
развивать инициативу и творческие способности;
формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, деньгам, времени;
способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности;
Программа предназначена для подготовки учащихся 10-х классов к проектной деятельности и рассчитана на 34 часа.
Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.
6. Содержание элективного курса «Проектная деятельность»
1.Введение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта (2ч.)
Основные теоретические сведения
Организация проектной деятельности. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа №1 «Банк идей проектов»
2.Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов (2ч.)
Основные теоретические сведения
Объяснить сущность проекта, алгоритм выполнения проекта. Слайд фильм «Технология проектирования». Антиподы проектирования
Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»
3.Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей (2ч.)
Основные теоретические сведения
План деятельности. Библиографический поиск. Поиск информации с помощью приема «Закладки». Работа с первоисточниками (Составление плетадда доклада. Подготовка доклада для устного сообщения. Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента). Анкетирование, интервью «Ваше мнение».
4. Практическая работа №3 «Поиск информации» (1ч.)
5. Обоснование темы проекта (0,5ч.)
Основные теоретические сведения
Определение и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематическое изображение составляющих творческого проекта).
Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»
6. Исследование объекта проектирования и его реконструкция(3ч.)
Основные теоретические сведения
Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов»
7. Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта (4ч.)
Основные теоретические сведения
Анализ альтернативных вариантов проектируемого изделия. Понятие проектирование и конструирование. Технический рисунок проекта
Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»
Описание выбранного варианта, обоснование выбора, выполнение технического рисунка
8. Состав графической документации(3ч.)
Основные теоретические сведения
Линии чертежа, чертеж, эскиз, рисунок. Правило чтения и составление технологической документации. Разработка маршрутных и технологических карт на проектируемое изделие. Анализ свойств материалов. Составление спецификации на изделие.
Практическая работа №7 «Выбор материалов»
9. Организация и технология изготовления изделия(5ч.)
Основные теоретические сведения
Технологический процесс и его элементы.
Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» изучение чертежа проекта и разработка технологической карты на изготавливаемое изделие.
10. Расчет себестоимости проекта (2ч.)
Основные теоретические сведения
Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.
Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта»
Расчет себестоимости проекта.
12. Реклама проекта. Виды рекламы(2ч.)
Основные теоретические сведения
Реклама проекта. Виды рекламы. Правило составления рекламы. Составления рекламного проекта. Понятие о рекламе. Рекламное объявление.
Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к выполнению рекламного проспекта изделия.
Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»
13.Экологическое и экономическое обоснование проекта (1ч.)
Основные теоретические сведения
Экологические требования к проектируемому изделию. Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.
14. Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint (1ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта. Понятие презентации. Ее назначение и области использования. Виды презентаций. Основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация). Этапы создания презентации. Назначение и возможности программы PowerPoint. Способы создания презентации. Виды шаблонов презентации и работа с ними.
Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта»
15. Вставка информации на слайды (1ч.)
Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта»
16. Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта (1ч.)
Основные теоретические сведения
Создание гиперссылок. Вставка и форматирование управляющих кнопок. Настройка анимации для объектов слайдов. Настройка анимации каждого слайда. Работа в режиме Сортировщика слайдов. Редактирование презентации в режиме Сортировщика слайдов. Настройка показа презентации и ее демонстрация. Способы демонстрации презентации (автоматический и интерактивный режим демонстрации слайдов). Задание способа смены кадров. Задание времени отображения слайдов. Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Критерии оценки выполненных проектов. Возможные оценки творческого и информационного проектов.
Практическая работа №14 «Представление проекта» Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint.
7. Тематическое планирование
№ пп | Разделы и темы | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта. Практическая работа №1 «Банк идей проектов» | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов. Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта» | 2 | 1 | 1 |
3 | Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей. Практическая работа №3 «Поиск информации» | 2 | 1 | 1 |
4 | Обоснование темы проекта. Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Исследование объекта проектирования и его реконструкция Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» | 3 | 2 | 1 |
6 | Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта» | 4 | 1 | 3 |
7 | Составление графической документации. Практическая работа №7 «Выбор материалов» | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Организация и технология изготовления изделия. Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» | 7 | - | 7 |
9 | Расчет себестоимости проекта. Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта» | 2 | 1 | 1 |
10 | Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия» | 1 | - | 1 |
11 | Экологическое и экономическое обоснование проекта. | 1 | - | 1 |
12 | Рекламный проспект изделия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Информационный проект. Основы работы с презентацией в программеPowerPoint. Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта | 1 | - | 1 |
14 | Вставка информации на слайды. Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта» | 2 | 1 | 1 |
15 | Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта. Практическая работа №14 «Представление проекта» | 1 | - | 1 |
| Всего: | 34 | 8 | 26 |
8.Требование к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- типы проектов;
- понятие презентации, ее назначение и области использования;
- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
- этапы выполнения различных проектов;
- этапы работы над презентацией;
- способы представления информации;
- способы создания презентации;
- структуру окна программы PowerPoint;
- назначение и основные функции инструментов программы PowerPoint;
- способы демонстрации презентации;
- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
- критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию;
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;
- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
- сопоставлять цель и действия по её достижению;
- владеть различными способами познавательной деятельности;
- генерировать идеи и методы решения задач;
- организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
- находить рациональные приемы работы;
- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
- составлять план - график работ;
- моделировать варианты ожидаемых результатов;
- применять различные методы исследования;
- выбирать информацию для представления;
- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;
- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
- проводить рефлексию.
9.Рекомендуемая литература.
Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010;
Бешенков А.К. Технология(технический труд) : технические и проектные задания для учащихся: пособие для учителя.-М: Дрофа, 2004.;
Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004.;
Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеоразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004;
Методика преподавания технологии: пособие для учителя/ под ред. В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2005;
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.-М.: Академия,2007;
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. / Сост. Бобровская А.Н.,Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.