ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
9 КЛАСС
Подготовила: учитель русского языка и литературы
1квалификационной категории
Широкова Ольга Васильевна
Невинномысск, 2017г.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты обучения:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Раздел 2. Содержание курса
Разделы курса | Количество часов |
Повторение орфографии | 5 |
Морфемика | 6 |
Морфология | 11 |
Словосочетание | 3 |
Синтаксический строй предложений | 7 |
Способы сжатия текста | 3 |
Итоговое занятие | 1 |
Итог: 36 часов | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п | Наименование темы | Виды учебной деятельности | Кол-во часов |
| Повторение орфографии. | | 5 |
1 | Отличие безударных гласных, проверяемых ударением, от непроверяемых | Письмо с «окошками» | |
2 | Чередующиеся гласные в корне слова | Письмо с «окошками» | |
3 | Правописание гласных после шипящих | Письмо с «окошками» | |
4 | Правописание парных согласных | Письмо с «окошками» | |
5 | Правописание Ъ/Ь знаков | Письмо с «окошками» | |
| Морфемика | | 6 |
6 | Единообразное написание морфем | Моделирование слов и высказываний | |
7 | Правописание приставок на –З/-С | Моделирование слов и высказываний | |
8 | Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- | Моделирование слов и высказываний | |
9 | Правописание падежных окончаний имен существительных | Моделирование слов и высказываний | |
10 | Правописание окончаний прилагательных | Моделирование слов и высказываний | |
11 | Правописание личных окончаний глагола | Моделирование слов и высказываний | |
| Морфология | | 11 |
12 | Морфологические характеристики имени существительного | Анализ лексического материала | |
13 | Морфологические характеристики имени прилагательного | Анализ лексического материала | |
14 | Морфологические характеристики имени числительного | Анализ лексического материала | |
15 | Морфологические характеристики местоимения | Анализ лексического материала | |
16 | Морфологические характеристики глагола | Анализ лексического материала | |
17 | Морфологические характеристики причастия | Анализ лексического материала | |
18 | Морфологические характеристики деепричастия | Анализ лексического материала | |
19 | Морфологические характеристики наречия | Анализ лексического материала | |
20 | Морфологические характеристики предлога | Анализ лексического материала | |
21 | Морфологические характеристики союза | Анализ лексического материала | |
22 | Морфологические характеристики частицы | Анализ лексического материала | |
| Словосочетание | | 3 |
23 | Реализация вида связи «согласование» | Моделирование сочетаний | |
24 | Реализация вида связи «управление» | Моделирование сочетаний | |
25 | Реализация вида связи «примыкание» | Моделирование сочетаний | |
| Синтаксический строй предложений | | 7 |
26 | Типы простых предложений | Анализ схем, редактирование | |
27 | Признаки односоставных назывных предложений | Анализ схем, редактирование | |
28 | Признаки односоставных глагольных предложений | Анализ схем, редактирование | |
29 | Признаки сложносочиненного предложения | Анализ схем, редактирование | |
30 | Признаки сложноподчиненного предложения | Анализ схем, редактирование | |
31 | Признаки бессоюзного сложного предложения | Анализ схем, редактирование | |
32 | Признаки сложного предложения с разными видами связи | Анализ схем, редактирование | |
| Способы сжатия текста | | 3 |
33 | Способы сжатия текста: исключение | Редактирование текста | |
34 | Способы сжатия текста: обобщение | Редактирование текста | |
35 | Способы сжатия текста: упрощение | Редактирование текста | |
36 | Итоговое занятие | | |
Раздел 3. Методические рекомендации
Данный элективный курс ориентирован на учащихся «группы риска». В связи с этим виды учебной деятельности ориентированы на формирование «механического навыка» решения орфографических задач. Формирование умения работать с текстом базируется на приеме редактирования, чтобы учащиеся научились видеть ошибки и исправлять их (поскольку сами допускают большое количество ошибок)
Оценивание работ
Содержание и речевое оформление работ оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Литература:
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982
Волина В. Русский язык: Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС, 2000
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1994
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/ Сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2002