СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Школа юного филолога"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективные курсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ОГЭ  по русскому языку.                                                                                                                                                                 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Школа юного филолога"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России Заура Джибилова г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания


«Утверждено»

Директор МКОУ СОШ №6

_______________________ Пагаева С.Г.





Тематическое планирование программы

Элективного курса

«Школа юного филолога»

для 9 класса




Автор программы: учитель русского языка и литературы Марзоева Анна Николаевна Год разработки программы: 2014 год

Количество учебных часов: 32часа









Аннотация

Программа элективного курса «Школа юного филолога» составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся:

  • Отсутствием призёров в городском туре олимпиады по русскому языку

  • Отсутствием интереса у учащихся старшего звена к предмету русского языка

  • Недостаточной подготовкой учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку


Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  • увеличение занятости детей в свободное время

  • развитие познавательных способностей

  • поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка

  • ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов


Данная авторская программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного (см. УМК учителя и учащихся) Новизна её в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.



Пояснительная записка

Вид программы: предпрофильная

Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Его значение в условиях современной школы определяется рядом факторов:

  • снижение речевой культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;

  • на базовом уровне предпочтение отдается изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому представления учащихся о лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических нормах нуждаются в систематизации;

  • совершенствование речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к истории родного языка создает предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.


Цели программы:

Перспективная: расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.

Ближайшая: подготовка к итоговой аттестации и выбору профиля для обучения в старших классах.

  • преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой,

  • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой


Основные направления курса:

Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического анализа текстов разной структуры.

При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или рассматривает уже изученное на новом уровне (так, понятие об омонимах дополняется сведениями об омонимах полных и неполных, вводится новое для учащихся понятие паронимы и т. д.).


О. Е. На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык,

  • Культура речи

  • Введение в языкознание

  • Стилистика


На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.


Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.


Новизна данного курса заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.



Учебно-тематический план


Наименование раздела и темы программы

Кол-во часов

1

Происхождение языка

1

2

Уровни языка. Фонетический уровень

1

3

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

1

4

Слово – основная единица языка

Значение слова. Многозначность. Виды переносных значений

1

5

Омонимы

Омофоны, омографы, омоформы

1

6

Синонимы. Полные и неполные синонимы

Откуда в языке берутся синонимы

1

7

Антонимы. У каких слов могут быть антонимы

1

18

Виды жаргонов

1

9

Исконные и заимствованные слова Причины и источники заимствования слов

1

10

Жизнь слова в чужом языке

1

11

Фразеологизмы

1

12

Источники фразеологии

1

13

Фразеологизмы в разных языках

1

14

Морфема. Варианты морфем

1

15

Корни и аффикс. Виды аффиксов в разных языках

1

16

Словообразовательные и словоизменительные аффиксы

1

17

Процессы словообразования

1

18

Грамматика – способ устройства языка. Для чего нужна грамматика

1

19

Грамматическая форма и грамматическое значение

1

20

Способы выражения грамматического значения. Синтетические и аналитические языки

1

21

«Склеивание» и «сварка» морфем

1

22

Части речи

1

23

Грамматические категории в разных языках

1

24

Синтаксический уровень языка. Предложение и словосочетание

1

25

Что такое члены предложения

1

26

Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках

1

27

Славянская азбука

1

28

Азбучный имяслов

1

29

История буквы ять

1

30

Современные приметы старинных слов

1

31

Происхождение названий русских падежей

1

32

История неопределённой формы глагола. Исследование

1

33

История современных знаков препинания

1

34

Писатели о русском языке

1










УМК учащихся:


Основной учебник:

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009.


УМК учителя:

  1. Современный русский язык. Учебник для студентов пед. Институтов. / Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 1987.

  2. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988

  3. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000. .

  4. Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005

  5. Дроздова О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для учителя, М.: Владос, 2003

  6. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003







11