Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Секреты орфографии» для 9 класса»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО ЗДУВР МКОУ СОШ №6 директор МКОУ СОШ №6
_______ Т.Р. Караева ________ В.М. Арчегова ________ С.Г. Пагаева
«__»___________2013 г. «___»_________ 2013 г.
Тематическое планирование программы элективного курса
«Секреты орфографии»
для 9 «А»,«Б» классов
Учитель: Марзоева А.Н.
г. Беслан, 2012 год
Аннотация
Программа элективного курса «Секреты орфографии» составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся 9 класса:
Отсутствием мотивации у учащихся.
Отсутствием интереса у учащихся старшего звена к предмету русского языка
Недостаточной подготовкой учащихся старших классов экзамену в новой форме по русскому языку .
Недостаточной подготовкой учащихся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку
Существованием искусственного разрыва между высшей и средней школой
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
увеличение занятости детей в свободное время
развитие познавательных способностей
поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Данная программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного . Новизна её в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Пояснительная записка
Цели программы:
Преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Привить учащимся интерес к предмету русского языка
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
Современный русский язык
Культура речи
Историческая грамматика
Диалектология
Введение в языкознание
Стилистика
На практических занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Программа рассчитана на 18 часов и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что учащиеся будут изучать
раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления
раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка
«Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» В этом разделе речь идёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил.
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела и темы программы | Кол-во часов |
1 | Лингвистика – наука о языке. Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 1 |
2 | Происхождение языка. Живые и мёртвые языки. | 1 |
3 | Предпосылки возникновения письма. Пиктографическое письмо. Переход к звуко-буквенному письму | 1 |
4 | Слово – основная единица языка. Значение слова. Многозначность | 1 |
5 | Омонимы. Омофоны, омографы, омоформы (Пр.з) | 1 |
6 | Синонимы. Откуда в языке берутся синонимы (Пр.з) | 1 |
7 | Антонимы. У каких слов могут быть антонимы (Пр.з) | 1 |
8 | Термины. Терминология Пути создания терминов | 1 |
9 | Виды жаргонов. | 1 |
10 | Исконные и заимствованные слова. Жизнь слова в чужом языке | 1 |
11 | Фразеологизмы. Фразеологизмы в разных языках. (Пр.з) | 1 |
12 | Морфема. Варианты морфем. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. (Пр.з) | 1 |
13 | Части речи. Грамматические категории в разных языках. (Пр.з) | 1 |
14 | Синтаксический уровень языка. Предложение и словосочетание. (Пр.з) | 1 |
15 | Основа предложения. Предикативность. (Пр.з) | 1 |
16 | Что такое члены предложения. (Пр.з) | 1 |
17 | Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках. (Пр.з) | 1 |
18 | Контрольная работа | 1 |
Литература:
Современный русский язык. Учебник для студентов пед. институтов. / Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 1987.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001.
Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005
Дроздова О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для учителя, М.: Владос, 2003