Аннотация.
Программа элективного курса «Секреты русской орфографии» предназначена для учащихся 9в класса МБОУ БГИ№2 им. А.Валиди.
Курс ориентирован на учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности
Элективный курс «Секреты орфографии» поможет устранить имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Cекреты русской орфографии»
Пояснительная записка.
Элективный курс учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Курс предназначен для учащихся, желающих обобщить знания орфографических правил и изучить их более глубоко. Курс рассчитан на 17 часов.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственному экзамену.
Курс ориентирован на на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу школы и подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Цели курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов.
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи.
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
подготовить учащихся к ГИА.
Задачи курса:
Углубить и расширить знания учащихся по орфографии русского языка.
Выработать умение опознавать орфограммы.
Развить навыки грамотного письма.
Развить навык работы со справочной литературой.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет учащимся овладеть орфографической грамотностью, поможет учащимся при сдаче ГИА.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Секреты русской орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. Тренировочный (тестовые задания)
3. Игровой (шарады, кроссворды)
4. Контролирующий (диктанты, тесты)
| Тема занятия | Вид деятельности | Кол. Час. | Дата По плану | Факт. | Примечание |
1 | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. | Лекция с составлением таблиц-памяток | 1 | | | |
2 3 4 | Орфограммы в корнях Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные. Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | Семинары-практикумы. Тестирование по темам | 1 1 1 | | | |
5 6 7 | Правописание приставок Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения | Лекция. Практическое применение правил | 1 1 1 | | | |
8 9 | Орфограммы в суффиксах О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | Лекции с составлением алгоритмов по темам | 1 1 | | | |
10 11 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик). Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | Лекции с составлением алгоритмов по темам | 1 1 | | | |
12 | Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | Семинар - практикум | 1 | | | |
13 | Правописание сложных слов. Соединительная гласная в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | Лекция учителя. Тренировочные задания | 1 | | | |
14 | Правописание предлогов. Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов,союзов | Семинар-практикум | 1 | | | |
15 | Правописание частиц. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | Семинар -практикум | 1 | | | |
16 | Правописание числительных Мягкий знак на конце и в середине числительных | Семинар -практикум | 1 | | | |
17 | Итоговая работа (тест) | | 1 | | | |
| ИТОГО | | 17 | | | |
Литература
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2008.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2008.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 2009.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2010.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2009.