Программа элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
10 класс (34 часа)
Пояснительная записка
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Единый государственный экзамен по русскому языку – одна из сложных проверок учащихся на знание не только школьного курса по предмету. В предлагаемых на экзамене тестах имеются задания повышенной сложности. Именно на них необходимо обратить внимание в процессе работы. Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях по определённой теме и подготовит психологически к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Курс имеет практическую направленность. Он рассчитан на углубление и систематизацию знаний учащихся по орфографии и пунктуации. В этом разделе повторяются только самые сложные темы. Но несмотря на это, на каждом занятии, независимо от темы, ведётся комплексная работа по орфографии, пунктуации и развитию речи. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык – литература).
Данный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели:
Систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-9 классах.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путём практических занятий.
Расширить познания учащихся по определённым темам, изученным ранее.
Задачи:
1) Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
2) Развить умения применять теоретические знания на практике.
3) Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Сформировать умения применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
1) Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы ( диктанты, изложения,сочинения).
2) Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
3) Применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации.
Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов. Последнее занятие – итоговое тестирование, которое оценивается по пятибалльной системе.
Содержание программы.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание О-Ё после шипящих.
НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов прилагательных и причастий.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание суффиксов действительных причастий.
Правописание суффиксов страдательных причастий.
10) Омонимия частей речи.
11) Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний.
12) Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний.
13) Правописание суффиксов наречий О, А.
14) Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем.
15) Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм.
16) Разделительные Ь и Ъ.
17) Правописание сложных существительных и прилагательных.
18) Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
19) Тире между подлежащим и сказуемым.
20) Знаки препинания при однородных членах предложения.
21) Обособленные согласованные определения.
22) Знаки препинания при приложении.
23) Обособленные обстоятельства.
24) Уточняющие, пояснительные члены предложения.
25) Сравнительный оборот.
26) Вводные слова и предложения.
27) Обращения, междометия.
28) Пунктуация в сложносочинённом предложении.
29) Пунктуация в сложноподчинённом предложении.
30) Пунктуация при составных подчинительных союзах.
31) Запятая между двумя союзами.
32) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
33) Способы передачи чужой речи.
34) Итоговое тестирование.
Список литературы.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.- М., 1995.
Траник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания.- М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М., 1991.
Львова С.И. Там, где кончается слово… - М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1982.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 1982.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1994.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твоё имя». – М., 1962.
10)Шанский Н.М., Боброва Т.А. снова в мире слова. – М., 2001.
11) Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Р.-на-Д., 1998.
Тематическое планирование.
№ | Название тем курса | Количество часов |
1. | Правописание чередующихся гласных в корне слова | 1 |
2. | Правописание О-Ё после шипящих. | 1 |
3. | НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 |
4. | Правописание приставок. | 1 |
5. | Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | 1 |
6. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 |
7. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 |
8. | Правописание суффиксов действительных причастий. | 1 |
9. | Правописание суффиксов страдательных причастий. | 1 |
10. | Омонимия частей речи. | 1 |
11. 12. | Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний. Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний. | 1 1 |
13. | Правописание суффиксов наречий О, А. | 1 |
14. | Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем. | 1 |
15. | Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм. | 1 |
16. | Разделительные Ь и Ъ. | 1 |
17. | Правописание сложных существительных и прилагательных. | 1 |
18. | Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. | 1 |
19. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
20. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
21. | Обособленные согласованные определения. | 1 |
22. | Знаки препинания при приложении. | 1 |
23. | Обособленные обстоятельства. | 1 |
24. | Уточняющие, пояснительные члены предложения. | 1 |
25. | Сравнительный оборот. | 1 |
26. | Вводные слова и предложения. | 1 |
27. | Обращения, междометия. | 1 |
28. | Пунктуация в сложносочинённом предложении (ССП). | 1 |
29. | Пунктуация в сложноподчинённом предложении (СПП). | 1 |
30. | Пунктуация при составных подчинительных союзах. | 1 |
31. | Запятая между двумя союзами. | 1 |
32. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
33. | Способы передачи чужой речи. | 1 |
34. | Итоговое тестирование. | 1 |