СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс в 9 классе "Трудные вопросы орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения:

  • научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс в 9 классе "Трудные вопросы орфографии"»















Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Трудные случаи орфографии»




















Программу составила

учитель русского языка

и литературы

Долгова Е И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса

Цели обучения:

  • научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.


Задачи преподавания:

Элективный курс по русскому языку в 9 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закрепление правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;

  • обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;

  • систематизация и обобщение знаний в об­ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;

  • углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 8 классах;

  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

  • знание специфики принципов орфографии;

  • знание основных положений трудных случаев орфографических норм;

  • знание отдельных примечаний к правилам и исключения из них.







Изучение учебного предмета «Русский язык» осуществляется на основании

нормативно- правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;

закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».Устав ОУ.







Сведения о программе


Настоящая программа элективного курса по русскому языку базируется на программно-методических материалах по русскому языку З.Т.Веселовой (С–Пб., изд. «Паритет», 2012 г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

В программе особое внимание уделяется ха­рактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфогра­фией русского языка, формирует уме­ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска­зывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе стано­вятся усиленное внимание к семантиче­ской стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об­ласти правописания.

Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Рябовой В.В. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы.

Обоснование выбора данной программы.

Курс «Трудные случаи орфографии» расширяет, углубляет и систематизирует знания учащихся, полученные в 5-8 классах. Программа курса построена по принципу модулей и состоит из трех частей: «Орфография», «Пунктуация», «Развитие речи». В 9 классе будут углублены знания по орфографии и культуре речи. Из-за ограниченного времени повторяются только самые трудные или наименее изученные разделы программы. Особое внимание уделяется тем вопросам орфографии, которые включены в задания ОГЭ. Остальной материал повторяется в виде словарных диктантов, с которых начинается каждый урок. Словарные диктанты проводятся как обучающие с обязательной самопроверкой в классе, так как ошибки желательнее предупреждать, чем исправлять.

Информация о внесенных изменениях Изменений в данную программу не внесено.

Определение места и роли учебного предмета.

Курс «Трудные случаи орфографии» представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий в формате ОГЭ.

Информация о количестве учебных часов

Учебно-тематический план рассчитан на 17 часов из расчёта 0,5 часов в неделю

Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок развития речи, урок закрепления знаний, умений и навыков, урок- исследование.

Технологии обучения:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.

  • самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

Виды и формы контроля: (индивидуальный, групповой, фронтальный).

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке , практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований могут быть использованы при итоговой аттестации, а также в предполагаемой будущей профессиональной деятельности.




Информация об используемом учебнике.

З.Т.Веселова. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. . С-Пб., «Паритет», 2012 г.

Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Базовый учебник для учителя и учащихся:

Программно- методические материалы. Русский язык 9 класс Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2012 г.

Л.В.Балашова. Русский язык и культура общения. Ч.1 и 2. Практикум в 2-х частях. Саратов, ОАО издательство «Лицей», 2012г.

Н.Гольцова, И.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»М., 2012г










Учебно-тематический план.


п/п

Кол-во

часов.

Наименование разделов и тем.

Формы учебной деятельности.

Виды контроля.






1

2

Правописание безударных гласных в корне.



2

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

Практикум

Словарный диктант


2

Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением.

Лекционно-практическое

Тест






3

1

Правописание безударных гласных в приставках.



4

1

Правописание безударных гласных в суффиксах.














5

1

Суффиксы существительных, прилагательных.

Работа с карточками

Самоконтроль



Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении.

Исследовательская работа по тексту




Суффикс О-А в наречиях.

Работа в парах


6

1

Правописание безударных гласных в окончаниях.





Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Лекционно-практическое

Проверочная работа

7

1

Безударные гласные в окончаниях глаголов.

Практикум

Самостоятельная работа

8

1

Правописание безударных гласных между основами.

Работа по тексту


9

1

Правила правописания гласных после шипящих и Ц.





Буквы И-Ы после Ц.

Работа в парах.




Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц.

Практикум

Тест

10

1

Правописание согласных в корне.

Практикум




Правописание согласных в приставках.

Работа с карточками




Правописание согласных в суффиксах.





Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК

Работа в парах

Взаимоконтроль

11

1

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий.

Работа по вариантам

Тест



Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях.

Работа по тексту

Комментированное объяснение

11

1

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.





Употребление Ъ

Практикум

Взаимоконтроль



Правописание Ь в различных частях речи.

Составление опорных таблиц


12

1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.





Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е.

Работа по вариантам

Тест



Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями.

Работа в парах

Взаимоконтроль



Правописание НЕ с причастиями.

Практикум

Тест

13

1

Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ.

Работа по тексту


14

1

Слитное и раздельное написание служебных слов.

Практикум

Проверочная работа



Слитное и раздельное написание наречий.





Слитное написание наречий.


Тест



Раздельное написание наречий.


Словарный диктант

15

1

Дефисное написание слов.




1

Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.

Работа по карточкам

Самоконтроль

16

1

Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями.

Практикум

Проверочная работа

17

1

Обобщение материала по орфографии.

Подготовка к контрольному тестированию

Контрольное тестирование


Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Орфография (17 ч.)

Тема 1. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее пра­вило для каждого из них.


Тема 2.Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ве­дущий принцип русского правописания (морфем­ный).


Тема 3.Правописание корней. Правописание гласных корня. Правила, нарушающие единообразие написа­ния корня (ы или и в корне после приставок), поня­тие о фонетическом принципе написания.


Тема4. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер-,•стил-стел- и др.


Тема 5.Правописание согласных корня: звонких и глу­хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со­гласных в корне.



Тема 6.Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип на­писания. Различение приставок при- и пре-.


Тема 7.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа.


Типичные суффиксы имен существительных и их написание.


Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.


. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-

(-ива-). Написание суффикса -е- или -и-, -ться и -тся в глаголах.


. Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причас­тий, отглагольных прилагательных.


Тема 8. Правописание окончаний. Система правил, ре­гулирующих написание окончаний разных частей речи.


Тема 9. О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употреб­ление разделительных ъ и ь.


Тема 10. Правописание согласных на стыке морфем [мат­росский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфе­мы и на стыке морфем.


Тема 11. Ь после шипящих в словах разных частей речи.


Тема 12. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.


Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.


Тема 13.Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного на­писания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни.


Тема 14. Грамматико-орфографические отличия пристав­ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи­сания приставок в наречиях


Тема 15. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические от­личия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных сочетаний слов.


Тема 16. Образование и написание сложных слов (имена су­ществительные, прилагательные, наречия).

Смысло­вые и грамматические отличия сложных прилага­тельных, образованных слиянием, и созвучных сло­восочетаний (многообещающий — много обещаю­щий).

Тема 17 . Употребление дефиса в словах разных частей ре­чи.












Литература для учителя


1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2011г.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,2010г.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,2010г

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 2009г

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2010г.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 2012г.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 2010г.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2000г.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правопи­сания как основа методики его

преподавания. — М., 2010г.


Литература для учащихся


1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 2009.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского язы­ка.— М„ 2012.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пункту­ация.— М., 2011г.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 2000.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 2008.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 2010























Календарно - тематический план

элективного курса по русскому языку

«Трудные случаи орфографии»



Класс 9

Учитель: Долгова Елена Ивановна

Количество часов: всего 17 часов

Планирование составлено на основе

Программно-методических материалов по русскому языку

З.Т.Веселовой, С-ПБ, изд. «Паритет», 2012г

Учебник: С.Бархударов, С. Крючков и др. М.,«Просвещение»,2012г

2014-2015гг



Тема


По плану

Фактически

Примечание


Орфография. Правописание гласных корня,




1


поня­тие о фонетическом принципе написания.

8.09

8.09


2

Группы корней с чередованием гласных: -кас-кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др.

15.09

15.09







3

Правописание согласных корня: звонких и глу­хих; непроизносимых; удвоенных.

22.09

22.09


4

Правописание приставок. Различение приставок при- и пре-

29.09

29.09


5

Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова.

6.10

6.10


6

Правописание окончаний..

13.10

13.10


7

О и е после шипящих и ц; правописание ы-и после ц; употреб­ление разделительных ъ и ь.

20.10

20.10


8

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

27.10

27.10


9

Слитные, дефисные и раздельные написания.

10.11

10.11


10

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

17.11

17.11


11

Слитное и раздельное на­писание не с разными частями речи.

24.11

24.11


12

Отличие пристав­ки от предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи­сания приставок в наречиях.

1.12

1.12


13

Особенности написания производных предлогов.

8.12

8.12


14

Написание сложных слов. Отличие сложных прилага­тельных и созвучных сло­восочетаний

15.12

15.12


15

Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий.

22.12

22.12


16

Употребление дефиса в словах разных частей ре­чи



29.12

29.12


17

Работа со словарями, отражающи­ми слитные и раздельные написания.

29.12

29.12





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!