Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии»
Программу составила
учитель русского языка
и литературы
Долгова Е И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса
Цели обучения:
научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи преподавания:
Элективный курс по русскому языку в 9 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закрепление правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями коммуникативного плана. К задачам курса относятся:
систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 8 классах;
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
знание специфики принципов орфографии;
знание основных положений трудных случаев орфографических норм;
знание отдельных примечаний к правилам и исключения из них.
Изучение учебного предмета «Русский язык» осуществляется на основании
нормативно- правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;
закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».Устав ОУ.
Сведения о программе
Настоящая программа элективного курса по русскому языку базируется на программно-методических материалах по русскому языку З.Т.Веселовой (С–Пб., изд. «Паритет», 2012 г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.
В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Рябовой В.В. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы.
Обоснование выбора данной программы.
Курс «Трудные случаи орфографии» расширяет, углубляет и систематизирует знания учащихся, полученные в 5-8 классах. Программа курса построена по принципу модулей и состоит из трех частей: «Орфография», «Пунктуация», «Развитие речи». В 9 классе будут углублены знания по орфографии и культуре речи. Из-за ограниченного времени повторяются только самые трудные или наименее изученные разделы программы. Особое внимание уделяется тем вопросам орфографии, которые включены в задания ОГЭ. Остальной материал повторяется в виде словарных диктантов, с которых начинается каждый урок. Словарные диктанты проводятся как обучающие с обязательной самопроверкой в классе, так как ошибки желательнее предупреждать, чем исправлять.
Информация о внесенных изменениях Изменений в данную программу не внесено.
Определение места и роли учебного предмета.
Курс «Трудные случаи орфографии» представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий в формате ОГЭ.
Информация о количестве учебных часов
Учебно-тематический план рассчитан на 17 часов из расчёта 0,5 часов в неделю
Формы организации образовательного процесса: комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок развития речи, урок закрепления знаний, умений и навыков, урок- исследование.
Технологии обучения:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
проектно-исследовательская технология.
самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
Виды и формы контроля: (индивидуальный, групповой, фронтальный).
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке , практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований могут быть использованы при итоговой аттестации, а также в предполагаемой будущей профессиональной деятельности.
Информация об используемом учебнике.
З.Т.Веселова. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. . С-Пб., «Паритет», 2012 г.
Требования к подготовке учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;
обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
– по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Базовый учебник для учителя и учащихся:
Программно- методические материалы. Русский язык 9 класс Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2012 г.
Л.В.Балашова. Русский язык и культура общения. Ч.1 и 2. Практикум в 2-х частях. Саратов, ОАО издательство «Лицей», 2012г.
Н.Гольцова, И.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»М., 2012г
Учебно-тематический план.
№ п/п | Кол-во часов. | Наименование разделов и тем. | Формы учебной деятельности. | Виды контроля. |
| | | | |
1 | 2 | Правописание безударных гласных в корне. | | |
2 | 1 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. | Практикум | Словарный диктант |
| 2 | Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением. | Лекционно-практическое | Тест |
| | | | |
3 | 1 | Правописание безударных гласных в приставках. | | |
4 | 1 | Правописание безударных гласных в суффиксах. | | |
| | | |
| | | |
| | |
5 | 1 | Суффиксы существительных, прилагательных. | Работа с карточками | Самоконтроль |
| | Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении. | Исследовательская работа по тексту | |
| | Суффикс О-А в наречиях. | Работа в парах | |
6 | 1 | Правописание безударных гласных в окончаниях. | | |
| | Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. | Лекционно-практическое | Проверочная работа |
7 | 1 | Безударные гласные в окончаниях глаголов. | Практикум | Самостоятельная работа |
8 | 1 | Правописание безударных гласных между основами. | Работа по тексту | |
9 | 1 | Правила правописания гласных после шипящих и Ц. | | |
| | Буквы И-Ы после Ц. | Работа в парах. | |
| | Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц. | Практикум | Тест |
10 | 1 | Правописание согласных в корне. | Практикум | |
| | Правописание согласных в приставках. | Работа с карточками | |
| | Правописание согласных в суффиксах. | | |
| | Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК | Работа в парах | Взаимоконтроль |
11 | 1 | Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий. | Работа по вариантам | Тест |
| | Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях. | Работа по тексту | Комментированное объяснение |
11 | 1 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | | |
| | Употребление Ъ | Практикум | Взаимоконтроль |
| | Правописание Ь в различных частях речи. | Составление опорных таблиц | |
12 | 1 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | | |
| | Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е. | Работа по вариантам | Тест |
| | Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями. | Работа в парах | Взаимоконтроль |
| | Правописание НЕ с причастиями. | Практикум | Тест |
13 | 1 | Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ. | Работа по тексту | |
14 | 1 | Слитное и раздельное написание служебных слов. | Практикум | Проверочная работа |
| | Слитное и раздельное написание наречий. | | |
| | Слитное написание наречий. | | Тест |
| | Раздельное написание наречий. | | Словарный диктант |
15 | 1 | Дефисное написание слов. | | |
| 1 | Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи. | Работа по карточкам | Самоконтроль |
16 | 1 | Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями. | Практикум | Проверочная работа |
17 | 1 | Обобщение материала по орфографии. | Подготовка к контрольному тестированию | Контрольное тестирование |
Содержание программы
РАЗДЕЛ I. Орфография (17 ч.)
Тема 1. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
Тема 2.Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфемный).
Тема 3.Правописание корней. Правописание гласных корня. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы или и в корне после приставок), понятие о фонетическом принципе написания.
Тема4. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер-,•стил-стел- и др.
Тема 5.Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне.
Тема 6.Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип написания. Различение приставок при- и пре-.
Тема 7.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.
. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-
(-ива-). Написание суффикса -е- или -и-, -ться и -тся в глаголах.
. Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причастий, отглагольных прилагательных.
Тема 8. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи.
Тема 9. О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употребление разделительных ъ и ь.
Тема 10. Правописание согласных на стыке морфем [матросский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем.
Тема 11. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Тема 12. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Тема 13.Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни.
Тема 14. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях
Тема 15. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных сочетаний слов.
Тема 16. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Тема 17 . Употребление дефиса в словах разных частей речи.
Литература для учителя
1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2011г.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,2010г.
3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,2010г
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 2009г
5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2010г.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 2012г.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 2010г.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2000г.
9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. — М., 2010г.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 2009.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 2012.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 2011г.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 2000.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 2008.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 2010
Календарно - тематический план
элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии»
Класс 9
Учитель: Долгова Елена Ивановна
Количество часов: всего 17 часов
Планирование составлено на основе
Программно-методических материалов по русскому языку
З.Т.Веселовой, С-ПБ, изд. «Паритет», 2012г
Учебник: С.Бархударов, С. Крючков и др. М.,«Просвещение»,2012г
2014-2015гг
№ | Тема | По плану | Фактически | Примечание |
| Орфография. Правописание гласных корня, | | | |
1 | понятие о фонетическом принципе написания. | 8.09 | 8.09 | |
2 | Группы корней с чередованием гласных: -кас-кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др. | 15.09 | 15.09 | |
| | | | |
3 | Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. | 22.09 | 22.09 | |
4 | Правописание приставок. Различение приставок при- и пре- | 29.09 | 29.09 | |
5 | Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова. | 6.10 | 6.10 | |
6 | Правописание окончаний.. | 13.10 | 13.10 | |
7 | О и е после шипящих и ц; правописание ы-и после ц; употребление разделительных ъ и ь. | 20.10 | 20.10 | |
8 | Ь после шипящих в словах разных частей речи. | 27.10 | 27.10 | |
9 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 10.11 | 10.11 | |
10 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 17.11 | 17.11 | |
11 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 24.11 | 24.11 | |
12 | Отличие приставки от предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | 1.12 | 1.12 | |
13 | Особенности написания производных предлогов. | 8.12 | 8.12 | |
14 | Написание сложных слов. Отличие сложных прилагательных и созвучных словосочетаний | 15.12 | 15.12 | |
15 | Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий. | 22.12 | 22.12 | |
16 | Употребление дефиса в словах разных частей речи | 29.12 | 29.12 | |
17 | Работа со словарями, отражающими слитные и раздельные написания. | 29.12 | 29.12 | |