Бойкова Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Курс «За страницами учебника географии» предусматривает теоретическое и практическое направление работы по географии с учащимися.
Планирование предназначено для 6-х классов общеобразовательных школ.
Планирование рассчитано на один час изучения в неделю. Всего курс рассчитан на 34 часа.
Курс предмета включает материалы по географии для общеобразовательной школы. Однако содержание его разделов значительно дополнено и расширено. Много времени отводится отработке умения решать географические задачи и тесты олимпиадного уровня. Дети стремятся к успеху, признанию. Им нужно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний и навыков, которые можно применять на практике. Успех в будущем участии в олимпиаде, во первых, способствует развитию потенциала ученика, а во вторых, укрепит его самосознание. Задача учителя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это не только грамота, но и возможность самоутверждения, самовыражения.
В настоящий момент в системе образования сложилась ситуация, когда преподавание географии не всегда удовлетворяет запросы современного общества, не использует методы развивающего обучения. Настоящий курс восполняет недостаток знаний учащихся, даёт дополнительную информацию по темам, не включенным в школьную программу.
Изучение курса «За страницами учебника географии» имеет следующие особенности:
- выходит за рамки общепринятой программы;
- учитывает специфику интересов учащихся;
- соответствует их стилю усвоения знаний;
- не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы;
- развивает продуктивное мышление, а также практические навыки его применения;
- приобщает к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает стремление к приобретению знаний;
- предусматривает наличие и свободное использование необходимых источников;
- поощряет инициативу и самостоятельность в учебе;
- способствует развитию сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.
Цели:
Задачи:
формирование умения рационального планирования и организации учебной работы;
способствовать формирование экологической культуры;
помочь школьникам подготовиться к переходу на профильное обучение;
Условия реализации программы
Настоящий курс рассчитан на учащихся 11-13 лет.
период подросткового возраста характеризуется стремлением проводить своё свободное время в референтной группе. Подростки выбирают группу, где их понимают, признают, представляют возможность для самовыражения. Для подростка важно выразить свою точку зрения в диалоге или творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, личностно значимой деятельности. Их привлекают как индивидуальные, так и коллективные формы деятельности, различные формы коммуникации: проблемные лекции, семинары, беседы и диспуты, участие в научных конференциях, возрастает стремление выполнять серьёзные исследования, работать самостоятельно, добиваясь общественного признания. В этом возрасте доминирует рефлексия сознания, рационально-логическое восприятие мира, но не пассивное, а личностно-эмоцианальное.
Для реализации поставленных задач в планировании предусмотрены разнообразные формы и методы: словесный (лекции, семинары, беседы), наглядный (демонстрация натуральных объектов, слайдов, иллюстраций), практический, экскурсии.
В основу построения программы положены следующие подходы и принципы:
1. Непрерывность и преемственность школьного геогрфического образования.
2. Необходимость учёта межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.
3. Интегративность и целостность географии как науки и как учебного предмета.
4. Необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с методами и средствами географических исследований.
5. Обязательность овладения школьниками жизненно значимыми биологическими знаниями, основами экологической культуры.
6. Использование, наряду с дедуктивным, индуктивного подхода, что благоприятствует организации самостоятельной работы при систематизации и обобщении учебного материала; соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков; способствует их общеинтеллектуальному развитию.
Цель практикума: вовлечение учащихся в конкретную практическую деятельность на основе использования местного краеведческого материала, формирования экологических знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей, ориентация на самостоятельную исследовательскую работу. Способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни учащихся. Дети вовлекаются в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал.
В ходе учебной работы организуется обучение следующим приемам:
• наблюдение за погодой и фенологическими явлениями,
• ориентирование по Солнцу и другим объектам,
• ориентирование на местности,
• определение объектов местности по плану, а так же направлений, расстояний между ними,
• определение направлений по карте, а так же географических координат на карте и глобусе,
• обозначение на контурной карте названных географических объектов,
Учащиеся должны научиться:
- пользоваться основной и дополнительной литературой
- давать аргументированную оценку новой информации по географическим вопросам;
- работать с учебной и научно-популярной литературой;
- уметь находить нужную информацию используя возможности современных ИКТ;
- используя все полученные знания и умения решать задачи повышенного уровня сложности, требующие нестандартного подхода.
Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:
• индивидуальный и фронтальный опросы,
• топографический диктант,
• различные виды тестирования,
• работа с картами атласа,