СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ. ПРИЧИНЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЪЯСНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

 

  • Обучающие: выяснить причину электризации тел, оценить пользу и вред электризации, повторить пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
  • Развивающие: развивать способности обучающихся  анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
  • Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

Оборудование: заготовки к кластеру, электроскопы-2, эбонитовые и стеклянные палочки, проводник на изолирующей палочке, гильза на штативе, 2 гильзы на штативе, человечки из фольги, стекло, шарики-2, кейсы на каждую группу по 1 шт.

 

  1. Разбор Д/З + повторение

Слайд 1, 2

Для того, чтобы систематизировать  уже имеющиеся  знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали?

Ключевые слова: электризация, заряды( положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, заряд, электрическое поле, электрическая сила, электрон, ион, протон, нейтрон.

Составьте, пожалуйста,  кластер к слову «Заряд».

 

 Составьте кластер к слову “Заряд”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 2 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока.

Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить ответы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

 

Общее обсуждение результатов и выстраивание кластера на доске с помощью заготовок и магнитных держателей.

Молодцы, хорошо поработали. Отмечаю тех, кто больше всего и правильно отвечал. В оценочных листах главный по группе отмечает отвечающих.

 

  1. Объяснение.

Перейдём к теме сегодняшнего урока « Объяснение электризации тел»

Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока. Т е , то что мы должны изучить сегодня.

Ответ: должны научиться объяснять причину электризации тел.

Открываем учебники и читаем текст на стр 70. Поработаем с текстом с помощью приёма, который называется «инсерт». По ходу прочтения делаем заметки на полях текста. После прочтения делаем вывод.

Слайд 3

Инсерт (работа с текстом)

Прочитайте текст

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе .

Текст стр 70 из учебника.

Все тела состоят из атомов. Число электронов = числу протонов.

Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

Тело заряжено отрицательно, если оно обладает избыточным числом электронов.

Тело заряжено положительно, если у него недостаток электронов.

Вопросы к тексту:

- Сформулировать закон сохранения заряда.

- Почему тело не имеет заряда.

- Когда тело считается заряженным (+,-)

- Откуда берутся заряды

Слайд 4

Вывод : Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

-  почему переходят именно отрицательные заряды?

Ответ: Т. к. силы взаимодействия в ядрах значительно  сильнее, чем между ядром и электронами, поэтому электроны легче оторвать.

Подведём итог и проверим, что вы запомнили, прочитав текст. Ответить на вопросы:

Слайды 5-9

Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.

Проведём эксперимент и ответим на вопрос: « Что произойдёт, если я соединю наэлектризованный электроскоп с ненаэлектризованным?» Выдвигаем гипотезы, говорим, что наблюдали, отвечаем, почему так происходит.

Слайд 10

Исследование «Мозговой штурм».

Демонстрационный эксперимент.

Беру  два одинаковых электроскопа. Один наэлектризую стеклянной палочкой. Соединяю наэлектризованный электроскоп с не наэлектризованным электроскопом проводником. Что произойдет?

Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.                            

Вывод: наша гипотеза подтвердилась.

 

Выдвигаем следующую гипотезу: « Что произойдёт с гильзой?»

Демонстрационный эксперимент.

Притяжение незаряженной гильзы. Почему притягивается к заряженной  палочке гильза, которую мы не наэлектризовали.

Ответ: Свободные электроны в гильзе придут в движение под действием сил поля. Произойдёт перераспределение заряда на гильзе.

Вывод: подтверждение или не подтверждение гипотезы.

 

Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.

 

Молодцы, хорошо поработали, а теперь немного отдохнём

 

Физкульт минутка.

Слайд 11

Задания на координацию движений и психологическую разгрузку.

  •  Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
  •  Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

3.Закрепление.

 Практические задания (фронтально в группах)

Класс делится на группы по 4-5 чел. Каждой группе даётся задание: «Сделать опыт и объяснить явление».У каждой группы на парте  описание эксперимента и оборудование для опыта.

1, 2 группы.

«Пляшущие человечки».

Закрепите стекло в штативе и наэлектризуйте его с помощью стеклянной палочки и шёлка. Что произойдёт с человечками , которые располагаются под стеклом? Объясните явление.

Ответ: наэлектризованное стекло притягивает к себе человечков из фольги. В человечках происходит перераспределение зарядов. Разноимённые заряды притягиваются.

 

3, 4 группы.

«Волшебные шары».

 Нaэлeктpизyйтe двa нaдyтыx дeтcкиx вoздyшныx шapикa тpeниeм o гaзeтy. Пoдвecьтe иx pядoм нa длинныx шeлкoвыx нитяx. Что произойдет?

Потереть воздушные шары о стенку, затем оставить на стене. Что произойдет? Объясните явление.

Ответ: потёртые о газету шары электризуются, и появляется способность притягивать мелкие предметы или притягивать самим, т к очень лёгкие.

 

5 группа.

«Непослушные цилиндры»

Наэлектризовать с помощью эбонитовой палочки гильзы, подвешенные на штативе. Объяснить явление.    

 

Рассмотрим, где встречается электризация в природе и в быту.

 Электризация в природе и в жизни.

Слайды 13, 14, 15

 Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.

1 группа.

Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

2 группа.

Кейс: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 группа.

Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

 - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

 

4 группа

Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Анализ кейсов.

 

4 Рефлексия.

 Составление синквейнов.

Слайд 16

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с  литературой, проводили эксперименты. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.

Например:

1. Электризация.

2. Отрицательные и положительные заряды.

3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

4. Не забывай об электризации.

5. Осторожно!

 

Синквейн  дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. 

Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ. ПРИЧИНЫ»

ОБЪЯСНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ.


ЦЕЛИ УРОКА:


  • Обучающие: выяснить причину электризации тел, оценить пользу и вред электризации, повторить пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

  • Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;

  • Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

Оборудование: заготовки к кластеру, электроскопы-2, эбонитовые и стеклянные палочки, проводник на изолирующей палочке, гильза на штативе, 2 гильзы на штативе, человечки из фольги, стекло, шарики-2, кейсы на каждую группу по 1 шт.


  1. Разбор Д/З + повторение

Слайд 1, 2

Для того, чтобы систематизировать уже имеющиеся знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали?

Ключевые слова: электризация, заряды( положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, заряд, электрическое поле, электрическая сила, электрон, ион, протон, нейтрон.

Составьте, пожалуйста, кластер к слову «Заряд».


Составьте кластер к слову “Заряд”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 2 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока.

Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить ответы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.


Общее обсуждение результатов и выстраивание кластера на доске с помощью заготовок и магнитных держателей.

Молодцы, хорошо поработали. Отмечаю тех, кто больше всего и правильно отвечал. В оценочных листах главный по группе отмечает отвечающих.


  1. Объяснение.

Перейдём к теме сегодняшнего урока « Объяснение электризации тел»

Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока. Т е , то что мы должны изучить сегодня.

Ответ: должны научиться объяснять причину электризации тел.

Открываем учебники и читаем текст на стр 70. Поработаем с текстом с помощью приёма, который называется «инсерт». По ходу прочтения делаем заметки на полях текста. После прочтения делаем вывод.

Слайд 3

Инсерт (работа с текстом)

Прочитайте текст

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе .

Текст стр 70 из учебника.

Все тела состоят из атомов. Число электронов = числу протонов.

Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

Тело заряжено отрицательно, если оно обладает избыточным числом электронов.

Тело заряжено положительно, если у него недостаток электронов.

Вопросы к тексту:

- Сформулировать закон сохранения заряда.

- Почему тело не имеет заряда.

- Когда тело считается заряженным (+,-)

- Откуда берутся заряды

Слайд 4

Вывод : Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

- почему переходят именно отрицательные заряды?

Ответ: Т. к. силы взаимодействия в ядрах значительно сильнее, чем между ядром и электронами, поэтому электроны легче оторвать.

Подведём итог и проверим, что вы запомнили, прочитав текст. Ответить на вопросы:

Слайды 5-9

Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.

Проведём эксперимент и ответим на вопрос: « Что произойдёт, если я соединю наэлектризованный электроскоп с ненаэлектризованным?» Выдвигаем гипотезы, говорим, что наблюдали, отвечаем, почему так происходит.

Слайд 10

Исследование «Мозговой штурм».

Демонстрационный эксперимент.

Беру два одинаковых электроскопа. Один наэлектризую стеклянной палочкой. Соединяю наэлектризованный электроскоп с не наэлектризованным электроскопом проводником. Что произойдет?

Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.

Вывод: наша гипотеза подтвердилась.


Выдвигаем следующую гипотезу: « Что произойдёт с гильзой?»

Демонстрационный эксперимент.

Притяжение незаряженной гильзы. Почему притягивается к заряженной палочке гильза, которую мы не наэлектризовали.

Ответ: Свободные электроны в гильзе придут в движение под действием сил поля. Произойдёт перераспределение заряда на гильзе.

Вывод: подтверждение или не подтверждение гипотезы.


Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.


Молодцы, хорошо поработали, а теперь немного отдохнём


Физкульт минутка.

Слайд 11

Задания на координацию движений и психологическую разгрузку.

  • Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

  • Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

3.Закрепление.

Практические задания (фронтально в группах)

Класс делится на группы по 4-5 чел. Каждой группе даётся задание: «Сделать опыт и объяснить явление».У каждой группы на парте описание эксперимента и оборудование для опыта.

1, 2 группы.

«Пляшущие человечки».

Закрепите стекло в штативе и наэлектризуйте его с помощью стеклянной палочки и шёлка. Что произойдёт с человечками , которые располагаются под стеклом? Объясните явление.

Ответ: наэлектризованное стекло притягивает к себе человечков из фольги. В человечках происходит перераспределение зарядов. Разноимённые заряды притягиваются.


3, 4 группы.

«Волшебные шары».

Нaэлeктpизyйтe двa нaдyтыx дeтcкиx вoздyшныx шapикa тpeниeм o гaзeтy. Пoдвecьтe иx pядoм нa длинныx шeлкoвыx нитяx. Что произойдет?

Потереть воздушные шары о стенку, затем оставить на стене. Что произойдет? Объясните явление.

Ответ: потёртые о газету шары электризуются, и появляется способность притягивать мелкие предметы или притягивать самим, т к очень лёгкие.


5 группа.

«Непослушные цилиндры»

Наэлектризовать с помощью эбонитовой палочки гильзы, подвешенные на штативе. Объяснить явление.


Рассмотрим, где встречается электризация в природе и в быту.

Электризация в природе и в жизни.

Слайды 13, 14, 15

Работа с кейсами в группах по плану:

I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.

II. Ответьте на вопросы после кейса.

1 группа.

Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

2 группа.

Кейс: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 группа.

Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

4 группа

Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?

Анализ кейсов.


4 Рефлексия.

Составление синквейнов.

Слайд 16

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с литературой, проводили эксперименты. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.

Например:

1. Электризация.

2. Отрицательные и положительные заряды.

3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

4. Не забывай об электризации.

5. Осторожно!


Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!