Выступление на ГМО «Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и саморазвития профессионального мастерства педагога»
В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической деятельности является создание электронного портфолио.
Портфолио – это ресурс хранения, накопления и презентации своих наработок и достижений, демонстрирующий уровень профессионализма педагога.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей работы, такие как:
- организация развивающей среды;
- планирование и проведение образовательной и досуговой деятельности;
- кружковая работа с детьми;
- участия педагога и детей в олимпиадах и конкурсах;
- проведённые педагогом мероприятия и мастер-классы;
- авторские методические разработки и дидактические пособия;
-проектная деятельность;
- оздоровительная деятельность с детьми;
- игровая и театрализованная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность; и т.д.
Другое важное предназначение портфолио педагога - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности его работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Электронное портфолию помогает также при поиске и устройстве на работу.
В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете можно считать несостоявшимся. Бумажное портфолио, лежащее в ящике стола или в папке на компьютере не выполняет своего предназначения – служить дальнейшему развитию образовательно-воспитательной работы с детьми не только в вашем учреждении, но и на муниципальном, всероссийском и даже международном уровне.
Как создать электронное портфолио?
Можно присоединить к уже существующим педагогическим ресурсам, например:
- Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио УчПортфолио (http://uchportfolio.ru)
- 4Портфолио (http://4portfolio.ru/)
- Портфолиотека (http://portfolioteka.ru/)
- Страницы в социальной сети работников образования NsPortal (http://nsportal.ru/)
- Международный образовательный портал maam.ru (http://www.maam.ru/)
Если вы более уверенный пользователь, то вы можете заняться созданием собственно сайта.
При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, владеть следующими компетенциями:
- работать с текстами;
- лаконично выражать мысли;
- уметь выделять главное, систематизировать материал;
- вставлять на странички файлы, рисунки, фото, схемы и т. д.
- делать гиперссылки на различные документы и сайты;
- вставлять на веб-странички видео материалы из YouTube и других источников;
- создавать таблицы или вставлять готовые таблицы;
- использовать источники Интернет;
и многие другие.
Что может размещаться в портфолио педагога?
- информация о нем, о категории, образовании, интересах и увлечениях;
- документы об образовании и о повышении квалификации;
- коллекция дипломов, благодарностей, удостоверений педагога и информация об участиях в олимпиадах и конкурсах его воспитанников;
- копилка методических достижений;
- информация об участии в конференциях, круглых столах, семинарах;
- демонстрация индивидуальных или коллективных достижений педагога и его воспитанников;
- результаты внешнего и внутреннего контроля знаний;
- отзывы администрации ДОУ, коллег, родителей;
- творческие достижения и многое другое.
Какие задачи помогает решать электронное портфолио:
1.Отслеживание динамики результатов детей по разным направлениям.
2. Фиксация собственных профессиональных достижений.
3. Помощь при аттестации.
4. Копилка собственных наработок.
5. Возможность получения внешней оценки своей деятельности.
6. Обмен опытом и общение с коллегами.