СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный календарь природы для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронный календарь природы для начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Электронный календарь природы для начальной школы»

Разработка эскиза оформление классного календаря природы.



Электронный календарь природы для начальной школы

Работа в нем начинается с открытия файла «Календарь природы Пермского края».

Рисунок 1

В первую очередь, учитель с детьми определяет текущее время года. Учащиеся после вопросов учителя называют текущий месяц и основные его признаки. После этого учитель вместе с учащимися просматривает фрагмент видеофильма, показ которого можно вызвать, щелкнув по названию времени года.

Рисунок 2

Такой видеофильм можно просмотреть и обсудить вместе с детьми по каждому из четырех сезонов года.

Рисунок 3

Автором и режиссером фильмов является кандидат педагогических наук Д.В. Разумный (студия СГУ ТВ). Каждый фильм разделен на фенологические события сезона, сопровождается музыкальными классическими произведениями известных композиторов. В фильмах содержится познавательная и научная информация о природных явлениях, растениях и животных. Великолепные пейзажи, взятые крупные планы насекомых, цветов, птиц, различных неповторимых явлений природы, таких как снежинки, роса, гроза, вьюга, вызывают интерес у детей и привлекают к себе внимание.

 После просмотра видеофрагмента дети называют текущую дату и далее работают с разделом «Погода сегодня», который можно вызвать, щелкнув по заголовку «Погода сегодня».

Рисунок 4

Данный раздел позволяет во 2-4 классах отмечать температуру воздуха, щелкнув по одному из двух градусников. Синий градусник выбирают в случае, если показания температуры ниже нуля; красный градусник, соответственно, если температура выше нуля. В первом классе на этом этапе можно просто обсудить холодно или тепло в данный день на улице. После этого первоклассники должны назвать, какой градусник: красный или синий, соответствует сегодняшней погоде. Далее в этом же разделе обсуждается направление ветра и просматривается нужное направление на розе ветров, щелкнув по сокращенному названию (Ю, С, В, З, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ) [см. Приложение 1]. Затем обсуждается наличие осадков в этот день и просматривается нужное изображение (дождь, снег, туман, ураган, град).

Рисунок 5

Далее определяется облачность дня (ясно, облачно, пасмурно), которая тоже представлена наглядно.

Рисунок 6

После этого отмечается погода в таблице [см. Приложение 2] (возвращаясь на страницу данного сезона, выбираем нужный месяц, и в открытом документе, созданном в программе Microsoft Word, еще раз выбираем название месяца, затем в таблице отмечаем погоду с помощью копирования условных знаков, расположенных на каждой странице).

Раздел «Астрономические наблюдения» состоит из трех подразделов: «Фазы луны», «Долгота дня» и «Звездное небо».

Рисунок 7

В подразделе «Фазы луны»

Рисунок 8

открывается таблица обозначения лунных фаз условными знаками. Каждую фазу можно просмотреть с помощью изображения, щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению лунной фазы.

Рисунок 9

Далее открываем таблицу, созданную в программе Microsoft Office Excel и состоящую из двенадцати листов [см. Приложение 3]. Каждый лист имеет название месяца, что очень удобно во время работы на уроке. Выбирая нужный месяц, учитель с детьми отмечает текущую фазу луны, копированием условного знака, который расположен рядом с таблицей данного месяца.

После этого можно перейти к работе с подразделом «Долгота дня».

Рисунок 10

Далее, щелкая по изображению вращающейся Земли левой кнопкой мыши, мы можем увидеть таблицу, созданную в программе Microsoft Office Word, в которой обсуждаем и отмечаем долготу текущего дня [см. Приложение 4].

В каждое время года подраздел «Звездное небо» выглядит особенным образом.

Рисунок 11

Один раз в месяц упоминается о составе созвездий Южного неба.

Рисунок 12

И каждый раз ставится задача найти на карте Северного неба Большую и Малую Медведицу, определить местоположение Полярной звезды.

Рисунок 13

Далее можно приступить к работе с разделами, которые посвящены фенологическим наблюдениям, начиная с фенологического календаря [см. Приложение 5]. Календарь указывает на точные или примерные даты тех или иных предстоящих событий, которые отслеживаются учителем и детьми. Ссылка на фенологический календарь находится на втором слайде презентации. Фотографии и видеофрагменты с изображением природных объектов, упомянутых в фенологическом календаре, можно просмотреть, щелкнув по названию этих объектов.

Для сравнения фенофаз, указанных в календаре, с реальными событиями, происходящими в природе в этот месяц, организуются фенологические наблюдения за неживой природой: за водоемами и почвой, результаты которых фиксируются учениками в таблицах [см. Приложение 6Приложение 7].

Рисунок 14

Фенологические наблюдения за растениями проводятся с тремя видами объектов: деревьями, однолетними растениями и многолетниками на примере луковичных [см.Приложение 7].

Рисунок 15

Объектами фенологических наблюдений за животными были выбраны птицы, селящиеся в искусственных гнездах, лягушки и домашние пчелы [см. Приложение 8].

Рисунок 16

Раздел «Народная мудрость» посвящен приметам, связанным с православным календарем, пословицам и поговоркам, расписанным в русском народном календаре [см. Приложение 9].

Рисунок 17

Раздел «Народная мудрость» и фиксированные даты и сроки фенологического календаря позволяют расширить область наблюдений в природе, посильных для детей начальной школы. Основными же природными объектами и процессами, за которыми организуются наблюдения, фиксируемые в нашем календаре природы, являются:

  • объекты неживой природы: Луна, звездное небо;

  • процессы в неживой природе: изменение долготы дня, погоды;

  • растения: деревья, однолетние растения, многолетние луковичные;

  • животные: птицы и насекомые.

Работу в разделах и между ними можно выполнять в любой удобной последовательности, каждый раз возвращаясь на вторую страницу календаря.

Рисунок 2

Содержание разработанного календаря природы можно использовать полностью или выборочно на уроках и внеклассных занятиях начальной школы, начиная со второго класса.

Электронный календарь природы для начальной школы можно представить и в печатном варианте. Все наблюдения за изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных могут быть оформлены на стенде. Так же материал можно использовать как раздаточный материал в виде таблиц для каждого ученика.

Преимущества использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски над стендовым аналогом очевидны, потому что она дает возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок, позволяет более наглядно наблюдать за природными объектами и процессами, поддерживает познавательный интерес обучающихся, усиливает эффективность восприятия и мотивацию учения, экономит время урока.

Для электронного календаря природы можно создать специальную программу на профессиональном уровне, разработать программное обеспечение для работы с интерактивной доской. В этом смысле идея имеет возможность творческого развития и усовершенствования.

Литература:

  1. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.



Приложение 1.

C

В

СЗ

Ю

З

СВ

ЮВ

ЮЗ

C

В

СЗ

Ю

З

СВ

ЮВ

ЮЗ















































Приложение 2

МЕСЯЦА



Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Долгота дня

ДАТА

День

Ночь

03.10.2010


7ч. 25мин


16ч.25мин























































Приложение №5



Календарь природы.



Дата наблюдения

Событие

1 декабря

Ворона ходит по дороге – к теплу.

9 декабря

Волки начинают ходить за добычей. Медведь засыпает в берлоге.

10 декабря

У лосей отпадают старые рога.

19 декабря

Первые серьезные морозы.

22 декабря

День солнцеворота. Наступает астрономическая зима. Все птицы улетели. В лесу можно встретить только некоторых птиц: таких как: синица, королёк, пищуха, поползни, дятел, снегирь, свиристель, тетерев, филин. . Звери начинают голодать, но ещё сохраняют силу. Маленькие зверьки неделями не показываются на поверхность снега и проводят время в своих подснежных гнездах (полёвки). Тетерева целыми днями отлёживаются под снегом. Рябчики тоже не переносят морозный воздух, и набрав в зоб побольше корма зарываются под снег. Деревья покрыты большими плюшевыми наростами инея. Толстое пышное одеяло укрыло все растения. Слой снега, толщиной 25-30 см оказывается надежным укрытием озимых культур. Тысячи рабочих леспромхозов выходят на очистку дорог. Чтобы не сдувало снег с полей, рабочие организуют снегозадержание: расставляют еловые ветви на сотнях гектаров.

23 декабря

Температура воздуха достигает до – 35 градусов С. Тепло одетые пассажиры спешат к машинам. Занятия в начальных школах отменяются.

10 января

Наступают небольшие потепления. Перестает спать пепельно-сизая белка. Звери выходят на охоту. Птицы подают голоса. Волк вышел в поле, к дороге, где снег менее рыхлый.

20-30 января

В январские морозы волки коварно подкрадываются к деревням и ищут здесь себе пищу. Так же в лесу на снегу, можно встретить большую, сильную кошку - рысь. Хорошо лазает по деревьям и другой хищник - росомаха. Белка раскапывает снег - ищет пищу. В это же время на белку охотится маленький пушной зверек - куница. Отощавший рыжий зверь - лисица бегает по полям и питается маленькими грызунами. Чаще всего заяц днем лежит в укромном месте, а ночью кормится. Утки купаются в незамерзших частичках ледяной воды, и стараются как можно больше проводить время в воде. Так же у полыньи на реках севера часто появляется выдра. В самые лютые морозы, такая рыба, как налим , мечет в студеной воде мелкую липкую икру. Если в сильные морозы в водоемах не делать проруби, то рыба может погибнуть от нехватки кислорода. Под снегом, на протяжении всей зимы остаются зелеными кустики брусники, так же растение грушанка, толокнянка, земляника, клюква. И многие другие растения в елово-пихтовом лесу. Люди встают на лыжи и на коньки. Занимаются зимней охотой на зверей в лесу.

2 февраля

Метель.

7 февраля

Первая оттепель. Над лесом играют вороны. У них разгар любви. Ворон и ворониха принимаются за постройку гнезда. Для них зима кончилась.

16 февраля

Чисто-голубое небо. Яркое теплое солнце. Сугробы, покрыты копотью. Приятно пахнет снегом на солнце. Солнце греет сбоку. (февраль-"бокогрей"). Образуются первые сосульки.

17 февраля

Наступает время звериных свадеб.

24 февраля

Мокрый снег. Стайки снегирей трогаются на север. Раздается песня большой синицы. Воробьи становятся очень шумными. У медведицы появляются на свет детеныши. У лисицы начинается брачный период. Колхозы заканчивают подготовку к очередной весне. Составлены планы работ. (Предусмотрены осушка земель, посев сортов пшеницы.)

27 февраля

Ручьи в центре города. Небо чистое, яркое, солнце льет тепло. Зашевелились снега. Струйки воды бегут с крыш.

13 марта

В этот день всегда бывает оттепель.

15 марта

Появление наста - горе для обитателей нашего леса - лосей. Лоси застревают в таком снегу, ранят себе ноги и могут стать легкой добычей для волков. У лосей появляются новые рога. В лесу слышится торопливая песенка пищухи. Громко стрекочут сороки.

17 марта

Начинают прилетать грачи. Они сидят попарно на высоких липах, тополях, березах и молчат, а потом, спустя несколько дней, грачи начинают петь и строить себе гнезда.

20 марта

Капает с крыш. Начинают бежать струйки. С крыш съезжает подтаявший снег. На улицах города появляются лужи и потоки. Снег начинает плавиться и за городом. На поверхности осевшего снега образуются корочки льда.

21 марта

Заканчивается астрономическая зима. Начинается астрономическая весна. День ровняется с ночью. Наступает весеннее равноденствие.

25-31 марта

Начинает накрапывать дождик. Серые тучи заволакивают небо. Узоры исчезают с окон. Начинается фенологическая весна. Двинулись снега, размякли сугробы. Дороги портятся, становятся рыжими. В поле показывается земля. Снег продолжает лежать лишь в лесах. Земля впитала лишь часть полевой воды, бурные потоки хлынули в низины.

5 апреля

Воздух значительно теплеет. Местами уже начинает пылить, как только с полей сходит снег, люди в колхозах разбрасывают по полям перегной, печную золу и другие удобрения - это хорошая подкормка для мерзлоталой земли.

8 апреля

Начала прибывать вода в реках. На льду образовались лужи, лед стал темнеть и слабеть. Вода подняла его и он отделился от берегов. Уровень воды в реках растет с каждым днем. Наступает время первой подвижки льда.

9 апреля

Прилетают скворцы. И сразу после прилета устремляются к своим квартирам. Скворцы устраиваются в дуплах берез. За скворцами прилетают жаворонки, зяблики и начинают свои песни. Теплый воздух вместе с собой приносят стриж и ласточка.

14 апреля

Появляется коричнево - красная бабочка крапивница.

15 апреля

Начинается ледоход. Вскрывается лед. Вода все прибывает и прибывает. Вода становится мутная. Много хлопот доставляет большая вода человеку и животным.

17 апреля

На парниково-тепличных участках высеваются семена редиса, салата и других ранних овощей, высеваются семена для получения капустной и томатной рассады. Начинается сезон на фабриках птицы (выводят цыплят). Каждый человек ждет весну, потому что, она является порой новых больших начинаний в переделке природы, в строительстве городов и сел. Расширяются имеющиеся и закладываются новые сады. Продолжается озеленение улиц. В полях начинают гудеть тракторы. Некоторые люди собирают березовый сок и делают из него березовый квас.

20 апреля

Зацветает мать-и-мачеха. Под откосами канав, по краям оврагов и берегам рек. На глинистых почвах почти повсеместно. Еще среди пятен снега, появляются ее золотые головки. В зарослях кустарников распускается ветреница (подснежник). В лесах, подняв свой невысокий, почти безлистый стебель, зацветает медуница. Цветы медуницы вскоре становятся фиолетовыми, потом синими.

23 апреля

Около ив зацветает калужница золотисто-желтыми цветами. На открытых полянах, выгоняет пучок узких, сочных листьев гусиный лук. Немного погодя у него появляются маленькие желтенькие цветочки. В сосновом бору зацветает ядовитое растение сон-трава. У вербы (ивы) начинают цвести пушистые почки. По стволу березы начинает подниматься сок. Через десять дней после начала движения сока, у березы начинают набухать почки.

25 апреля

Медведь в этот день обязательно должен встать и выйти из берлоги. Зайцы бегают днем.

27 апреля

Лисица обычно нору меняет старую на новую.

30 апреля

Вода начала убывать и светлеть. Густой щеткой поднимается трава на лугах, береза подергивается зеленой дымкой.

3 мая

Зацветает растение клумб - виола (анютины глазки) цветами самой разнообразной расцветки. Начинает цвести красивыми лиловыми цветами, напоминающими сирень - кустарник подлеска - волчье лыко. Цветет ива. К ней летят ночные бабочки ночью, а в дневные часы - ива привлекает пчел. Распускает свои почки рябина. Оделся юной зеленью тополь.

5 мая

С пробуждением растений оживают насекомые. Суетятся мелкие мушки. Появляются мохнатые шмели. Жужжат пчелы. Около воды появляется белая трясогузка, она ловит речных насекомых. Заурчали лягушки, по вечерам слышатся их "концерты". При первой воде приступает к икрометанию зеленоватая с темными полосами щука. И после этого начинает отъедаться всякой рыбой. Так же начинает метать икру и другие рыбы - окунь, язь, ёрш.

7 мая

Начинаются посевы овса, гороха, моркови, пшеницы. В выходные рыбаки - любители начинают ловить в горных реках вкусную и ценную рыбу - хариус. На фермах выгоняют скот на пастбище. Прохожие идут без пальто. Озимая рожь стала давать зеленую массу для подкормки животных.

8 мая

Прилет певчих птиц стаями.

10 мая

В лесу слышится монотонная песня кукушки: "ку-ку, ку-ку". В середине мая начинаются соловьиные трели. И последними, когда становится много насекомых, прилетают ласточки, стрижи, иволги. Появляются комары и мухи. Летучие мыши начинают стремительно чертить короткие линии в сумерках весеннего вечера. У таких птиц, как глухарь и тетерев начинаются брачные игры. У грачей появились птенцы. Выходят из нор встревоженные барсуки. Просыпаются под ворохами древесных листьев ежи. Вылезает из берлоги бурый медведь, и ищет себе еду. У зайцев целыми клочьями спадает зимняя шерсть. Волки начинают устраивать себе логово около воды.

11 мая

Начинается сбор березового сока.

17 мая

Начало озеленения березы. В это время береза зацветает. Зацветает она невзрачно, почти незримо. Начинают пылить ее сережки.

20 мая

Начинает цвести черемуха. Белыми хлопьями покрываются деревья. Воздух наполнен ароматом ее цветков. При зацветании черемухи, люди спешат к посадке картофеля.

25 мая

Распускаются почки смородины, крыжовника, сирени, тополя; начало зеленения черемухи в городе. Май "портной" хлопочет, одевает нашу землю в цветистый наряд. Слышен первый зеленый шум - веселый, смеющийся трепет листвы. Лес звенит и поёт. Лиственные деревья надели новое платье, а хвойные, исключая лиственницу, начали украшать старую одежду мелкими светлыми хвоинками. Луга стали зелеными. Начинают вытягиваться сережки у черемухи. Многие деревья, кустарники и травы находятся в цвету. Листьями мать-и-мачехи покрываются глинистые обрывы берегов и рек.

31 мая

Начинает цвести яблоня.

2 июня

Цветет сирень.

4 июня

Начинает цвести рябина. Лучшее время для посева огурцов.

10 июня

 Шмель и пчела усердно посещают цветы. Над водой проносится крупная хищная стрекоза коромысло. Мечут икру карп, карась, лещ, пескарь. У птиц появляются птенцы. Лисята уже начинают вылезать из норы.  Отцветает яблоня. Осыпаются венчики сирени. Полетел пух с тополей. Зацветает красный клевер.

13 июня

Появляется опасность возникновения лесных пожаров. Более трех тысяч лесников настороже. Проходят мероприятия по уходу за лесом – рубки ухода (осветление, прочистка, прореживание).

15 июня

 Озера быстро зеленеют. Вода падает, камыш поднимается. Вода бьёт о берег, шумит, пенится.

17 июня

 Синеют люпины. Розовеют водосборы. Краснеют многолетние маки. Маячат темно-синие и светло-желтые ирисы. Зацветает гвоздика, крупнеют бутоны у пионов. Раскрывает крошечные белые цветочки майник двулистный. Зацветает Иван – да - Марья. На сырых местах цветет купальница европейская. Поднимаются к небу зеленой стеной стебли Иван-чая (кипрея). Калина раскрыла крупные белые наружные цветки. Белеет брусника. Черника уже отцвела. В ее густой зелени быстро полнеют ягоды. Шиповник покрывается ярко-розовыми цветками. Цветет поповник обыкновенный (ромашка).

18 июня

Начинаются самые короткие «воробьиные» ночи.

20 июня

Цветут незабудка, зверобой. В полях синеет лен.  Начинается сенокос.

22 июня

Поспевает земляника.

25 июня

Выпадают большие росы.

2 июля

Пчелы мед запасают.

4 июля

Много бабочек порхает над цветущем лугом. Часто попадается на глаза – крупный мотылек махаон.

8 июля

С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.

10 июля

Цветение липы. Белеют обширные поля гречихи. На приусадебных участках буйно растет хмель. Цветет и поспевает клубника, черника, голубика, душистая малина, костяника, черемуха.

12 июля

Начинается удобрение почв в с/х. Рассеивание молотого известняка.

14 июля

Снятие первых овощей.

15 июля

Птицы начинают жадно есть поспевшие ягоды. Медведь забирается в малинник и усердно собирает клюкву, рябину, бруснику.

21 июля

Начало самой сильной жары.

5 августа

 Краснеет брусника, рябина, шиповник, малина, боярышник. По краям болот произрастает валериана. Появляется много грибов: синявки, подберезовики, опенки.

10 августа

 Белка аккуратно насаживает грибы на веточки. Лисица усердно охотится на лягушек, птиц, млекопитающихся. Волк начинает нападать на скот. Еж ест дождевых червей, насекомых. В небе вечером чертят круги летучие мыши.

15 августа

 Сбор семян с/х. растений и культур. Начинается охота на утку, тетерева. Уборка овощей, урожая, плодов.

20 августа

Зарождается листопад. Деревья беззвучно роняют состарившийся лист. Осыпаются семена многих растений: овсяницы, клевера, тимофеевки. Продолжают цвести дикие хризантемы, душица, вереск. Раскрывает невзрачные цветки – полынь. Цветет кувшинка, гладиолус, мак, подсолнечник. Зеленеют огурцы, краснеют томаты.

22 августа

У птиц начинается линька. Птицы собираются в стаи. Происходит размножение у куницы и соболя. Улетают стрижи.

28 августа

Ласточки отлетают. Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).

3 сентября

Продолжается уборка урожая. Начинается великое переселение пернатых.

5 сентября

Растения украсились серебряными кружевами. Травы обдались росой. У огурцов, томатов прихватило ботву. Она почернела. Деревья одеваются в багрец и золото. У рябины листья становятся пунцово – красными.

10 сентября

Начинается листопад у березы.

19 сентября

День укоротился уже на пять часов.

21 сентября

Вторая встреча осени.

23 сентября

Начинается астрономическая осень.

26 сентября

 Появление грачей в последний раз у своих гнезд.

2 октября

Собирают мед.

5-15 октября

Клином тянутся гуси. Проносятся лебеди. Прилетают первые зимние гости: чижи, белая сова, пернатый гость Арктики - пуночка. Грызуны переселились в стога к фермам. Вылиняла белка. Лисица надела зимнюю шубу.

20 октября

Последний очистительный облет совершают пчелы для благополучной зимовки.

23 октября

Многие насекомые впадают в спячку до апреля. Зарылись в ил лягушки. Ящерицы скрылись во мху, под корнями деревьев. Впали в спячку ежи, бурундуки. Заснул барсук. Залег в берлогу медведь. Впадает в спячку в большинство рыб. У лосей начинается брачный период.

25 октября

Начинается ледоход и ледостав. После обильного снегопада на улицах города появляются первые снегоуборочные машины. Дети лепят снежные бабы. Садоводы тщательно обвязывают стволы молодых плодовых деревьев, чтобы уберечь насаждения от мышей.

30 октября

Затягиваются льдом пруды, озера, ручьи.

16 ноября

Устанавливается снежный покров.

22 ноября

Появляется шуга (мелкий рыхлый лед), начинается ледоход и ледостав, лед быстро становится надежным.













Приложение №6

Фенологические наблюдения за рекой и озером

Наблюдаемые явления

Дата наблюдений

 

Река

Озеро

Начинается ледоход

13 ноября

 

Наступает ледостав

22 ноября

 

Прибывает вода . На льду образовываются лужи. Лед темнеет и слабеет

23 марта

 

Первое движение льда

7 - 16 апреля

 

Прибытие воды

 

 

Меняется цвет воды

 

 

Вода убывает и светлеет

 

 

Температура воды у берега – +15оС

 

 

Температура воды у берега – +20оС

 

 

Массовое купание на пляже

 

 





Приложение 9

Наблюдения:

  • За птицами у кормушки

  • За птицами у искусственного гнездовья

  • За лягушками на пруду

  • За пчелами в улье