СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный образовательный ресурс для учителей английского языка "Мнемотехнические приёмы развития памяти как эффективное средство обучения речевой деятельности на уроках английского языка н начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация показывает какие мнемотехнические приёмы можно исспользовать на уроке английского языка для обучения различным видам речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс для учителей английского языка "Мнемотехнические приёмы развития памяти как эффективное средство обучения речевой деятельности на уроках английского языка н начальной школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»       Обобщение педагогического опыта « Мнемотехнические приемы развития памяти как эффективное средство обучения речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе»  Подготовила: учитель английского языка Колган Татьяна Владимировна 2016 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение педагогического опыта

« Мнемотехнические приемы развития памяти как эффективное средство обучения речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе»

Подготовила:

учитель английского языка

Колган Татьяна Владимировна

2016 г.

                   Анкета «Что для тебя является трудным при изучении  английского языка?» 1.Что для тебя является трудным при изучении английского языка? -чтение слов_______________________________ -заучивание новых слов________________________ -построение предложений___________________________ 2. Каким способом ты пользуешься для запоминания слов? -повторяю много раз___________________________________ -записываю слово с переводом_____________________________ -стараюсь придумать на что оно похоже________________________ 3. Хотел бы ты научиться легко запоминать английские слова? Да______________ Не знаю____________________

Анкета

«Что для тебя является трудным при изучении

английского языка?»

1.Что для тебя является трудным при изучении английского языка?

-чтение слов_______________________________

-заучивание новых слов________________________

-построение предложений___________________________

2. Каким способом ты пользуешься для запоминания слов?

-повторяю много раз___________________________________

-записываю слово с переводом_____________________________

-стараюсь придумать на что оно похоже________________________

3. Хотел бы ты научиться легко запоминать английские слова?

Да______________

Не знаю____________________

Диагностики  (2013-2014г.)  оперативной памяти (А.Р.Лурия) скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти. исследования логической (смысловой) памяти  методика «Заучивание 10 слов»   внимания( А. Р. Лурия) устойчивости внимания учащихся Методика «Исправь ошибки» скорости протекания мыслительных процессов   Методика Мюнстерберга (диагностика избирательности внимания

Диагностики (2013-2014г.)

  • оперативной памяти (А.Р.Лурия)
  • скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти.
  • исследования логической (смысловой) памяти
  • методика «Заучивание 10 слов»
  • внимания( А. Р. Лурия)
  • устойчивости внимания учащихся Методика «Исправь ошибки»
  • скорости протекания мыслительных процессов
  •   Методика Мюнстерберга

(диагностика избирательности внимания

 Диагностика оперативной памяти обучающихся  и скорости запоминания

Диагностика оперативной памяти обучающихся и скорости запоминания

 Качество знаний и успеваемости по английскому языку  обучающихся 4-х классов   Учебный год Класс 2013-2014 4 Количество обучающихся Количество обучающихся на «5» и «4» 12 5 Качество знаний % Успевае мость по предмету % 42 10

Качество знаний и успеваемости по английскому языку обучающихся 4-х классов

Учебный год

Класс

2013-2014

4

Количество обучающихся

Количество обучающихся на «5» и «4»

12

5

Качество знаний

%

Успевае

мость по предмету

%

42

10

Актуальность опыта Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучение речевой деятельности, представляет собой сложный целенаправленный процесс овладения языковой системой.      Цель преподавателей начальной школы заключается не только в систематической постановке мнемических задач перед учащимися, но и в обучении мнемотехническим методам, облегчающим запоминание учебного материала.

Актуальность опыта

Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучение речевой деятельности, представляет собой сложный целенаправленный процесс овладения языковой системой.

Цель преподавателей начальной школы заключается не только в систематической постановке мнемических задач перед учащимися, но и в обучении мнемотехническим методам, облегчающим запоминание учебного материала.

Противоречия Между требованием программного материала по иностранному языку в рамках ФГОС - обучить в полном объеме иноязычной речевой деятельности всех учащихся и разным стартовым уровнем интеллектуального и творческого развития обучающихся языковых групп.  Между полным отсутствием рекомендаций по запоминанию учебного материала в УМК по иностранным языкам и большим количеством новой изучаемой предметной информации.  Между необходимостью и важностью формирования эффективной системы речевых упражнений по развитию памяти на уроках иностранного языка в целях достижения положительных результатов итоговой аттестации в 4-х классах и отсутствием достаточно обобщенного и полного описания системы упражнений в существующих УМК по иностранному языку, а также недостаточной разработанностью соответствующей методики обучения в образовательном процессе.  Между теоретическими достижениями психологической, педагогической и методической наук и практикой обучения речевой деятельности в рамках урока иностранного языка.

Противоречия

  • Между требованием программного материала по иностранному языку в рамках ФГОС - обучить в полном объеме иноязычной речевой деятельности всех учащихся и разным стартовым уровнем интеллектуального и творческого развития обучающихся языковых групп.
  • Между полным отсутствием рекомендаций по запоминанию учебного материала в УМК по иностранным языкам и большим количеством новой изучаемой предметной информации.
  • Между необходимостью и важностью формирования эффективной системы речевых упражнений по развитию памяти на уроках иностранного языка в целях достижения положительных результатов итоговой аттестации в 4-х классах и отсутствием достаточно обобщенного и полного описания системы упражнений в существующих УМК по иностранному языку, а также недостаточной разработанностью соответствующей методики обучения в образовательном процессе.
  • Между теоретическими достижениями психологической, педагогической и методической наук и практикой обучения речевой деятельности в рамках урока иностранного языка.
Речевая деятельность   Осуществляется под контролем  мышление внимание Воображе ние память восприятие Запомина ние хранение воспроизведение забывание

Речевая деятельность

Осуществляется под контролем

мышление

внимание

Воображе

ние

память

восприятие

Запомина

ние

хранение

воспроизведение

забывание

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) –  от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций .

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций .

Технология описания опыта   Целью данной работы является устранение проблемы низкого уровня развития памяти младших школьников и слабой успеваемости на уроках английского языка, а также внедрение преподавателем системы работы по обучению мнемотехническим методам, облегчающим обучение речевой деятельности и запоминание нового учебного материала. Задачи исследования: 1)  представить систему мнемотехнических приемов развития памяти обучающихся начальной школы; 2)  раскрыть технологию работы по мнемотехникам; 3)  создать рабочую тетрадь для учащихся и родителей с заданиями по развитию памяти обучающихся в процессе обучения иноязычной речевой деятельности (Приложение №6); 4)  повысить учебную мотивацию учащихся, интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по английскому языку.

Технология описания опыта

Целью данной работы является устранение проблемы низкого уровня развития памяти младших школьников и слабой успеваемости на уроках английского языка, а также внедрение преподавателем системы работы по обучению мнемотехническим методам, облегчающим обучение речевой деятельности и запоминание нового учебного материала.

Задачи исследования:

1) представить систему мнемотехнических приемов развития памяти обучающихся начальной школы;

2) раскрыть технологию работы по мнемотехникам;

3) создать рабочую тетрадь для учащихся и родителей с заданиями по развитию памяти обучающихся в процессе обучения иноязычной речевой деятельности (Приложение №6);

4) повысить учебную мотивацию учащихся, интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по английскому языку.

Мнемотехнические системы

Приемы обучения речевой деятельности

1.Структурирование информации

смысловое расчленение или «5W и H»

-выделение смысловых опорных пунктов

-использование наглядных образов

2.Рациональное повторение

Методы обучения речевой деятельности

-активное повторение,

пересказ

3. Использование семантических вставок

  • метод опорных пунктов (визуализации)
  • метод ментальных карт или майндмэппинг
  • метод тематичности (метод группировки)
  • метод фонетических ассоциаций (МФА)
  • метод полного физического реагирования ( TPR )
  • метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
  • метод римской комнаты или цепочка Цицерона
  • метод тренировки зрительной памяти или метод Айвазовского
  • метод рифмы и ритма
  • метод акронимов
  • метод цифробуквенного кода
  • метод О ` брайена или «Город языка»
  • метод мест
  • метод впечатления
  • игровой метод

-семантические сети

- Фреймовые модели

4.Целенаправленное воображение

классификация объектов, ситуации и явлений

-установка причинно-следственных связей и взаимосвязей

-представление системы знаний предмета в развитии

-прогнозирование-предположение использования нового знания

-воображение пространственных объектов

Метод тематичности

Метод тематичности

  Метод фонетических ассоциаций (МФА)      Look - смотреть На лук  смотреть невозможно без слез.   Хлеба  нет – это брэд ! ( bread)

Метод фонетических ассоциаций (МФА)  

Look - смотреть

На лук смотреть

невозможно без слез.

  • Хлеба нет – это брэд ! ( bread)

Метод полного физического реагирования (ПФР) Раскрась картинки     Графический диктант

Метод полного физического реагирования (ПФР)

Раскрась картинки

Графический диктант

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО) cup

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)

  • cup
Метод римской комнаты или цепочка Цицерона

Метод римской комнаты или цепочка Цицерона

Метод группировки

Метод группировки

Метод рифмы и ритма

Метод рифмы и ритма

Метод О'Брайена  или

Метод О'Брайена или "Город Языка"-

Тема «М y body » - c лова «весят» на изучаемом предмете

 

Метод «Вешалки»

на примере запоминания грамматических правил

Игровой метод Учим новые слова ИГРА ( What is missing ? Чего не хватает?) ИГРА ( Odd one out . Что лишнее?) ИГРА (Kim`s game. Игра Кима ) ИГРА (The bad card. Плохая карточка ) ИГРА (Draw the things that were forgotten by painter. Нарисуй предметы , которые забыл нарисовать художник ) Учимся аудировать. ИГРА ( True \ false . Правда / ложь) ИГРА ( Bingo. Бинго.) Учимся читать. ИГРА ( Choose the card . Выбери картинку) ИГРА ( Week - days . Дни недели) ИГРА ( What I can . Что я умею?) Учимся писать. ИГРА ( Logical train . Логический поезд) ИГРА (Parts of the face. Части лица) ИГРА ( Choose the card . Подбери картинку) ИГРА ( Logical steam-engine. Логический паровоз) Учимся говорить ИГРА ( Name the group of object in general . Назови одним словом) ИГРА (Find out the explanation. Найди и объясни ) ИГРА (The card that couldn’t be used with others. Четвёртый лишний ) ИГРА ( Logical train . Логический поезд)

Игровой метод

  • Учим новые слова
  • ИГРА ( What is missing ? Чего не хватает?)
  • ИГРА ( Odd one out . Что лишнее?)
  • ИГРА (Kim`s game. Игра Кима )
  • ИГРА (The bad card. Плохая карточка )
  • ИГРА (Draw the things that were forgotten by painter. Нарисуй предметы , которые забыл нарисовать художник )
  • Учимся аудировать.
  • ИГРА ( True \ false . Правда / ложь)
  • ИГРА ( Bingo. Бинго.)
  • Учимся читать.
  • ИГРА ( Choose the card . Выбери картинку)
  • ИГРА ( Week - days . Дни недели)
  • ИГРА ( What I can . Что я умею?)
  • Учимся писать.
  • ИГРА ( Logical train . Логический поезд)
  • ИГРА (Parts of the face. Части лица)
  • ИГРА ( Choose the card . Подбери картинку)
  • ИГРА ( Logical steam-engine. Логический паровоз)
  • Учимся говорить
  • ИГРА ( Name the group of object in general . Назови одним словом)
  • ИГРА (Find out the explanation. Найди и объясни )
  • ИГРА (The card that couldn’t be used with others. Четвёртый лишний )
  • ИГРА ( Logical train . Логический поезд)
 Результативность опыта

Результативность опыта

Результативность опыта Учебный год класс 2013-2014 4 2014-2015 Количество обучающихся Количество обучающихся на «5» и «4» 4 2015-2016 12 4 5 11 Качество знаний 14 7 42% Успеваемость по предмету 100% 64% 10 100% 72% 100%  Мнемотехнические приёмы развития памяти на уроках английского языка – это эффективный способ обучения речевой деятельности , так как: ориентирует учащихся на самообучение и создает качественно новую образовательную среду. способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. содействует развитию познавательной и творческой активности школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Результативность опыта

Учебный год

класс

2013-2014

4

2014-2015

Количество обучающихся

Количество обучающихся на «5» и «4»

4

2015-2016

12

4

5

11

Качество знаний

14

7

42%

Успеваемость по предмету

100%

64%

10

100%

72%

100%

Мнемотехнические приёмы развития памяти на уроках английского языка – это эффективный способ обучения речевой деятельности , так как:

  • ориентирует учащихся на самообучение и создает качественно новую образовательную среду.
  • способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
  • содействует развитию познавательной и творческой активности школьников на уроке и во внеурочной деятельности.