Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение педагогического опыта
« Мнемотехнические приемы развития памяти как эффективное средство обучения речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе»
Подготовила:
учитель английского языка
Колган Татьяна Владимировна
2016 г.
Анкета
«Что для тебя является трудным при изучении
английского языка?»
1.Что для тебя является трудным при изучении английского языка?
-чтение слов_______________________________
-заучивание новых слов________________________
-построение предложений___________________________
2. Каким способом ты пользуешься для запоминания слов?
-повторяю много раз___________________________________
-записываю слово с переводом_____________________________
-стараюсь придумать на что оно похоже________________________
3. Хотел бы ты научиться легко запоминать английские слова?
Да______________
Не знаю____________________
Диагностики (2013-2014г.)
- оперативной памяти (А.Р.Лурия)
- скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти.
- исследования логической (смысловой) памяти
- методика «Заучивание 10 слов»
- внимания( А. Р. Лурия)
- устойчивости внимания учащихся Методика «Исправь ошибки»
- скорости протекания мыслительных процессов
- Методика Мюнстерберга
(диагностика избирательности внимания
Диагностика оперативной памяти обучающихся и скорости запоминания
Качество знаний и успеваемости по английскому языку обучающихся 4-х классов
Учебный год
Класс
2013-2014
4
Количество обучающихся
Количество обучающихся на «5» и «4»
12
5
Качество знаний
%
Успевае
мость по предмету
%
42
10
Актуальность опыта
Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучение речевой деятельности, представляет собой сложный целенаправленный процесс овладения языковой системой.
Цель преподавателей начальной школы заключается не только в систематической постановке мнемических задач перед учащимися, но и в обучении мнемотехническим методам, облегчающим запоминание учебного материала.
Противоречия
- Между требованием программного материала по иностранному языку в рамках ФГОС - обучить в полном объеме иноязычной речевой деятельности всех учащихся и разным стартовым уровнем интеллектуального и творческого развития обучающихся языковых групп.
- Между полным отсутствием рекомендаций по запоминанию учебного материала в УМК по иностранным языкам и большим количеством новой изучаемой предметной информации.
- Между необходимостью и важностью формирования эффективной системы речевых упражнений по развитию памяти на уроках иностранного языка в целях достижения положительных результатов итоговой аттестации в 4-х классах и отсутствием достаточно обобщенного и полного описания системы упражнений в существующих УМК по иностранному языку, а также недостаточной разработанностью соответствующей методики обучения в образовательном процессе.
- Между теоретическими достижениями психологической, педагогической и методической наук и практикой обучения речевой деятельности в рамках урока иностранного языка.
Речевая деятельность
Осуществляется под контролем
мышление
внимание
Воображе
ние
память
восприятие
Запомина
ние
хранение
воспроизведение
забывание
МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций .
Технология описания опыта
Целью данной работы является устранение проблемы низкого уровня развития памяти младших школьников и слабой успеваемости на уроках английского языка, а также внедрение преподавателем системы работы по обучению мнемотехническим методам, облегчающим обучение речевой деятельности и запоминание нового учебного материала.
Задачи исследования:
1) представить систему мнемотехнических приемов развития памяти обучающихся начальной школы;
2) раскрыть технологию работы по мнемотехникам;
3) создать рабочую тетрадь для учащихся и родителей с заданиями по развитию памяти обучающихся в процессе обучения иноязычной речевой деятельности (Приложение №6);
4) повысить учебную мотивацию учащихся, интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по английскому языку.
Мнемотехнические системы
Приемы обучения речевой деятельности
1.Структурирование информации
смысловое расчленение или «5W и H»
-выделение смысловых опорных пунктов
-использование наглядных образов
2.Рациональное повторение
Методы обучения речевой деятельности
-активное повторение,
пересказ
3. Использование семантических вставок
- метод опорных пунктов (визуализации)
- метод ментальных карт или майндмэппинг
- метод тематичности (метод группировки)
- метод фонетических ассоциаций (МФА)
- метод полного физического реагирования ( TPR )
- метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
- метод римской комнаты или цепочка Цицерона
- метод тренировки зрительной памяти или метод Айвазовского
- метод рифмы и ритма
- метод акронимов
- метод цифробуквенного кода
- метод О ` брайена или «Город языка»
- метод мест
- метод впечатления
- игровой метод
-семантические сети
- Фреймовые модели
4.Целенаправленное воображение
классификация объектов, ситуации и явлений
-установка причинно-следственных связей и взаимосвязей
-представление системы знаний предмета в развитии
-прогнозирование-предположение использования нового знания
-воображение пространственных объектов
Метод тематичности
Метод фонетических ассоциаций (МФА)
Look - смотреть
На лук смотреть
невозможно без слез.
- Хлеба нет – это брэд ! ( bread)
Метод полного физического реагирования (ПФР)
Раскрась картинки
Графический диктант
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО)
Метод римской комнаты или цепочка Цицерона
Метод группировки
Метод рифмы и ритма
Метод О'Брайена или "Город Языка"-
Тема «М y body » - c лова «весят» на изучаемом предмете
Метод «Вешалки»
на примере запоминания грамматических правил
Игровой метод
- Учим новые слова
- ИГРА ( What is missing ? Чего не хватает?)
- ИГРА ( Odd one out . Что лишнее?)
- ИГРА (Kim`s game. Игра Кима )
- ИГРА (The bad card. Плохая карточка )
- ИГРА (Draw the things that were forgotten by painter. Нарисуй предметы , которые забыл нарисовать художник )
- Учимся аудировать.
- ИГРА ( True \ false . Правда / ложь)
- ИГРА ( Bingo. Бинго.)
- Учимся читать.
- ИГРА ( Choose the card . Выбери картинку)
- ИГРА ( Week - days . Дни недели)
- ИГРА ( What I can . Что я умею?)
- Учимся писать.
- ИГРА ( Logical train . Логический поезд)
- ИГРА (Parts of the face. Части лица)
- ИГРА ( Choose the card . Подбери картинку)
- ИГРА ( Logical steam-engine. Логический паровоз)
- Учимся говорить
- ИГРА ( Name the group of object in general . Назови одним словом)
- ИГРА (Find out the explanation. Найди и объясни )
- ИГРА (The card that couldn’t be used with others. Четвёртый лишний )
- ИГРА ( Logical train . Логический поезд)
Результативность опыта
Результативность опыта
Учебный год
класс
2013-2014
4
2014-2015
Количество обучающихся
Количество обучающихся на «5» и «4»
4
2015-2016
12
4
5
11
Качество знаний
14
7
42%
Успеваемость по предмету
100%
64%
10
100%
72%
100%
Мнемотехнические приёмы развития памяти на уроках английского языка – это эффективный способ обучения речевой деятельности , так как:
- ориентирует учащихся на самообучение и создает качественно новую образовательную среду.
- способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
- содействует развитию познавательной и творческой активности школьников на уроке и во внеурочной деятельности.