I.Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтоб всем снова захотелось, На уроки к нам прийти! - Ребята, давайте прочитаем слова, которые станут нашим сегодняшним девизом: «С малой удачи начинается большой успех» - Скажите, а какой у нас урок сейчас? - Что мы с вами делаем на уроках литературного чтения? - Правильно! И сегодня на уроке мы тоже будем учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, а также определим кто из вас самый лучший слушатель, самый лучший читатель. II. Работа по теме урока Актуализация знаний Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для усвоения новых знаний (Музыка – песня «Приходи сказка») (Слайд 2) -Кто зовёт нас в гости? -Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? - Вы любите сказки? -Кто знает, какие бывают сказки? - Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 3) Сказки   народные авторские -Почему они называются народными? -Приведите примеры таких сказок. -Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? -Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно. Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4) -Кто может сказать, что такое Лукоморье? -Кто может назвать автора этих строк? 2. Работа по учебнику, с. 92 – 93 - С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд 5) - Какие вы молодцы, вы сами определили тему урока. Назовите её. - Что мы можем узнать на уроке, чему научиться? - А ещё вы получите возможность узнать, что такое рифма. - Откройте учебник на стр. 92 и прочитайте сведения об авторе. - Достаточно ли информации? (нет) 3.Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина – А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6) Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7) Писать по- русски Сашу научила его бабушка Ганнибал Мария Алексеевна. (Слайд 8) Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким. В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах. -Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С. Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней. - Давайте проверим, кто из вас самый внимательный слушатель? - Перед вами на партах листы (приложение 2), найдите задание 1 и ответьте на вопросы. Если вы согласны, то ставите +, если не согласны, ставите – 4.Проверка задания детьми, обмен ответами в паре (ответы на слайде). (Слайд 9 – 12) - Оцените своего соседа (☼ ▀ ▲) - А теперь мы с вами определим кто самый внимательный читатель. - Я читаю вам отрывок из сказки, а вы следите за текстом. Азбука стр.93. - Кто герои произведения? - О ком спрашивал жених? (Слайд 14) 5.Самостоятельное чтение с. 93 - Скажите, все слова вам были понятны? Как мы можем узнать значение слов, которые нам не понятны? 6. Лексическая работа, слова на слайдах. (Слайд 15) С мольбой погнался – с просьбой Позолоченный рожок – в виде полукруга Светлоокий – тот, у кого светлые глаза Обычай – традиция Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках. На стороже я стою Только в очередь мою. Как понимаете? - Нам ведь нужно установить, кто самый внимательный читатель. Для этого выполним следующее задание: 2 минутки ещё раз на чтение и после этого прочитаем текст по цепочке. Кто хорошо и без ошибок прочитает, тот и самый лучший читатель. 7. Чтение цепочкой (вслух) 8. Работа в парах -Произведения А.С. Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. -Как вы уже заметили, что сказки А.С. Пушкина написаны в стихах? -Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? -Для начала нужно научиться подбирать рифму. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 16) Кошка – мошка, плошка, окошко; Майка – лайка, чайка, гайка; Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 17) -Найдите рифмующие слова в сказке А.С. Пушкина. (Слайд 18) 9. Работа в группах. -В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки. |