СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Электронный учебный материал
ОРГАНИЗАЦИЯ ВАГОНОПОТОКОВ
Учебно-методический комплекс
Содержание
Введение………………………………………………………………..3 |
1 Программа обучения по дисциплине (Syllabus)………………..........4 |
2 Календарный график контрольных мероприятий…………….........13 |
3 Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины………................................................................................14 |
4 Опорный конспект лекций…………………………………………...15 |
5 План практических (семинарских) занятий…………………...........16 |
6 Методические рекомендации и указания по изучению дисциплины………………………………………………………........18 |
7 Методические рекомендации и указания по выполнению практических работ…………………………………………………...20 |
8 Материалы для самостоятельной работы студентов……………….37 |
9 Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся…………………………..................................................38 |
Литература……………………………………………………………..52 |
|
|
Введение
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта, обеспечивающим потребности экономики и населения в перевозках.
В эксплуатации железных дорог центральное место занимают проблема организации вагонопотоков в поезда и ее конкретное выражение – план формирования поездов. Организация вагонопотоков в поезда должна устанавливать рациональную систему формирования поездов с учетом наиболее экономичных путей следования вагонов и маршрутов. Она основана на взаимоувязанном формировании поездов всех категорий на сортировочных, участковых и грузовых станциях и должна обеспечивать надежность станций работы по пропуску и переработке как поездопотоков, так и вагонопотоков. Оптимальная организация вагонопотоков позволяет ускорить оборот вагонов и увеличить погрузочные ресурсы сети дорог. Правильно составленный план формирования поездов дает возможность рационально маршрутизировать перевозки, что позволяет сократить суммарный простой вагонов под накоплением и на станциях переработки, уменьшить плату за использование вагонов, принадлежащих странам СНГ, в срок доставить грузы, принятые железной дорогой к перевозке. Разработка теоретических и практических вопросов организации вагонопотоков способствует правильному размещению и развитию основных сортировочных станций сети, что связано с капиталовложениями и серьезными социальными проблемами железных дорог и обслуживаемых ими регионов. Сложность проблемы определяется ее связью с другими не менее важными задачами эксплуатации железных дорог, неравномерностью перевозок, совершенствованием технической вооруженности железнодорожной сети и коренным реформированием системы управления перевозками. Разнообразие факторов, от которых зависит организация вагонопотоков, и взаимозависимость плана формирования поездов на различных станциях приводят к огромному числу возможных вариантов, что требует теоретически обоснованной и практически доступной методологии разработки плана формирования поездов в рамках действующих информационных систем.
Тема 1. Введение
Основы управления вагонопотоками. Сущность системы управления вагонопотоками на железных дорогах. Классификация грузовых поездов. Эффективность концентрации сортировочной работы на железнодорожных станциях сети. Значение плана формирования поездов. Требования, предъявляемые к плану формирования. Исходные данные и последовательность составления плана формирования.
Тема 2. Расчетные нормативы плана формирования поездов
Моделирование процессов по определению вагоно-часов и параметра накопления на станциях. Зависимость параметра накопления от непрерывности процесса накопления составов, характера подвода групп вагонов, величины замыкающих групп и других факторов. Методика определения стоимости переработки вагонов и безотцепочного пропуска локомотивов на длинных участках их обращения.
Тема 3. Организация вагонопотоков с мест погрузки
Разработка плана организации вагонопотоков с мест погрузки. Календарное планирование погрузки по назначениям. Виды маршрутов с мест погрузки. Построение экономико-математической модели, определяющей эффективность маршрутизации. Кольцевые маршруты. Показатели плана маршрутизации.
Порядок оформления плана формирования поездов. Эксплуатационные и технико-экономические показатели плана формирования. Контроль и анализ. Оперативная корректировка плана формирования. Основные условия обеспечения точного выполнения плана формирования поездов. Прогнозы вагонопотоков с помощью математических методов и ЭВМ. Проблемы и перспективы совершенствования системы организации вагонопотоков.
Тема 5. Управление местной работой на участках железных дорог
Определение размеров местной работы на участках с гружеными и порожними вагонами. Варианты обслуживания местной работы на участках. Сборные, вывозные поезда и диспетчерские локомотивы. Определение необходимого числа и вида сборных и других поездов, обслуживающих местную работу. Тяговое обслуживание местной работы на электрифицированных линиях. Планирование развоза местного груза на направлении. Информационно-планирующая система о местных вагонопотоках на участках и направлениях в целом.
Тема 6. Специализация станций в узле и организация вагонопотоков
Назначение железнодорожных и транспортных узлов, их краткая характеристика, размещение на сети железных дорог и принципиальные схемы.
Особенности технологии работы железнодорожных узлов при различных условиях их развития и характере выполняемой работы. Специализация станций в узлах и принципы распределения работы между ними. Эксплуатационно-экономическое сравнение различных способов распределения транзитной работы в узлах. Экономико-математическая модель, оптимизирующая распределение в узлах сортировочной и грузовой работы. Основные принципы организации вагонопотоков в узлах
5 План практических (семинарских) занятий
5.1 Практическое занятие 1. Технико-экономические параметры грузовых вагонов
Цель занятия – ознакомиться с основными технико-экономическими параметрами нескольких моделей грузовых вагонов, произвести расчеты технико-экономических показателей и удельных параметров.
Рассматриваемые вопросы:
1) Уменьшается или увеличивается технический коэффициент тары универсальных грузовых вагонов при совершенствовании их конструкции?
2) Целесообразно ли повышать погонную нагрузку вагонов?
5.2 Практическое занятие 2. Технико-экономические параметры пассажирских вагонов
Цель занятия – ознакомиться с основными технико-экономическими параметрами нескольких моделей пассажирских вагонов, произвести расчеты технико-экономических показателей и удельных параметров.
Рассматриваемые вопросы:
1 Как влияет повышение комфорта в пассажирском помещении на коэффициент тары?
2 Как может повлиять совершенствование конструкции пассажирского вагона на коэффициент населенности?
5.3 Практическое занятие 3. Тяговые расчёты для определения допустимой массы состава и проверки массы поезда по длине приемоотправочных путей
Цель занятия – ознакомиться с элементами методики тяговых расчётов
Рассматриваемые вопросы:
1 Как влияет величина уклона на расчетном подъеме (при прочих равных условиях) на величину допустимой массы состава на участке пути?
2 Как влияет распределение долей состава (по массе), приходящихся на 8-осные и 4-осные вагоны (при прочих равных условиях) на длину состава?
5.4 Практическое занятие 4. Расчет вагонопотоков на грузовых пунктах и установление порядка обеспечения погрузки порожними вагонами
Цель занятия – ознакомиться с методикой расчёта вагонопотоков
Рассматриваемые вопросы:
1 Определение вагонопотоков по прибытию и отправлению производится по объектам грузовой работы с учетом чего?
2 Обеспечение пунктов погрузки порожними вагонами производится на основе….
3 В чем измеряется грузооборот?
5.5 Практическое занятие 5. Организация груза- и вагонопотоков, перерабатываемых на станции
Цель занятия – ознакомиться с методикой организации груза -и вагонопотоков
Рассматриваемые вопросы:
1 Что называют грузопотоком?
2 Вагонопотоком называют число вагонов…
3 Что называют струей вагонопотока?
5.6 Практическое занятие 6. Формирование поездов и обеспечение сохранности вагонов
Цель занятия – ознакомиться с организацией вагонопотоков и содержанием в готовности вагонного парка.
Рассматриваемые вопросы:
1 В чем состоит сущность и значение маршрутизации перевозок?
2 В чем состоит назначение тяжеловесных поездов и поездов повышенной массы?
3 Как обеспечивается сохранность вагонов в эксплуатации?
Литература [1, 2, 5, 7, 8]
6 Методические рекомендации и указания по изучению дисциплины
Тема 1. Введение. Основы управления вагонопотоками. Сущность системы управления вагонопотоками на железных дорогах. Классификация грузовых поездов. Эффективность концентрации сортировочной работы на железнодорожных станциях сети. Значение плана формирования поездов. Требования, предъявляемые к плану формирования. Исходные данные и последовательность составления плана формирования. Плановые грузопотоки и расчет плановых вагонопотоков. Косые таблицы и диаграммы груженых и порожних вагонопотоков, ступенчатые графики и междорожные корреспонденции вагонопотоков. Методы определения расчетных вагонопотоков при составлении плана формирования поездов на ЭВМ. [7, с. 109].
Тема 2. Расчетные нормативы плана формирования поездов.
Моделирование процессов по определению вагоно-часов и параметра накопления на станциях. Зависимость параметра накопления от непрерывности процесса накопления составов, характера подвода групп вагонов, величины замыкающих групп и других факторов. Экономия времени от пропуска вагонов без переработки на технической станции. Методика определения стоимости переработки вагонов и безотцепочного пропуска локомотивов на длинных участках их обращения. Эквивалент от устранения перецепки локомотивов. Эквивалент переработки вагонов.
Тема 3. Организация вагонопотоков с мест погрузки. Разработка плана организации вагонопотоков с мест погрузки. Календарное планирование погрузки по назначениям. Виды маршрутов с мест погрузки. Построение экономико-математической модели, определяющей эффективность маршрутизации. Кольцевые маршруты. Показатели плана маршрутизации.
Порядок оформления плана формирования поездов. Эксплуатационные и технико-экономические показатели плана формирования. Контроль и анализ. Оперативная корректировка плана формирования. Основные условия обеспечения точного выполнения плана формирования поездов. Прогнозы вагонопотоков с помощью математических методов и ЭВМ. Проблемы и перспективы совершенствования системы организации вагонопотоков.
Тема 5. Управление местной работой на участках железных дорог.
Определение размеров местной работы на участках с гружеными и порожними вагонами. Варианты обслуживания местной работы на участках. Сборные, вывозные поезда и диспетчерские локомотивы. Определение необходимого числа и вида сборных и других поездов, обслуживающих местную работу. Тяговое обслуживание местной работы на электрифицированных линиях. Планирование развоза местного груза на направлении. Информационно-планирующая система о местных вагонопотоках на участках и направлениях в целом.
Тема 6. Специализация станций в узле и организация вагонопотоков.
Назначение железнодорожных и транспортных узлов, их краткая характеристика, размещение на сети железных дорог и принципиальные схемы.
Особенности технологии работы железнодорожных узлов при различных условиях их развития и характере выполняемой работы. Специализация станций в узлах и принципы распределения работы между ними. Эксплуатационно-экономическое сравнение различных способов распределения транзитной работы в узлах. Экономико-математическая модель, оптимизирующая распределение в узлах сортировочной и грузовой работы. Основные принципы организации вагонопотоков в узлах. Схемы рациональных маршрутов следования вагонопотоков в узле. Календарное планирование погрузки на станциях узла. Структура управления в железнодорожном узле. Экономика работы узлов.
7 Методические рекомендации и указания по выполнению практических работ
Практические занятия способствуют получению навыков выполнения расчетов, применения средств вычислительной техники и современного программного обеспечения; использования справочной литературы, нормативно-технической документации, пакетов прикладных программ, средств компьютерной графики, информационно поисковых систем, банков данных, стандартов и пр.
7.1 Практическое занятие 1. Технико-экономические параметры грузовых вагонов
Цель занятия – ознакомиться с основными технико-экономическими параметрами нескольких моделей грузовых вагонов, произвести расчеты технико-экономических показателей и удельных параметров.
7.1.1 Общие сведения
Основными параметрами грузовых вагонов являются: грузоподъемность (P , т), тара (T , т), объем кузова (V , м3) или площадь пола ( F , м2), общая длина вагона ( об L 2 , м) по осям автосцепок, осность ( 0 m ), габарит по ГОСТ 9238-83.
К основным технико-экономическим показателям и удельным параметрам грузовых вагонов относятся:
1 Технический коэффициент тары, КТ = Р / Т;
2 Удельный объем кузова, vуд = V / P, м 3 / т;
3 Удельная площадь пола, f уд = F / P, м 2 / т;
4 Нагрузка от колесной пары (от одной оси) на рельс/
либо
5 Нагрузка на 1 м пути
7.1.2 Параметры грузовых вагонов представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Параметры грузовых вагонов
Наименование вагона, осность, модель | P , т | T , т | Габарит по ГОСТ 9238- 83. | V , м3 | F , м2 | 2Lоб ,м |
4-осн. крытый универсальный, 11-217 | 68 | 24 | 1-ВМ (0-Т) | 120 | – | 14,73 |
4-осн. крытый универсальный, 11-260 | 72 | 28 | 1-ВМ | 140 | – | 16,97 |
4-осн. универсальный полувагон, 12-757 | 75 | 25 | 1-ВМ | 85 | – | 13,92 |
8-осн. универсальный полувагон, 12-124 | 130 | 46 | ТПР | 150 | – | 18,88 |
8-осн. универсальный полувагон, 12-541 | 125 | 43,3 | 1-Т | 140,3 | – | 20,24 |
4-осн.универсальная платформа, 13-4012 | 71 | 20,9 | 0-ВМ (01-Т) | – | 36,8 | 13,4 |
|
|
|
|
|
|
|
4-осн. универсальная платформа, 13-491 | 73 | 27 | 1-ВМ | – | 50,8 | 18,4 |
8-осн. цистерна для светлых нефтепродуктов, 15-871 | 120 | 48,8 | 1-Т | 140 | – | 21 |
8-осн. цистерна для светлых нефтепродуктов, 15-880 | 125 | 51 | Т | 159,5 | – | 18,69 |
7.1.2 Порядок выполнения задания
7.1.3 Вычислить технико-экономические показатели и удельные параметры грузовых вагонов, модели которых даны в таблице 7.1, и записать полученные значения в таблицу 7.2, сохраняя три знака после запятой.
7.1.4 Выявить и дать анализ влияния габарита на технико-экономические показатели и удельные параметры однотипных грузовых вагонов по данным таблицы 7.2.
Таблица 7.2 – Технико-экономические и удельные параметры грузовых вагонов
Модель | КТ | v уд, м3/т | f уд, м2/т | P0 , кН | P0 , т |
| Габарит по ГОСТ 9238-83 |
11-217 |
|
|
|
|
|
|
|
11-260 |
|
|
|
|
|
|
|
12-757 |
|
|
|
|
|
|
|
12-124 |
|
|
|
|
|
|
|
12-541 |
|
|
|
|
|
|
|
13-4012 |
|
|
|
|
|
|
|
13-491 |
|
|
|
|
|
|
|
15-871 |
|
|
|
|
|
|
|
15-880 |
|
|
|
|
|
|
|
7.2 Практическое занятие 2. Технико-экономические параметры пассажирских вагонов
Цель занятия – ознакомиться с основными технико-экономическими параметрами нескольких моделей пассажирских вагонов, произвести расчеты технико-экономических показателей и удельных параметров.
7.2.1 Общие сведения
Основные типы пассажирских вагонов имеют следующие обозначения:
ПО – открытые с креслами для сидения, для перевозки пассажиров с пребыванием в пути не более 7 часов;
ПН – некупейные со спальными местами, для перевозки пассажиров без ограничения расстояния (аналогично – для остальных типов);
ПК – купейные со спальными местами;
ПМ – купейные с мягкими спальными местами;
ПП – почтовые с двум кладовыми и сортировочными залами (модель 61-516: P = 22т, T = 48 т, F = 51 м 2);
ПП-1 – почтовые для перевозки грузов в контейнерах и обмена их в пути следования (45 контейнеров объем по 1,6 м 3, F =5 3,5 м 2);
Багажный (модель 61-517);
Багажно-почтовый (P = 10+ 10 = 20т);
Вагон-ресторан;
Вагон-электростанция (3 дизель-генератора общей мощности 600кВт).
Основными параметрами пассажирских вагонов являются: населенность или число мест (n), тара (T, т), база вагона (2l, м), длина кузова наружная (2LK, м), конструкционная скорость (км/ч), габарит по ГОСТ 9238-83.
К основным технико-экономическим показателям и параметрам пассажирских вагонов относятся:
1) коэффициент тары КTn = T / n, т/ пасс;
2) коэффициент населенности К2L=n /2LK , пасс/м;
3) средний коэффициент теплопередачи кузова вагона:
- для перевозки пассажиров ≤ 1,11 Вт/(м2∙К);
- почтовых ≤ 1,16 Вт / (м 2∙К);
- багажных ≤ 1,34 Вт/ (м 2∙К);
4) средняя температура воздуха в пассажирских помещениях:
- летом tB = 24±2 ºC при tН = +40 ºC;
- зимой tB ≥ 18 ºC при tН = -40 ºC.
Номер пассажирского вагона состоит из 8 цифр:
первая цифра «0» – определяет род вагона;
вторая и третья – цифровой индекс дороги приписки (дорога может иметь несколько индексов, например, на Московской ж.д. индексы «17÷23»);
четвертая – тип вагона (например,0 – мягкий и жестко-мягкий; 1 – купейный; 2 – жесткий открытой планировки; 3 – межобластной с местами для сидения; 4 – почтовый; 5 – багажный и почтово-багажный; 6 – вагон-ресторан; 7 – служебно-технический; 8 – вагон других ведомств);
пятая, шестая, седьмая – определяют разновидность основных типов вагонов, планировку, типы тормозов и др.;
восьмая – контрольный знак для проверки правильности считывания номера и его учета в ЭВМ.
Для облегчения считывания номер пишется в виде дроби, где в числителе первые три цифры, а в знаменателе – остальные пять цифр.
Параметры пассажирских вагонов представлены в таблице 7.3.
Таблица 7.3– Параметры пассажирских вагонов
Параметр | Спальные вагоны дальнего следования (тип, модель) | Вагоны межобластного сообщения | ||||
Некупейный 61-821 | Купейный 61-435 | Мягкий 4-х местн. | Мягкий 2-х местный | Скоростной | Обычный | |
Населенность (число мест) -спальных -для сидения | 54 81 | 38 - | 32 - | 16 - | - 76 | - 68 |
Тара, т | 50 | 52 | 56,5 | 62 | 42 | 47 |
База вагона, м | 17 | 17 | 17 | 17 | 19 | 17 |
Длина кузова наружная, м | 23,976 | 23,6 | 23,6 | 23,6 | 26,384 | 23,6 |
Конструкционная скорость, км/x | 160 | 160 | 160 | 160 | 200 | 160 |
Габарит по ГОСТ 9238-83 | 1-ВМ (0-Т) | 1-ВМ | 1-ВМ | 1-ВМ | 1-ВМ | 1-ВМ |
7.2.3 Порядок выполнения задания
7.2.4 Вычислить технико-экономические показатели пассажирских вагонов, модели которых даны в таблице 7.3, и записать полученные значения в таблицу 7.4, сохраняя три знака после запятой.
7.2.5 Выявить и дать анализ влияния числа мест в однотипных вагонах на технико-экономические показатели пассажирских вагонов по данным таблицы 7.4
Таблица 7.4– Технико-экономические показатели пассажирских вагонов
Параметр | Спальные вагоны дальнего следования (тип, модель) | Вагоны межобластного сообщения | ||||
Некуп. 61-821 | Купейн. 61-435 | Мягкий 4-х местн. | Мягкий 2-х местн. | Скоростной | Обычный | |
Коэффициент тары K Tn, т/ пасс | | | | | | |
Коэффициент населенности K 2lk , пасс /м | | | | | | |
7.3 Практическое занятие 3. Тяговые расчёты для определения допустимой массы состава и проверки массы поезда по длине приемоотправочных путей
Цель занятия – ознакомиться с элементами методики тяговых расчётов
7.3.1 Общие сведения
Утверждённые МПС «Правила тяговых расчётов для поездной работы» определяют порядок и методику тяговых расчётов, устанавливают основные нормативы, применяемые в расчётах, а также являются основой для расчёта расхода электроэнергии, топлива и воды на тягу поездов.
«Правила» применяются при тяговых расчётах для поездной работы локомотивов и моторвагонного подвижного состава на эксплуатируемых и проектируемых железных дорогах колеи 1520 мм и на железных дорогах узкой колеи (160 и 1067 мм).
При тяговых расчётах принимают определённые единицы физических величин, из которых на занятии используются:
1) уклоны – в промилле (‰) с одним знаком после запятой;
2) сила тяги – в (кгс) с округлением до 50 кгс;
3) удельные силы сопротивления – в (кгс/т) с двумя знаками после запятой;
4) масса состава в (т), грузовых с округлением до 50 т, пассажирских – до 25 т.
7.3.2 Методические особенности расчёта массы состава при условии движения с равномерной скоростью на расчётном подъёме, проверки массы состава при трогании с места, проверка массы поезда по длине приёмоотправочных путей.
7.3.3 Расчёт массы состава при условии движения с равномерной скоростью на расчётном подъёме
Если длина самого трудного на данном участке подъёма, прилегающие элементы профиля пути, допускаемые скорости движения по состоянию пути, расположение остановочных пунктов позволяют установить, что этот подъём не может быть преодолён с использованием кинетической энергии поезда, то такой подъём следует принимать расчётным. Массу состава в этом случае определяют по формуле
где – масса состава, т;
Fp– сила тяги локомотива при расчётной скорости, кгс;
– масса локомотива, т;
– основное удельное сопротивление локомотива, кгс/т;
– основное удельное сопротивление вагонов, кгс/т;
– величина уклона на расчётном подъёме, ‰.
7.3.4 Проверка массы состава при трогании с места
Вычисленная в разделе 7.3.3 масса грузового состава проверяется на трогание с места на остановочных пунктах по формуле
где – допустимая масса состава при трогании с места, т;
– сила тяги локомотива при трогании с места, кгс;
– удельное сопротивление поезда при трогании с места, кгс/т;
– величина уклона участка пути, на котором происходит трогание с места, ‰.
Должно соблюдаться условие mc mTP. Если это условие не соблюдается, то за норму массы принимается mTP и используется в дальнейших расчётах вместо mc.
7.3.5 Проверка массы состава по длине приёмоотправочных путей
Длина поезда (lП, м) не должна превышать полезной длины приёмоотправочных путей (lПОП, м) на участках обращения данного поезда (с учётом допуска 10 м на установку поезда), т.е. должно соблюдаться условие lП ≤ lПОП. На станциях магистральных железных дорог проектируются пути стандартной полезной длины 850 м, 1050 м и 1250 м.
Длина поезда с массой mc определяется по формуле
lп=lс+ nлlл+10
где nл – число локомотивов;
lл – длина локомотивов, м;
lс – длина состава, м;
lc=∑nili=∑mc/mcp∙αili
где ni – число однотипных вагонов в сформированном составе;
li – длина однотипных вагонов в сформированном составе ( по осям сцепления автосцепок ), м;
αi – доля (по массе) состава, приходящаяся на данную группу однотипных вагонов;
mcp – средняя для однотипной группы масса вагона (брутто),т.
Например, для состава, сформированного из 8-осных и 4-осных грузовых вагонов, формула для определения массы поезда имеет вид
lп=mc/mcp8-ocн∙α8-оснl8-осн+mc/mcp4-осн∙α4-оснl4-осн+nлlл+10
7.3.6 Изучить представленные элементы методики тяговых расчетов, записать в таблицу 7.5 исходные данные заданного варианта по дисциплине для вычисления mc, записать в таблицу 7.6 исходные данные для вычисления mтр, записать в таблицу 7.7 исходные данные для вычисления lп. Произвести вычисления mc, mтр, lп и указать их в таблицу 7.5, 7.6, 7.7 соответственно.
Таблица 7.5 – Расчет массы состава mc
№ варианта | Локомотив | Вагон | Уклон | Масса | |||
Серия | F1,кгс | mл,Т | ω´0, кгс/т | ω"0, кгс/т | ip, ‰ | mC,т | |
| | | | | | | |
Таблица 7.6 – Расчет массы состава при трогании с места mТР
FТР, кгс | ωТР,кгс/т | iТР, ‰ | mТР,т |
| | | |
Таблица 7.7 – Расчет длины поезда lП
Локомотив | Вагоны | Длина поезда | ||||||
nл | lл,м | mcp8-ocн | α8-осн | l8-осн, м | mср4-осн,т | α4-осн | l4-осн, м | lп,м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.3.7 Проверить выполнение условий по соотношению mc и mтр, lп и lпоп.
7.4 Практическое занятие 4. Расчет вагонопотоков на грузовых пунктах и установление порядка обеспечения погрузки порожними вагонами
Цель занятия – ознакомиться с методикой расчёта вагонопотоков
7.4.1 Общие сведения
Определение вагонопотоков по прибытию и отправлению производится по объектам грузовой работы с учетом заданного грузооборота и процентного соотношения 4-х и 8-и -осных вагонов в парке вагонов (по заданию преподавателя).
Количество вагонов, необходимых для обеспечения суточной погрузки заданных грузов, и количество вагонов, прибывающих за сутки на станцию под выгрузку, определяется по формуле
где Qсут – объем суточной погрузки или выгрузки, т;
Pтех – техническая норма загрузки заданным грузом выбранного типа вагона, т;
α 8 , 6 , 4 – доля соответственно 4-х, 6-и, 8-и -осных вагонов.
Суточный вагонопоток округляется до целого числа в большую сторону.
Примеры
1. Рассчитать количество вагонов для погрузки 1080 т тарно-штучных грузов (ТШГ) (повагонные отправки), перевозимых в 4-осных вагонах. Техническая норма загрузки (средневзвешенная) 54 т
Обеспечение пунктов погрузки порожними вагонами производится на основе анализа количества и типов вагонов, прибывающих на станцию с грузом, и возможности использования этих типов вагонов после выгрузки под погрузку аналогичных или других видов груза.
Определяется недостаток и избыток порожних вагонов на станции. Для этой цели составляется балансовая таблица порожних вагонов по форме таблицы 7.8. В графы “выгрузка” и “погрузка” таблицы 7.8 заносятся величины суточных вагонопотоков с учетом выше произведенных расчетов по определению потребности вагонов соответственно по прибытию и отправлению.
Если на данном грузовом фронте выгрузка (прибытие) превышает погрузку (отправление), то на грузовом пункте или в целом по станции будет иметь место избыток (отправление) порожних вагонов; если выгрузка меньше погрузки – недостаток (поступление) порожних вагонов.
Недостаток порожних вагонов для погрузки можно компенсировать порожними вагонами аналогичного типа, которые есть в избытке на других грузовых фронтах, если эти вагоны не требуют выполнения с ними дополнительных операций или запланировать их поступление с ближайшей сортировочной станции по регулировочному заданию. Избыток порожних вагонов будет отправлен со станции в маршрутах или вывозных поездах на сортировочную станцию узла.
План обеспечения погрузки грузов порожними вагонами приводится в балансовой таблице.
Правильность составления балансовой таблицы проверяется с соблюдением равенства
где nвыгсут , nпогр – соответственно выгрузка (прибытие) и погрузка (отправление) груженых вагонов;
nнедпор , nизбпор – соответственно недостаток (прибытие) и избыток (отправление) порожних вагонов.
На основании таблицы 7.8 определяются следующие показатели работы грузовой станции:
1) грузооборот в тоннах
2) вагонооборот (определяется по каждому грузовому пункту и станции в целом) до регулировки и после
Из таблицы 7.8 видно, что все пункты на грузовом дворе обеспечиваются порожними вагонами из-под выгрузки соответствующих грузов за исключением ТШГ, для погрузки которого 8 крытых вагонов будут переставлены с п\п №1 после выгрузки муки в мешках. Излишек 3 полувагонов после выгрузки песка сдается по регулировочному плану отделения дороги. На подъездном пути №1 – 46 вагонов проходят сдвоенные операции, а 20 вагонов будут отправлены по регулировочному заданию. На подъездном пути №2 – 20 вагонов проходят сдвоенные операции, 30 порожних цистерн – отправлены по регулировочному плану отделения дороги. В целом по станции после регулировки отправляется 53 единицы порожнего подвижного состава.
Правильность составления баланса подвижного состава по станции проверяется равенством (7.4.3)
До регулировки 169 + 74 = 116 + 127 ваг., т.е. 243 = 243 ваг.
После регулировки 169 + 0 = 116 + 53 ваг., т.е. 169 = 169 ваг.
7.5 Практическое занятие 5. Организация груза- и вагонопотоков, перерабатываемых на станции
Цель занятия – ознакомиться с методикой организации грузо-и вагонопотоков
7.5.1 Общие сведения
Маршрутизация вагонопотоков с мест погрузки. Как правило, массовые грузы предъявляют к перевозке отправительскими маршрутами /12-17/, поэтому суточный вагонопоток для прибывающих и отправляемых на подъездные пути и с подъездных путей грузов необходимо организовать в отправительские маршруты.
Состав отправительского маршрута рассчитывается отдельно по прибытию и отправлению для различных грузов, исходя из веса поезда брутто и определяемого средневзвешенного веса брутто вагона по формуле
где Q бр мi. – вес маршрута брутто, т;
Р ср вз – средневзвешенный вес вагона брутто, т;
Ртех – средневзвешенная техническая норма загрузки вагона, т;
qт. – средневзвешенная масса тары вагона, т.
Затем определяется число ежедневных отправительских маршрутов по прибытию и отправлению для каждого рода груза по формуле
где n сут i. – суточный вагонопоток заданного i-го груза, ваг.
Количество ежедневных маршрутов в проекте принимается равным целой части числа. Остаток конкретного груза в вагонах определяется по формуле и включается в состав передаточных поездов
Если окажется, что состав маршрута более суточного вагонопотока, то в практической работе его принимают равным суточному вагонопотоку.
Далее разрабатывается план отправительской маршрутизации на месяц. При этом число маршрутов, отправляемых со станции за месяц определяется из выражения
Из остатка вагонов, не охваченных ежедневными отправительскими маршрутами, необходимо разработать вариант организации маршрутизации с мест погрузки на месяц с учетом сгущения погрузки по календарному плану.
Полученное количество маршрутов распределяется равномерно по дням месяца для каждого подъездного пути (года груза), обеспечивая тем самым ритмичность работы, как отдельных подъездных путей, так и станции в целом.
По результатам расчетов составляется календарный план погрузки маршрутов по станции и совмещенный.
Важным технико-экономическим показателем разработанного плана маршрутизации с мест погрузки является удельный вес маршрутизации, который для заданного конкретного груза определяется по формуле
Удельный вес маршрутизации по станции (по отправлению) в целом определяется по формуле
Примеры расчета.
Определение количества вагонов в составах маршрутов по прибытии для грузов, указанных в табл.1.3. Масса поезда для муки установлена 4300т, а для нефти – 2600т.
Для муки
Для нефти
Определение числа маршрутов
Остаток вагонов, не включенных в маршрут
Удельный вес маршрутизации по станции
7.6 Практическое занятие 6. Формирование поездов и обеспечение сохранности вагонов
Цель занятия – ознакомиться с организацией вагонопотоков и содержанием в готовности вагонного парка.
7.6.1 Общие сведения
Перевозочный процесс образуют операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов, подаче вагонов, их уборке и включению в поезд, продвижению по участку и т.д.
Перевозочный процесс и движение поездов подчиняются ряду основных принципов:
1) безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности грузов;
2) научная организация труда и управления во всех звеньях и полное их взаимодействие на основе единого плана;
3) эффективное использование технических средств и высокое качество обслуживания пассажиров;
4) эффективное взаимодействие со всеми видами транспорта.
Реализация этих принципов обеспечивает выполнение требуемого объема перевозок при минимальных затратах.
7.6.2 План и порядок формирования поездов. Организация работ и обеспечение сохранности вагонов.
7.6.2.1 План формирования поездов
Вагоны, отправляемые со станций и следующие по определенным направлениям, образуют вагонопотоки. Система организации и продвижения груженных и порожних вагонопотоков определяется планом формирования поездов, который разрабатывается на основе плана перевозок между районами погрузки и выгрузки. План формирования устанавливает станцию формирования поезда, какие вагоны и куда направляются, станции назначения и расформирования поездов, а также характер и объем работы всех станций. При этом необходимо максимум вагонов собрать в маршрут на большое расстояние, т.е. следующие без переработки на попутных станциях. Маршрут называется ступенчатым, если вагоны загружаются на нескольких станциях или несколькими отправителями.
После маршрутов формируют следующие поезда:
1) сквозные – проходят без переработки не менее чем через одну техническую станцию;
2) участковые – следуют без переработки от одной технической станции до другой;
3) сборные – состоящие из вагонов назначением на промежуточные станции прилегающего участка;
4) передаточные – для доставки вагонов с одной станции на другую;
5) вывозные – для перевоза групп вагонов с узла ближайшие станции участка.
Отдельно планируют формирование грузовых ускоренных поездов включающих вагоны с живностью, скоропортящимися грузами и другими грузами, требующей быстрой доставки.
Предусматривается также составление поездов из порожних вагонов по родам подвижного состава(крытые вагоны, платформы, цистерны и др.), следующих до станции погрузки, как правило, без переработки.
План формирования должен обеспечить минимум простоев под накоплением или при переработке. Для оценки качества плана формирования вычисляют его показатели.
Основными из них являются:
1) общая затрата вагоно-часов;
2) уровень отправительской и ступенчатой маршрутизации;
3)средняя дальность пробега вагонов без переработки;
4) эксплуатационные расходы, определяемые качеством плана формирования;
5) другие показатели.
7.6.2.2 Порядок формирования поездов
Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Поездами являются также отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны и другие средства несъемного типа.
По старшинству поезда разделяются на: 1) внеочередные (пожарные, восстановительные, снегоочистители, одиночные локомотивы); 2) очередные (все пассажирские, воинские людские, ускоренные грузовые, хозяйственные, локомотивы (сцеп) без вагонов и др.). Людскими считаются грузовые поезда при постановке в них 10 и более вагонов, занятых людьми.
Каждому поезду на станции формирования присваивается номер в зависимости от категории (скорые - №1/149). Поезда направлений «север-юг», «восток-запад» имеют нечетные номера, а поезда обратного направления – четные.
Каждому грузовому поезду на станции формирования кроме номера присваивают индекс в виде специального кода из 10 цифр, не изменяющихся до станции расформирования.
Нормы массы и длины поездов устанавливаются в плане формирования и графике движения поездов.
Грузовые поезда тяжеловесные (масса поезда для соответствующих серий локомотивов на 100 т и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке) и повышенной массы (более 6000 т) с одним или несколькими действующими локомотивами (в голове и хвосте, в голове и последней трети состава).
По длине грузовые поезда помимо обычных, бывают повышенной длины (350 осей и более), длинносоставные (с превышением максимальной нормы по графику движения на участке), соединенные (из двух и более сцепленных поездов с действующими локомотивами в голове каждого).
Масса брутто поезда при формировании складывается из тары вагонов и массы грузов, указанной в документах.
Длину подвижного состава определяют из таблиц утвержденных МПС.
Все поезда должны иметь тормозные средства для остановки на длине тормозного пути (1000, 1200, 1300, 1500, 1600 и 1700 м), зависящей от руководящего спуска и допускаемой максимальной скорости движения.
7.6.2.3 Понятие о сохранности вагонов
Основным условием исправного состояния вагонов в эксплуатации является высокое качество ремонтов в депо, на ПТО, в пунктах подготовки вагонов к перевозкам, на стоянках.
В крупных пунктах применяют передвижные ремонтные тележки с подъемными средствами для смены подшипников, для сварочных работ, на тележках имеется запас деталей, материалов и инструмента.
Для текущего содержания вагонов важно создание пунктов комплексной подготовки вагонов к перевозкам, по типам вагонов (крытые, ИПС, полувагоны и др.) с необходимым оборудованием.
Для отработки неисправных вагонов служит типовой техпроцесс для осмотрщиков вагонов и ремонтных бригад.
В парке прибытия контролируется техническое состояние вагонов для выявления неисправностей и ремонта с отцепкой и без отцепки.
В парке отправления производится технический осмотр и устранение неисправностей по разметкам осмотрщиков в парках прибытия, сортировочном и отправления.
Для обнаружения греющихся букс на перегонах устанавливают автоматические приборы (ПОНАБ, ДИСК), обычно на посту в 2-10 км от входного сигнала станции, которые регистрируют число всех букс и число неисправных без остановки поезда.
7.6.3 Изучить основные принципы разработки плана и порядка формирования поездов
8 Материалы для самостоятельной работы студентов
Задания на самостоятельное изучение дисциплины
Тема 2. Расчет плана формирования одногруппных сквозных поездов
План формирования грузовых поездов для больших полигонов.
Необходимое и достаточное условие выделения струи вагонопотока в самостоятельное назначение. Возможное количество вариантов плана формирования поездов на направлении.
Характеристика методов расчета плана формирования одногруппных грузовых поездов. Метод абсолютного расчета. Метод совмещенных аналитических сопоставлений. Основы составления алгоритма и программы расчетов плана формирования на ЭВМ.
Принципы совместного расчета плана формирования одногруппных сквозных поездов и отправительских маршрутов.
Рекомендуемая литература [7, с. 109].
Тема 2. Специальные расчеты плана формирования
План формирования групповых поездов. Виды групповых поездов и общие требования к их организации. Критерий технико-экономической эффективности формирования групповых поездов. Расчет плана формирования групповых поездов различных категорий.
Принципы совместного расчета плана формирования одногруппных и групповых поездов.
План формирования поездов из порожних вагонов. План формирования поездов с уменьшением массы составов. План формирования поездов с увеличением массы составов. Оценка вариантов плана формирования поездов с использованием вероятностных методов.
Рекомендуемая литература [7, с. 121; с. 340].
Тема 4. График движения поездов
Значение графика движения поездов для работы железнодорожного транспорта.
Основные принципы обеспечения безопасности при организации движения поездов. Классификация графиков движения поездов, их технико-экономическая характеристика. Теория графика, созданная отечественной наукой. Особенности графика движения поездов на зарубежных железных дорогах.
Рекомендуемая литература [7, с. 124-136].
Тема 6. Организация движения поездов в узле
Методика расчета оптимальных весовых норм передаточных поездов в узле. Расчет размеров движения передаточных поездов. Внутриузловой график движения поездов и оборота передаточных локомотивов. Оперативное планирование и руководство работой узла. Диспетчерский контроль за работой узлов. Вопросы автоматизации управления работой железнодорожным узлом. Информационно-планирующая система в узлах.
Рекомендуемая литература [7, с. 175-186].
9 Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся
Вопросы к итоговому контролю (экзамену) по дисциплине «Организация вагонопотоков»
1. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы.
2. Что такое поезд?
3. Условный вагон.
4. Рабочий парк вагонов.
5. Классификация поездов и их обслуживание.
6. По роду перевозок поезда делятся на…
7. По дальности следования поезда делятся на…
8. Промежуточные и участковые станции.
9. Устройство и работа промежуточных станций.
10. Технология переработки вагонов на сортировочных станциях.
11. Автоматизированная система управления сортировочной станцией.
12. Перерабатывающая способность станции.
13. Развитие теории и практики организации вагонопотоков на железных дорогах.
14. Грузы- и вагонопотоки.
15. План формирования поездов.
16. Применение средств вычислительной техники для решения задач по организации и управлению вагонопотоками.
17. Процесс накопления вагонов.
18. Методы расчета плана формирования поездов.
19. Автоматизированная система расчета плана формирования поездов.
20. Групповые поезда.
21. Контроль выполнения плана формирования.
22. График движения поездов.
23. Роль графика движения в перевозочном процессе.
24. Конструкция графика движения поездов.
25. Вес, длина и скорость движения поездов.
26. Элементы графика движения поездов.
27. Пропускная и провозная способность железнодорожной линии.
28. Что такое перегон?
29. Расчет пропускной способности по перегонам и участкам.
30. Формирование и пропуск поездов повышенной массы и длины.
31. Организация местной работы на промежуточных станциях.
32 Организация работы сборных поездов.
33 Вывозные поезда, участковые маневровые и диспетчерские локомотивы.
34 Организация работы железнодорожных узлов. Классификация и принципы технологии работы узлов.
35. Организация вагонопотоков. Специализация станций.
36. Узловой график движения поездов.
37. Работа локомотивов в узлах.
38. Составление графика движения поездов. Исходные данные.
39. Последовательность прокладки поездов.
40. Окна в графике.
41. Старшинство поездов.
42. План формирования и размеры движения пассажирских поездов.
43. Схематический график движения поездов и оборота пассажирских составов.
44. Особенности и основы организации пригородных перевозок.
45. Графики движения пригородных поездов.
46. Пропускная способность пригородных участков.
47. Разработка графика движения на пригородном участке.
48. Показатели пригородных перевозок.
49. Основы технологии пассажирских станций. Классификация пассажирских станций.
50. Принципы управления работой пассажирских станций.
Задания в тестовой форме
с выбором одного правильного ответа
1. Что такое график движения поездов?
A) это основной документ в технологии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети;
B) система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;
C) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
D) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
E) сумма рабочего и нерабочего парков.
2. Тяговое плечо – это …
A) расстояние следования локомотива в одном направлении;
B) локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;
C) условная единица измерения длины состава;
D) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
E) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т.е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов в течение суток.
3. Провозная способность линии – это…
A) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
B) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т.е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток;
C) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
D) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
E) локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе.
4. Пропускная способность линии – это…
A) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут
быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
B) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
C) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
D) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
E) расстояние следования локомотива в одном направлении.
5. Условный вагон – это…
A) условная единица измерения длины состава;
B) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
C) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т.е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток;
D) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
E) расстояние следования локомотива в одном направлении.
6.Что означает план формирования поездов – это
A) система организации вагонопотоков, устанавливающая какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;
B) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
C) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
D) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т. е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток;
E) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы.
7. Перерабатывающей способностью станции называется
A) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т.е. пропустить через себя с расформированием и
формированием поездов) в течение суток;
B) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
C) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
D) система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;
E) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы.
8. Рабочий парк вагонов – это
A) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
B) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
C) максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т.е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов)в течение суток;
D) расстояние следования локомотива в одном направлении;
E) условная единица измерения длины состава.
9. Нерабочий парк – это
A) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
B) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
C) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
D) расстояние следования локомотива в одном направлении;
E) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года.
10. Наличным парком вагонов называется
A) сумма рабочего и нерабочего парков;
B) вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
C) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
D) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
E) наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения.
11. Что такое эксплуатируемый парк локомотивов?
A) локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;
B) расстояние следования локомотива в одном направлении;
C) расстояние следования локомотива в одном направлении;
D) вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
E) наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года.
12. Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда, которые можно подразделить:
A) все ответы верны;
B) дальности следования;
C) способу формирования (грузовые);
D) состоянию вагонов (грузовые);
E) по роду перевозок.
13. Поезда по роду перевозок делятся:
A) на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские (грузовые поезда, в которых 10 и более вагонов заняты людьми), одиночные локомотивы;
B) на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
C) на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
D) на груженые, порожние, комбинированные;
E) сквозные, участковые, сборные, вывозные.
14. Поезда по дальности следования делятся
A) на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
B) на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские, одиночные локомотивы;
C) на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
D) на груженые, порожние, комбинированные;
E) технические маршруты, на пассажирские, грузовые, хозяйственные.
15. Поезда по способу формирования (грузовые) делятся:
A) на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
B) на дальние, местные, пригородные;
C) на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские, одиночные локомотивы;
D) на груженые, порожние, комбинированные;
16. Поезда по состоянию вагонов (грузовые) делятся:
A) на груженые, порожние, комбинированные;
B) на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
C) на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
D) на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские
E) на одногруппные поезда и групповые.
17. Поезда по числу групп вагонов в составе грузового делятся:
A) на одногруппные и групповые поезда;
B) на дальние, местные, пригородные;
C) на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
D) на груженые, порожние, комбинированные;
E) на пассажирские, грузовые, хозяйственные.
18. Что такое перегон?
A) часть железнодорожной линии, между смежными раздельными пунктами?
B) участки дороги, отделяемые друг от друга раздельными пунктами;
C) участки отделений, отделяемые друг от друга раздельными пунктами;
D) разъезды, обгонные пункты и станции;
E) нет правильного ответа.
19. Различают раздельные пункты:
A) разъезды, обгонные пункты и станции, путевые посты, проходные светофоры;
B) участки пути, отделяемые друг от друга раздельными пунктами;
C) путевые посты, проходные светофоры
D) обгонные пункты и станции;
E) нет правильных ответов.
20. Разъезды – это…
A) разъездные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие:
B) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие;
C) раздельные пункты, имеющие путевое развитие;
D) раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой;
E) раздельные пункты на ж.д. линиях, оборудованных автоблокировкой, не имеющие путевого развития.
21. Станция – это
A) раздельные пункты, имеющие путевое развитие, позволяющие производить операции по приёму, отправлению,
скрещиванию и обгону поездов;
B) разъездные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие;
C) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие;
D) раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой;
E) раздельные пункты на ж.д. линиях, оборудованных автоблокировкой, не имеющие путевого развития.
22. Обгонные пункты – это
A) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие;
B) раздельные пункты на ж.д. линиях, оборудованных автоблокировкой, не имеющие путевого развития.
C) раздельные пункты, имеющие путевое развитие;
D) разъездные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие;
E) раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой.
23. Проходные светофоры – это
A) раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой;
B) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие;
C) разъездные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие;
D) раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие;
E) разъездные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие.
24. Перегоны, в зависимости от типа ограничения раздельными пунктами, бывают:
A) межстанционные, межпостовые, блок-участки;
B) блок-участки;
C) межпостовые:
D) межпостовые, блок-участки;
E) межстанционные.
25. Пассажирские станции предназначены
A) для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда, высадки, приёма и выдачи багажа;
B) для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки из вагонов, а также сортировки перевозимых грузов;
C) для расформирования составов, сортировки вагонов по назначению следования и формирование из этих вагонов новых поездов - участковых, сборных, передаточных;
D) для смены локомотива в поездах локомотивных бригад, осмотра подвижного состава в проходящих поездах формирование участковых и сборных поездов;
E) для приёма, отправления и пропуска поездов.
26. Грузовые станции предназначены
A) для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки из вагонов, а также сортировки перевозимых грузов;
B) для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов;
C) для расформирования составов, сортировки вагонов по назначению следования;
D) для приёма, отправления и пропуска поездов
E) для смены локомотива в поездах локомотивных бригад.
27. Сортировочные станции предназначены
A) для расформирования составов, сортировки вагонов по назначению следования и формирование из этих вагонов новых поездов - участковых, сборных, передаточных;
B) для смены локомотива в поездах локомотивных бригад;
C) для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов;
D) для приёма, отправления и пропуска поездов;
E) для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки из вагонов, а также сортировки перевозимых грузов.
28. Участковые станции предназначены
A) для смены локомотива в поездах локомотивных бригад, осмотра подвижного состава в проходящих поездах формирование участковых и сборных поездов;
B) для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов;
C) для расформирования составов, сортировки вагонов по назначению следования;
D) для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки из вагонов, а также сортировки перевозимых грузов;
E) для приёма, отправления и пропуска поездов.
29. Промежуточные станции предназначены
A) для приёма, отправления и пропуска поездов;
B) для смены локомотива в поездах локомотивных бригад;
C) для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки из вагонов, а также сортировки перевозимых грузов;
D) для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов;
E) для расформирования составов, сортировки вагонов по назначению следования.
30. Период накопления - это
A) время накопления вагонов на полный состав;
B) первая прибывшая группа вагонов;
C) общий простой под накоплением;
D) формировании групповых поездов;
E) нет правильных ответов.
31. Вагонопоток – это
A) число вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени;
B) среднесуточное число вагонов;
C) число вагонов, включаемых в назначение плана формирования поездов;
D) число тонн грузов отправленных станцией в каком-либо направлении за определенный промежуток времени;
E) нет правильного ответа.
32. Грузопоток – это
A) число тонн грузов отправленных станцией в каком-либо направлении за определенный промежуток времени;
B) число вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени;
C) число тонн грузов отправленных станцией в каком-либо направлении за определенный промежуток времени;
D) среднесуточное число вагонов.
33. К показателям по маршрутизации относятся
A) все перечисленные показатели;
B) удельный вес маршрутной погрузки под выгрузку на одну станцию;
C) средняя дальность пробега маршрутов;
D) размер снимаемой отправительскими маршрутами переработки вагонов на сортировочных и участковых станциях;
E) уровень маршрутизации.
34. К техническим операциям на промежуточных станциях относятся
A) все перечисленные операции;
B) прием, отправление поездов;
C) маневры со сборными или вывозными поездами;
D) маневры по подаче и уборке вагонов;
E) прием, отправление, пропуск поездов.
35. Основными документами, регламентирующими работу станций, являются
A) техническо-распорядительный акт станции (ТРA) и технологические карты;
B) положение о железнодорожной станции;
C) технологический процесс (ТП) работы станции;
D) все ответы верны.
36. Железнодорожным узлом называется
A) пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий;
B) пункт пересечения или слияния нескольких автодорожных линий;
C) пункт примыкания или слияния нескольких железнодорожных участков;
D) пункт примыкания нескольких железнодорожных станций.
37. По объему и сложности работы станции бывают
A) внеклассные и I-V классов;
B) пассажирскими;
C) грузовыми;
D) сортировочными;
E) нет правильных ответов.
38. Местные вагоны делят на группы
A) порожние, груженые;
B) грузовые и коммерческие;
C) ввозные и вывозные;
D) технические и местные;
39. Основу организации вагонопотоков составляет
A) план формирования поездов;
B) график движения поездов;
C) суточный план график работы станции;
Задания открытой формы «Дополнить»
1. Способ организации вагонопотоков из районов погрузки в пункты выгрузки, называется ________________________________ .
2. На сколько групп делятся маршруты с мест погрузки грузов по условиям их организации __________________________________ .
3. Важнейшая производственно-хозяйственная единица, на которой осуществляется непосредственная работа железных дорог с клиентурой, называется ___________________________________ .
4. На сколько групп подразделяются железнодорожные станции по своему назначению и характеру работы ______________________ .
5. Станции, представляющие собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений для выполнения грузовых операций, называются ____________________ .
6. Станции, на которых погрузка грузов значительно преобладает над выгрузкой, называются ________________________ .
7. Станции, на которых выгрузка грузов значительно преобладает над погрузкой, называются ________________________ .
8. Станции, которые располагаются в пунктах стыка железнодорожного и водного транспорта или пограничными, если располагаются на стыковых пунктах, называются.______________ .
9. В зависимости от объема работы грузовые станции, как и все железнодорожные станции, подразделяются на __________ классов.
10. Комплекс устройств, включающий путевое хозяйство, складские сооружения, погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства, весы, устройства сигнализации и связи, называется ____ .
11. Сумма вагонов, погруженных и выгруженных на подъездном пути за отчетный период (сутки, месяц, год), называется _________ .
12. Сумма вагонов, поступивших на подъездной путь и убывших с него за определенный отчетный период (сутки, месяц, год), называется _________________________________________________ .
13. Сумма погруженных и выгруженных вагонов в течение года, деленная на число рабочих дней в году, называется ______________
14. Как называется часть складского пути, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов ________________________________ .
15. Из скольких цифр состоит номер каждого грузового вагона___________ .
16. Что обозначает первая цифра «2» в нумерации грузового вагона ______________ .
17. Что обозначает первая цифра «4» в нумерации грузового вагона _____________.
18. Что обозначает первая цифра «6» в нумерации грузового вагона _____________ .
19. Единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов, это ________ .
20. Наибольшая масса перевозимого груза, на которую рассчитана его конструкция, называется ________________________ .
21. Масса всех частей вагона (в порожнем состоянии), включая тележки и колесные пары, это ________ вагона.
22. Условная мера длины, равная 14 метров – это условный ______________ .
23. Вагоны, необходимые сети, дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы это ________________ вагонов.
24. Среднесуточное число вагонов, скапливающихся на одной определенной станции или одном участке назначением на другую определенную станцию или участок, принято называть __________.
25. Вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении – это ____________ парк вагонов.
26. Сумма рабочего и нерабочего парков называется ________________ парком вагонов.
Литература
1 Абрамов А. А. Управление эксплуатационной работой. Организация вагонопотоков : учеб. пособие. – М. : РГОТУПС, 2001. – Ч. 1. – 144 с.
2 Абрамов А. А. Управление эксплуатационной работой. График движения поездов и пропускная способность : учебное пособие. – М. : РГОТУПС, 2002. – Ч. 2. – 132 с.
4 Боровикова М. С. Организация движения на железнодорожном транспорте. – М. : Маршрут, 2003. – 368 с.
5 Гундорова Е. П. Технические средства железных дорог : учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М. : Маршрут, 2003. – 496 с.
6 Олещенко Е. М. Основы грузоведения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Олещенко, А. Э. Горев. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
7 Основы эксплуатационной работы железных дорог: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В. А Кудрявцев,
В. И. Ковалев, А. П. Кузнецов и др.; под редакцией В. А. Кудрявцева. – 2-е изд., – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
8 Перепон В. П. Организация перевозок грузов : учебник для техникумов и колледжей ж.-т. транспорта. – М. : Маршрут, 2003. –
614 с.
9 Сотников И. Б. Эксплуатация железных дорог в примерах и задачах. – М. : Транспорт, 2000. – 232 с.
10 Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте / Грунтов П. С., Дьяков Ю. В., Макарочкин А. М. и др.; под редакцией Грунтова П. С. – М. : Транспорт, 2004. – 544 с.