«Мобильная Электронная Школа» для одарённых и высокомотивированных детей
ОдарЁнные дети
- Одаренный ребенок — это ребёнок , который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Факторы, определяющие одарённость
Факторы, определяющие одарённость
Генетическая наследственность (от нас не зависит)
Социокультурная среда (основные характеристики: ценность знаний и разнообразие возможных направлений развития)
Собственная активность ребенка (персонализация образования на основе высокой внутренней мотивации)
Виды одарённости
В практической деятельности
- (в ремеслах, спортивная и организационная)
- (в ремеслах, спортивная и организационная)
В познавательной деятельности — интеллектуальная
- (одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания)
- (одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания)
В художественно-эстетической деятельности
- (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная)
- (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная)
В коммуникативной деятельности
- (лидерская и аттрактивная)
- (лидерская и аттрактивная)
В духовно-ценностной деятельности
- (проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям)
- (проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям)
Распределение видов одаренности (из многолетнего опыта советской школы)
Специализированное основное образование
Специализированное дополнительное образование
Естественно-научная
Ремёсла
Социально-гуманитарная
Спорт
Математическая
Хореография
Проблемы: 1) за одаренность часто принимают академические способности; 2) ранняя специализация;
3) закрытость и обособленность приводит к нарушению нормальной социализации
Музыка
Изобразительное искусство
Проблема: конкуренция между основным и дополнительным образованием
Лидерская и духовно-нравственная одаренность не подразумевает
специализированных образовательных организаций
Новая модель организации работы с одаренными детьми на базе МЭШ
- Сеть взаимодействующих школ, музеев, ВУЗов способствует созданию богатой социокультурной среды
- Центр по работе с одаренными детьми (ЦРОД)выполняет функции координатора сетевого взаимодействия
- Персонализация образования на основе очно-заочной формы образования
- ЦРОД обеспечивает цифровую среду взаимодействия и организует интенсивы, летние школы, конкурсы и т.п.
Основные характеристики МЭШ
Избыточность и адаптивность
- – позволяет удовлетворять разные интересы школьников
- – позволяет удовлетворять разные интересы школьников
Интерактивность
- (позволяет осуществить нелинейное изучение материала)
- (позволяет осуществить нелинейное изучение материала)
Построение учебного материала
- в соответствии с психолого-педагогическими задачами образования в 21 веке
- в соответствии с психолого-педагогическими задачами образования в 21 веке
Форма подачи учебного материала
- соответствует предпочтениям современных детей – «цифровых аборигенов»
- соответствует предпочтениям современных детей – «цифровых аборигенов»
Наличие инструментария для построения индивидуальной образовательной траектории
Разнообразие форм предъявления материала
- (учёт различных стилей восприятия)
- (учёт различных стилей восприятия)
Возможность онлайн- и оффлайн взаимодействия
- (поддержка одарённых детей, дистанционная подготовка к олимпиадам)
- (поддержка одарённых детей, дистанционная подготовка к олимпиадам)
7
Избыточность
Педагогическая структура
Выдвигаем гипотезу
Изучаем
Сравниваем и проверяем гипотезу
Подводим итоги
Форма предъявления учебного материала
Персонализация образования
- Одарённые и высокомотивированные дети — дети со специальными образовательными потребностями
- Наиболее продуктивная модель — инклюзия — обучение в своей школе вместе с другими детьми, но по специальной программе
- Возможно ускоренное, углубленное или расширенное обучение по ряду предметов
9
Ускоренное освоение образовательной программы (части программы)
Ускорение – освоение программы по предмету в ускоренном (интенсивном) режиме, например два учебных года за один (статья 34 п. 3, ФЗ №273)
Расширение учебного материала
- Расширение объема изучаемого материала, использование межпредметных, проектных и исследовательских заданий
Углубление предметных знаний
- Работа по дополнительным рубрикам, выходящим за рамки школьной программы
- Курсы подготовки к олимпиадам и Сборники олимпиадных задач
Сетевая облачная структура
Органы управления образованием
Работодатель
Школа 4
Школа 1
На базе
Центра по работе с одаренными детьми установлена Мобильная Электронная Школа
Школа 2
Школа 5
Школа 3
Школа …
Семья
Организации дополнительного образования
9
Основные направления использования МЭШ для работы с одарёнными детьми
МЭШ
в составе
ЦРОД
Интенсивные курсы
Проектная
и исследовательская деятельность
Выявление и мониторинг
Система поддержки и сопровождения
Подготовка к олимпиадам
9
Интенсивные курсы
Интенсивные курсы — ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы.
Возможности
- Построение образовательной сети на базе ЦРОД и реализация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями субъекта РФ
- Обеспечение условий реализации для сетевой формы освоения основных общеобразовательных программ всех уровней
- Использование учебных онлайн курсов и информационно-образовательной платформы МЭШ для освоения основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования
Преимущества
- Персонализация образования и реализация индивидуальных учебных планов одаренных детей Достаточное число степеней свободы для учащихся способствует персонализации образования
- Освоение одаренными детьми в ускоренном режиме ряда предметов в пределах осваиваемой общеобразовательной программы и высвобождение времени для развития в зоне одаренности
9
Варианты организация обучения одаренных детей в ЦРОД по ИУП
- Построение образовательной сети региона на базе ЦРОД и организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями региона Обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ») Использование МЭШ, электронного обучения, технологий смешанного и мобильного обучения для реализации соответствующих основных образовательных программ ЦРОД заключает с общеобразовательными организациями региона договоры о сетевой форме реализации основных общеобразовательных программ
- Построение образовательной сети региона на базе ЦРОД и организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями региона
- Обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ»)
- Использование МЭШ, электронного обучения, технологий смешанного и мобильного обучения для реализации соответствующих основных образовательных программ
- ЦРОД заключает с общеобразовательными организациями региона договоры о сетевой форме реализации основных общеобразовательных программ
ЦРОД ИМЕЕТ СТАТУС НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПРАВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ст. 77 часть 5 ФЗ «Об образовании в РФ»)
- Предоставление одаренным детям возможности ускоренного освоения рабочих программ отдельных учебных предметов в пределах осваиваемой общеобразовательной программы в очно-заочной форме (ст. 17 части 2, 3, 4; ст. 34 часть 1 п.3 ФЗ «Об образовании в РФ») Использование МЭШ для реализации индивидуальных учебных планов одаренных обучающихся ЦРОД предоставляет возможность одаренным детям на ускоренное обучение по ряду предметов, заключая договор на дополнительные образовательные услуги
- Предоставление одаренным детям возможности ускоренного освоения рабочих программ отдельных учебных предметов в пределах осваиваемой общеобразовательной программы в очно-заочной форме (ст. 17 части 2, 3, 4; ст. 34 часть 1 п.3 ФЗ «Об образовании в РФ»)
- Использование МЭШ для реализации индивидуальных учебных планов одаренных обучающихся
- ЦРОД предоставляет возможность одаренным детям на ускоренное обучение по ряду предметов, заключая договор на дополнительные образовательные услуги
ЦРОД ИМЕЕТ СТАТУС НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПРАВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ст. 77 часть 5 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Система поддержки и сопровождения
Создается корпус тьюторов, которые работают на индивидуальной основе с одаренными детьми, помогая им выстраивать индивидуальные образовательные траектории, подсказывая возможные виды деятельности, мероприятия для участия.
Условия реализации
Подготовка тьюторов (семинар по психолого-педагогическому сопровождению детей в системе МЭШ)
Организация дополнительных виртуальных сетевых площадок с использованием облачных технологий в системе МЭШ
Преимущества
Учащиеся продолжают учиться в своих школах, но при этом остаются на постоянной связи с Центром в системе МЭШ
18
Подготовка к олимпиадам
Комплекс олимпиадных заданий , описание некоторых наиболее известных олимпиад и тех возможностей, которые они дают, разбор наиболее интересных и сложных заданий, сетевое консультирование учителей и учащихся. Возможно ведение группы учащихся московскими преподавателями в очно-заочной форме
Условия реализации
- Использование учебных онлайн курсов МЭШ для подготовки к предметным олимпиадам к сентябрю 2017 года
- Организация семинара с учителями в том случае, если ЦРОД берет на себя работу сетевых преподавателей, московские эксперты консультируют
- Организация очных интенсивов с возможным привлечением московских специалистов
Преимущества
- Расширение возможностей высокомотивированных и одаренных детей по участию в олимпиадах (не только Всероссийской, но и «Высшая проба», «Ломоносовская», «Покори Воробьевы горы» и др.)
- Возможно привлечение московских специалистов по экономике, праву, обществознанию, истории и др.
- Режим работы очно-заочный
18
Блок подготовки к олимпиадам
- Два варианта подачи материала: курсы по подготовке к олимпиаде и сборники олимпиадных задач
- Авторские курсы: Русский язык (лингвистика), Литература, Право
- Авторские задачники: Химия, Экономика, Математика, История
- Сопровождение и консультирование при выполнении заданий из открытых источников
- В основе курсов подготовки к олимпиадам и сборников олимпиадных заданий - задания в формате заданий Всероссийских предметных олимпиад, олимпиады «Высшая проба», «Покори Воробьевы горы», Ломоносовская
- Блок начнет функционировать с сентября 2017 года с последующим обновлением и расширением количества курсов и сборников
Проектная и исследовательская деятельность
Модуль в системе МЭШ , содержащий набор проектных и исследовательских заданий, а также методическое пособие для учителей по различению проектных и исследовательских видов деятельности и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
Условия реализации
Проведение семинара для учителей по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся на основе заданий МЭШ
Формирование банка практикоориентированных проектных и исследовательских заданий с учетом специфики субъекта РФ или муниципалитета
Преимущества
Долгосрочные проекты
Педагогическое сопровождение
Сетевое взаимодействие
Реальные продукты, полезные для конкретных людей и социальных групп
Привлечение в качестве консультантов специалистов разных областей знаний и сфер производства из любых субъектов РФ
18
Выявление и мониторинг Одарённых детей
Направления:
1. Система удаленных конкурсов на выполнение нестандартных заданий междисциплинарного характера
2. Диагностика когнитивных способностей через систему специальных автоматизированных тестов, в том числе на дивергентное мышление
3. Реестр высокомотивированных и одаренных детей
Условия реализации
Разработка дополнительного диагностического модуля в МЭШ, возможно с 2018(19) года
Преимущества
Выявление тех детей (высокомотивированных и одаренных), которые не всегда вписываются в традиционную классно-урочную систему. Креативность одаренных детей часто приводит к тому, что в стандартной классно-урочной системе они выглядят «особенными», причем чаще всего «неудобными» для учителя. Такие дети часто попадают в группу гиперактивных или заторможенных детей.
18
Задачи школы
- Выявление интеллектуально одаренных детей по экспертной оценке педагогов на основании признаков (1) высокой внутренней мотивации и (2) нестандартности мышления
- Заключение договора с родителями на формирование индивидуальной образовательной программы (ИОП)
- Формирование индивидуального учебного плана (ИУП) для каждого из учащихся
- Составление индивидуального расписания занятий
- Обеспечение самостоятельных занятий в системе МЭШ
- Определение потенциальных педагогических кадров для работы с одаренными детьми
Задачи Центра
- Формирование сети школ на договорной основе
- Создание организационной структуры для функционирования сети
- Кадровое обеспечение координации взаимодействия
- Создание IT-инфраструктуры
- Обеспечение подготовки кадров для работы в МЭШ
Кадровое обеспечение
- Сетевые преподаватели – педагогическое сопровождение работы учащихся в системе МЭШ – учителя школ, участниц сети после обучения
- Сетевые тьюторы – тьюторское сопровождение одаренных детей, мониторинг их самостоятельной работы, оказание помощи - учителя школ, участниц сети после обучения
- Сетевые тренеры – педагогическое сопровождение при подготовке к олимпиадам – московские тренеры или учителя школ, участниц сети после обучения при методической поддержке московского тренера
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Контакты
Проект «Выявление и сопровождение одарённых детей» на сайте МЭО:
https://mob-edu.ru/projects/gifted-children/
Сайт компании МЭО: https://mob-edu.ru/
Тел.: +7 (495) 249-90-11
Россия, г. Москва, 127018
Сущевский Вал, д. 16, стр. 4
18