СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы дифференцированного подхода в подготовке к ЕГЭ на консультационных часах по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ по русскому языку  – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. При подготовке учащихся осуществляю дифференцированный подход.         Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Элементы дифференцированного подхода в подготовке к ЕГЭ на консультационных часах по русскому языку.»

Долгая Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3


Элементы дифференцированного подхода в подготовке к ЕГЭ

на консультационных часах по русскому языку.


ЕГЭ по русскому языку – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Поэтому при подготовке к экзамену важно определить планируемый результат обучения. Для этого я задаю вопрос учащимся: «Какой балл ты хочешь получить на ЕГЭ?». Если школьник честно сформировал ответ, то можно получить «актуальный потолок» обучаемого. Мой опыт показал, что почти все мои ученики, которые сдавали экзамен в формате ЕГЭ, достигли тех результатов, которые перед собой поставили.

Для достижения хороших результатов важна техническая подготовка учащихся. Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. В целях эффективного использования времени на экзамене, нужно также учить школьников приемам быстрого и рационального решения. 

Как можно реализовать данную проблему?

Одним из важных моментов является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. обучаю школьника экономии времени для решения более сложных заданий. Это можно достичь следующими путями:

- при выполнении заданий пользоваться, где это возможно, методом исключения (например, выполняя задание № 8, которое требует найти безударную непроверяемую гласную в корне, вычеркнуть слова с чередующийся гласной, а затем, подбирая проверочные слова, найти нужное);

- пользоваться краткой формой записи решения тестовых заданий, тем самым экономить время;

- пропускать те задания, которые не удаётся выполнить сразу.

Обучаю приёму «спирального движения» по тесту, т.е. задания теста надо просмотреть от начала до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить те задания, которые можно выполнить сходу, без особых раздумий. После выполнения данных заданий следует ещё раз просмотреть тест и определить следующие задания, которые можно попробовать решить. Возможно, найдётся задание, которое к данному моменту «созрело».

Чтобы это произошло, при подготовке к экзамену особое внимание я уделяю «западающим» темам, которые определяю на консультации уже в 10 классе. Для этого предлагаю учащимся выполнить тестовые задания демонстрационного варианта. Проанализировав работы, выявляю пробелы в знаниях учащихся и соответственно этому организовываю повторение материала, с учётом допущенных ошибок. При этом осуществляю дифференцированный подход.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать процесс подготовки к ЕГЭ более эффективным.

В 2014-2015 учебном году мною были сформированы в рамках 10 «Б» класса три группы. Дифференциация проходила по уровню качества знаний с учетом психологических особенностей учащихся: с высоким уровнем качества знаний, со средним уровнем качества знаний, с низким уровнем качества знаний. В соответствии с данной дифференциацией была разработана программа консультационных часов, которая включала комплекс занятий, направленных на формирование орфографической грамотности, пунктуационной зоркости, навыков работы с тестовыми заданиями и текстом.

Так, группа учащихся с высоким уровнем выполняет тестовые задания в формате ЕГЭ самостоятельно, может использовать справочную литературу, а по окончании работы самостоятельно проверяют её по ключам и рассматривают варианты решения учебной задачи, объясняют причины ошибок. На консультационных занятиях они выполняют роль консультантов, помощников учителя, объясняют классу технологию выполнения того или иного задания.

Группа со средним уровнем выполняет тестовые задания по отдельным темам, в которых допустила ошибки, получая краткую инструкцию для выполнения задания и опорные схемы или таблицы, иллюстрирующие орфографические и пунктуационные правила, а затем выполняются тесты в формате ЕГЭ вначале под руководством учителя, потом самостоятельно.

Учащиеся с низким уровнем обученности выполняют тестовые задания совместно с учителем, рассматривают в основном тесты тематические, затем самостоятельно, постоянно используя справочную литературу. Такой ученик в классе получился один. Поэтому такие задания носили индивидуальный характер. Для такого ученика работа строилась поэтапно, например, на повышение грамотности учащихся путем повторения орфографических правил, вызывающих на практике наибольшее количество ошибок, отработки опознавательных признаков орфограмм. Например, выполняя задание 12, проверяющее умение слитного или раздельного написания НЕ с разными частями речи, мы, во-первых, проанализировали формулировку задания и рассмотрели предложения, установив, что для успешного выполнения данного задания необходимо вспомнить правописание слов разных частей речи. Во-вторых, используя справочную литературу, повторили правила правописания существительных, причастий, наречий, глаголов, деепричастий и причастий с НЕ. В-третьих, решили тематические тесты и выявили общие признаки слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи. Для этой цели составили обобщающую таблицу по группам орфограмм и орфографический словарь-минимум из слов для запоминания, типа недомогать, нелепый, не рад, не должен и др. Такие слова я выписала из сборников Л.И. Мальцевой по подготовке к ЕГЭ. В-четвёртых, приступили к совместному, а затем к самостоятельному выполнению заданий в формате ЕГЭ. Результат на ЕГЭ (2016 год) – 69 баллов.

Эта работа предполагает проведение диагностических срезов, для меня такими срезами были КДР. В результате таких работ я получала карту, отражающую уровень обученности класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников, что давало возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Проанализировав полученные результаты по окончании учебного года, я сделала вывод, что после систематического применения дифференцированного подхода к процессу обучения произошли значительные сдвиги, и уровень орфографической и пунктуационной грамотности повысился по сравнению с уровнем сформированности орфографической грамотности учащихся на начало года. Отсюда следует, что применение дифференцированного обучения отвечает современным требованиям к процессу обучения, способствует обеспечению гарантий качественного получения образования и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Кроме того, на уроках и консультационных часах активно использую дифференциацию по способу восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики). При отработке задания по орфоэпии (задание № 4) учащиеся получают одинаковый набор из 10-15 слов для запоминания постановки ударения, но выполняют различную работу: аудиалы для запоминания читают слова с различными интонациями; визуалы для лучшего запоминания ударные гласные выделяют ударный гласный другим цветом или размером букв; кинестетики распределяют слова по принадлежности к частям речи или в алфавитном порядке.

По результатам ЕГЭ все выпускники справились с экзаменационной работой. В целом по классу средний балл равен 76,5, что на 1, 55 выше краевого показателя (74,7).

от 61-71

72-83

88-91

5 учащихся

4 учащихся

3 учащихся

Для устранения имеющихся пробелов в знаниях учеников, составляю больше заданий, однотипных с теми, в которых были допущены типичные ошибки на самостоятельной работе. Большую помощь оказывают сайты по подготовке к ЕГЭ. Поэтому провожу фронтальную работу с учащимися, вместе анализируя допущенные ошибки.

И я считаю, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить орфографическую и пунктуационную грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.