Пояснительная записка(элективный курс)
(физика 10кл)
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Цели элективного курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:углубление и систематизация знаний учащихся;
усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
Овладение основными методами решения задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).
Данная программа рассчитана на 34 часа в год из расчета 1час в неделю.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Данный курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Используемый учебно-методический комплект:
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе
«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2010 г.
авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2010 г.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу курсов по выбору обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
Тематическое планирование
Название раз-дела | Количество часов | Требования к уровню подготовки | Контр. и практ. работы |
Основные знания, понятия | Основные умения, навыки |
Введение | 1 | Знать состав физической задачи. | Приводить примеры задач всех видов. | |
Кинематика | 4 | Знать этапы решения физической задачи.. | Пользоваться различными приемами и способами решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.. | |
Динамика и статика | 6 | Знать координатный метод решения задач по механике. | Решать задачи на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | |
Законы сохранения | 7 | Знать решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. | Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 5 | Знать: характеристики критического состояния вещества; работу сил поверхностного натяжения, капиллярные явления | Задачи на свойства паров; Задачи на свойства твердых тел; задачи на определение характеристик влажности воздуха. | |
Основы термодинамики | 4 | Знать приемы решения комбинированных задач | Составлять конструкторские задачи и задачи на проекты | |
Электрическое поле | 4 | Знать описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. | Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра. | |
Постоянный электрический ток в различных средах | 4 | Знать: приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей, знакомство с правилами Кирхгофа | Решать качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. | |
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
1 | Физическая задача. Классификация задач. | 1 | |
2 | Основные законы и понятия кинематики. | 1 | |
3 | Решение задач на равномерное движение. | 1 | |
4 | Решение задач на равноускоренное движение. | 1 | |
5 | Движение по окружности. Решение задач. | 1 | |
6 | Координатный метод решения задач. | 1 | |
7 | Решение задач на движение под действием нескольких сил. | 1 | |
8 | Задачи на определение равновесия. | 1 | |
9 | Задачи на принцип относительности. | 1 | |
10 | Подбор и решение задач по интересам. | 1 | |
11 | Задачи физической олимпиады. | 1 | |
12 | Классификация задач на законы сохранения | 1 | |
13 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | |
14 | Задачи на определение работы и мощности. | 1 | |
15 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. | 1 | |
16 | Составление задач на заданные объекты или явления. | 1 | |
17 | Решения олимпиадных задач по механике. | 1 | |
18 | Задачи физической олимпиады. | 1 | |
19 | Качественные задачи на основные положения МКТ. | 1 | |
20 | Задачи на описание поведения идеального газа. | 1 | |
21 | Задачи на свойства паров. | 1 | |
22 | Задачи на определение характеристик твердого тела. | 1 | |
23 | Графические и экспериментальные задачи. | 1 | |
24 | Задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |
25 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |
26 | Конструкторские задачи и задачи на проекты. | 1 | |
27 | Физическая олимпиада. | 1 | |
28 | Характеристика решения задач раздела. | 1 | |
29 | Задачи на описание электрического поля | 1 | |
30 | Задачи на описание электрического поля . | 1 | |
31 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 | |
32 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 | |
33 | Задачи на расчет сопротивления электрических цепей. | 1 | |
34 | Задачи на описание электрического тока в различных средах. | 1 | |
Список литературы для учителя и для учащихся
Литература для учителя
Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2010 г.
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2010 г. (мастерская учителя).
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 2000 г.
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2010 г.
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1999 г.
Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2010 г.
Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон, 2010 г.
Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному экзамену».
Литература для обучающихся
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М.,просвещение, 2010г.
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2010 г.
Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1999 г.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2010г.
Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение, 2010 г.