СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эмоциональная увлечённость - обязательное условие работы над песней в коррекционном хоровом классе»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка для преподавателей в коррекционном хоровом классе

Просмотр содержимого документа
««Эмоциональная увлечённость - обязательное условие работы над песней в коррекционном хоровом классе»»

Фокина Инна Дмитриевна,

Преподаватель,

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Базарносызганская детская школа искусств».




Методическая разработка «Эмоциональная увлечённость - обязательное условие работы над песней в коррекционном хоровом классе»

Хоровое пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия хоровым пением является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного, а также коррекцией психофизических функций. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Исследования показывают, что у детей пение вызывает эмоциональный отклик намного раньше других видов искусств. Самые первые музыкальные произведения ребенок слышит в раннем возрасте. Именно тогда и зарождаются первые эмоции. Выразительность языка музыки во многом схожа с выразительность речи. Поскольку музыка и речь основаны на широком использовании интонации и в них непременно заложен определённый эмоциональный настрой. Наши занятия помогают развивать не только творчески, но и помогают понять и найти себя, вести диалог со зрителем.

Для того, чтобы дети любили песни, любили их слушать и конечно же петь, необходимо поддерживать устойчивый интерес к разучиванию песен. «Как заинтересовать, как удержать внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы разучить новую песню?» Без эмоциональной увлеченности просто невозможно достичь желаемых результатов. Детям очень нравится, когда песня исполняется с фонограммой, звучание аккомпанемента становится богаче, интереснее. Если песня понравится при первом знакомстве, ее будет легче выучить, не пропадет интерес после этапа разучивания.

Каждый преподаватель ставит перед собой задачи, направленные на музыкальное воспитание детей:
— воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен;
— воспитывать музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;
— формировать певческие навыки и простые движения под музыку;
— развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;
— вырабатывать исполнительские, певческие навыки;
— повышать творческую активность на занятиях.

Разучивание песен идет по этапам:
— подготовительный этап – знакомство с песней,
— основной этап — разучивание мелодии, текста песни (работа над песней),
— заключительный этап – исполнение песни целиком.

Подготовительный этап:
1.На первом этапе, во время показа песни необходимо сделать небольшое вступление — объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей, попросить внимательно прислушаться к словам.
2.Название песни можно озвучить перед прослушиванием, а можно после того, как дети услышали песню. Назвать авторов стихов и музыки.
3.При первом прослушивание песни, можно использовать иллюстрации или картинки по теме песни.

Основной этап:
1. Краткая беседа с детьми на тему: о чём или о ком поётся в песне?
Разучивание песни идет по одному куплету (по музыкальным фразам).
Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы, объяснить смысл новых, непонятных слов.
2.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (например, в новогодних хороводах, где обычно многие песни идут с движениями).
3. Преподавателю необходимо петь вместе с детьми, смотреть на детей, смотреть им в глаза, показывать как правильно проговорить или пропеть слова песни. Можно петь «а капелла» или, использовать фонограмму «-», если темп песни не быстрый. Преподаватель должен петь громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать хорошее пение детей похвалой.

Заключительный этап:
1.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента
с фонограммой (-) или исполняется с полным фортепианным сопровождением преподавателем.

При работе над песней необходимо переключать деятельность детей на игру или разучивание танцевальных движений, на выполнение творческого задания либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к песне. Ведь главная задача — ребята должны прочувствовать характер, настроение песни.
При первом знакомстве песня прослушивается в записи фонограммы «+» или исполняется с полным фортепианным сопровождением преподавателем. Если в песне есть легко запоминающиеся слова и песня понравилась детям, они могут сразу начать подпевать.

Особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. В процессе разучивания необходимо уделить больше внимания на трудные места (сложный ритмический рисунок можно предварительно простучать в ладоши или на музыкальных инструментах).

В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Можно подобрать небольшие попевки с подобными скачками для отработки этих моментов.

Разучивание песни необходимо производить по фразам, в медленном темпе с музыкальным сопровождением, или без него.

В процессе разучивания нужно не только объяснить непонятные детям слова, но и добиваться осмысленного, внятного произнесения текста.

При разучивании песни можно использовать разнообразные методические приемы:
 «эхо»,
— пение «по цепочке», 
— «пение по картинкам», (для усвоения текста)
 пение «а капелла», 
— «пение про себя» с показом рукой движения мелодии,
— проговариванием текста шепотом и др. 
— пение песни без слов(на какой-нибудь слог: ля, ла, да, та…)
— пение под «плюсовую фонограмму» (использую в процессе разучивания песни, чтобы у детей появилась уверенность в знании слов, последовательности куплетов, да и выразительности исполнения песни).

Песни, написанные в куплетной форме, лучше разучивать с припева.
Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент не заглушал пение детей. При разучивании песни, пение «а капелла» помогает услышать чистоту интонации детей.

Во время пения желательно чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.

Немаловажное значение имеет песенный репертуар, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и желание вновь и вновь возвращаться к этой песне. При подборе песенного материала стараюсь учитывать несколько важных моментов:

1. Песни сюжетно-тематические стараюсь привлекать высоко художественную музыку – классическую, современную, народную. Следует учитывать то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.

2. Доступность — при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, ограниченные возможности здоровья, (психофизическое состояние), а так же, как правило, небольшой диапазон голоса.
3. Интересные слова — в песне слова играют очень большую роль. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей.

И вот когда песня выучена, исполнение ее с фонограммой «минус», или с полным фортепианным сопровождением преподавателем, приносит истинное наслаждение.