СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание педагогов. Психологическая гостиная

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические перегрузки — неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели восстанавливать силы, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, можно использовать такую форму работы, как психологическая гостиная - это комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность. 

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагогов. Психологическая гостиная»



Психологическая гостиная для педагогов

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка»

(В. Одоевский)

Идея психологической гостиной в образовательной организации: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Психологические перегрузки — неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели восстанавливать силы, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, можно использовать такую форму работы, как психологическая гостиная - это комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Задачи:

  • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат;

  • провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;

  • обучить педагогов регулировать психоэмоциональное состояние;



В своей психологической гостиной я предлагаю педагогам: Сказкотерапевтический тренинг «Преданья старины далекой… и не очень».

Педагог – психолог: Чего только нет в наших сказках: волшебный цветок растет красоты невиданной и неслыханной; конь-огонь бежит — одна шерстинка серебряная, другая золотая; яблочко наливное по тарелочке катится; жар-птица жемчужные слезы лье, и т.п. По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту. Язык сказок — яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый. Столы для пиров дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питье медвяное.

Упражнение 1. В самом начале мероприятия, педагог – психолог предлагает присутствующим выбрать для себя сказочного героя, кем он себя представляет. По желанию, педагоги дают характеристику этим героям, а присутствующие выделяют сходства этого педагога со сказочным героем, идет обсуждение. Предложите педагогам проанализировать сказки с точки зрения возможных форм поведения героев, найти реалистичность в сказочном посыле. Попросите объяснить основные мотивы поведения героев сказок «Репка», «Колобок», «Морозко» и т. д.

Упражнение 2. Нужно попросить участников по очереди привести примеры сказок и назвать характерные для большинства из них сюжетные линии. Все ответы запишите на доске, таким образом, мы составим сказочную модель мира.

Она может выглядеть следующим образом:

  • Какая-то беда в начале и счастливый конец;

  • Наличие помощников и вредителей;

  • Трансформация героя — к концу сказки он не такой, как в начале. Обычно он становится сильнее и значимее;

  • Иное царство — оно где-то далеко, там другие законы, и там есть что-то нужное, зачем приходится идти;

  • В то время как герой трансформируется, остальные персонажи часто остаются прежними, и само иное царство не изменяется. Например, по следам падчерицы идет мачехина дочка и встречается с теми же героями и событиями;

  • Герой один — несмотря на всех друзей и помощников, он идет один, и женится потом только он;

  • Побеждает дурак;

  • Минимальный срок, за который герой может чего-то достичь (пока семь пар сапог не износятся), и т. п.

Вместе с педагогами сравните сказочный мир с миром реальным.

Упражнение 3. «Старая сказка на новый лад»

Работа проводится в группах. Попросите педагогов сочинить сказки на новый лад. Главные герои хорошо известных сказок остаются прежними, но меняются некоторые условия — время, место действия, размер, характер героев. Время выполнения — 7 мин. После выполнения задания проведите обсуждение.

Упражнение 4. «Сказки про себя»

Предложите каждому участнику — сочинить короткую сказку про себя. Сказки педагоги могут сочинять анонимно, от лица каких-либо предметов, явлений природы, животных или растений.

После выполнения задания зачитайте сказки, попросите группу проанализировать их: основные транслируемые в сказке ценности, убеждения, стратегия действий героев, жизненная программа, сценарий и т. п.

В своей работе я часто использую игровую форму, в которой у педагогов стабилизируется самооценка, устраняется чувство одиночества, развиваются способности к осознанию и  отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе.

5. Психологическая игра ««Хор»

Нужно спеть песню, например, «В лесу родилась елочка». Подготовка 3-5 минут, петь требуется по как поют:

- африканские аборигены,

- индийские йоги,

- кавказские горцы,

- оленеводы Чукотки,

- индейцы племени апачи,

- английские джентельмены, и т.п.

Игра проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

В заключение мероприятия, педагогам предлагается выписать друг другу «Рецепт счастья».

Уважаемые гости психологической гостиной, представьте, что счастье выдают людям по рецепту. И именно Вам нужно его выписать, какой бы рецепт счастья Вы бы им выписали? Составьте такой рецепт. Укажите основные компоненты счастья (качества, поступки, навыки и т. п.).

Упражнение можно выполнять в подгруппах. По окончании работы участники зачитывают рецепты, обсуждают в общем круге.

После обсуждения педагог – психолог выписывает всем гостям   рецепт счастья:



«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте толстым слоем на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».



Важная, заключительная часть в психологической гостиной — чаепитие за общим столом и со спокойной музыкой. После затронутых на встрече тем и эмоциональных процессов, этот организационный момент будет способствовать продолжению живого контакта и большему сближению участников группы. Если верить научному факту, что сладости успокаивают, помогают настроиться на мирный и спокойный лад, вызывают радость и «заживляют душевные раны», то их на столе должно быть достаточно, как на «скатерти – самобранке». Во время чаепития не затрагивайте сложных тем и не продолжайте дискуссию на предшествующие темы. Дайте возможность педагогам переключиться и отдохнуть от проделанной внутренней работы.

Светя другим – не сгорай сам”