РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.), что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми. Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.
Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Атмосфера доверия, положительного эмоционального настроя, достижения успеха, позитивное отношение педагога к любой точке зрения ребенка, коллективное оценивание результатов деятельности, игровые моменты и особенно развивающий характер деятельности, - все это элементы развивающей личностно-ориентированной педагогической системы современного педагога. И, напротив, если педагог неуверенный или слишком уверенный в себе начинает «переламывать» развивающуюся личность, он рискует сломать личность в самом ее начале. «Несвободный» педагог не может воспитать свободную личность, каждый имеет свободу выбора, даже не выбирая – он выбирает.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом.
Эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:
1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).
2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).
3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).
Развитие детского понимания эмоций - это «постепенный переход от «внешней» ориентации, когда ребенок представляет эмоцию как реакцию на ту или иную ситуацию, к «внутренней», когда он принимает во внимание как наличную ситуацию, так и желания и намерения человека, его прошлый опыт».
Компоненты эмоц. интеллекта
1. Безошибочное различение собственных эмоций и эмоций других людей.
2. Использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности.
3. Понимание значения эмоций.
4. Управление эмоциями.
Согласно модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:
- осознанная регуляция эмоций (произвольность);
- понимание (осмысление) эмоций;
- ассимиляция эмоций в мышлении (творчество);
- различение и выражение эмоций (поведение).
Как ментальная способность, эмоциональный интеллект является составляющей обширной группы свойств личности и одним из факторов развития индивидуальности.
«Эмоциональный интеллект», рассматривается как ментальное образование, «подструктура социального интеллекта»; как способность: действовать в согласии с внутренней средой своих чувств и желаний; понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления.
Понятие «эмоциональная компетентность» мы понимаем как социальное образование, систему социально принятых способов выражения эмоциональных состояний, совокупность свойств личности человека, выполняющих регулятивную функцию между аффектом, интеллектом и произвольностью поведения