СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ДЕНЬ ЗЕМЛИ
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
1-я ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой огромной стране - России.
2-я ВЕДУЩАЯ: Все мы очень любим нашу страну, но, к сожалению, не все жители нашей Земли берегут окружающую природу, красоту наших лесов и полей.
1-я ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашей Земле, что нужно сделать, чтобы красота её не угасла.
2-я ВЕДУЩАЯ: Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник - День Земли!
Дети, читающие стихи, уже стоят на сцене. На самом краешке России,
Стихи М.Карема в переводе М.Яснова
"Ах, как земля прекрасна! --
На ветке дрозд поет, --
Ах, как земля прекрасна,
Как солнышко печет!"
Улитка не согласна
С ликующим дроздом:
"Сейчас земля прекрасна,
Но лучше под дождем!"
А солнечные слитки
Звенят в ручьях воды:
"Да здравствуют улитки,
Да здравствуют дрозды!"
1-я ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
На сцену выходят дети, в костюмах разных животных.
1-й РЕБЕНОК: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
2-й РЕБЕНОК: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
3-й РЕБЕНОК: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
4-й РЕБЕНОК: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
2-я ВЕДУЩАЯ: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду, заботиться о природе.
Звучит фонограмма леса.
1-я ВЕДУЩАЯ: Наша Земля действительно прекрасена. Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу моря, реки, дышать свежим воздухом гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята! А как надо вести себя в лесу?
Ответы детей.
2-я ВЕДУЩАЯ: Самое главное - не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их спокойной жизни.
1-я ВЕДУЩАЯ: А еще какие правила?
Ответы детей.
1-я ВЕДУЩАЯ: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
2-я ВЕДУЩАЯ: Молодцы, почти все правильно ответили. Сейчас перед вами выступят сказочные персонажи, так или иначе связаны с природой. Они еще раз напомнят вам эти правила.
1-я ВЕДУЩАЯ: Встречайте! Лиса, Бабочка, Лесная фея, Цветочек, Золотая рыбка!
ЛИСА: Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.
РЫБКА: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
ЛЕСНАЯ ФЕЯ: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
БАБОЧКА: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
ЦВЕТОЧЕК: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
ЛИСА: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
2-я ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
1-я ВЕДУЩАЯ: К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас, вместе с Лесной феей попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Все дети встают, Лесная фея в центре зала.
ЛЕСНАЯ ФЕЯ: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Голубая точка,
В бесконечном море,
Нет родней клубочка,
В космическом просторе.
Проросла травою,
Ожила ручьями
И меня с тобою,
Укрыла небесами.
Горы, океаны,
Реки и поля,
Загадочные страны,
Дом родной...
ЗЕМЛЯ.
ОСЕНЬ В ТЕРЕМКЕ
Театрализованное развлечение во 2-й младшей группе
с участием детей подготовительной группы
Цель: развивать интерес к театрально-игровой деятельности; поощрять желание принимать активное участие в театральном действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другу.
Реквизит: теремок, плетень, овощи в огороде (картошка, морковка), листочки, корзинки, бочонок с медом, угощения. Декорация леса (елочки, пенечки, грибы).
Звучит музыка. Дети входят в зал.
ВЕДУЩАЯ: Ребятки, я приглашаю вас в осенний лес! Но путь туда далек, и чтобы наши ножки не устали, давайте поедем на поезде!
Дети встают "паровозиком", ведущая - впереди. Под музыку все топающим шагом двигаются по залу.
ВЕДУЩАЯ: Вот и приехали...
Осенью мы в лес идем,
Листья сыпятся дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят!..
Вот и в лесу много листочков: и желтые, и красные - очень красивые! А кто же украсил наш лес? Это волшебница Осень постаралась! А вот и ветерок подул, листочками играет. Давайте с ними потанцуем и песенку споем!
Танец с листочками. Движения под любую вальсовую мелодию по усмотрению музыкального руководителя.
ВЕДУЩАЯ: Смотрите, ребятки, теремочек стоит! Кто же в нем живет?.. И огородик небольшой: и капуста, и картошка, и морковка в нем растут! (стучит) Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Никто не отвечает... Слышите? Кто-то бежит! Отгадайте загадку:
Маленькая, серенькая, тоненько пищит,
На деток из норки глядит!
ДЕТИ: Мышка!
Выбегает Мышка.
МЫШКА: Кто-то звал меня? Ребятки, здравствуйте!.. Ой! Какой теремок красивый! Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Никто не отвечает. Буду в нем жить-поживать,
На огороде картошку копать, капусту поливать,
Морковку собирать, да на зиму запасать!
(забегает в домик)
ВЕДУЩАЯ: Забежала Мышка в теремок и стала в нем жить… Слышите, ребятки, еще кто-то сюда идет, ножками стучит. А вот и загадка:
Что за странный колобок мне дорогу пересек?
Шубка в иглах у него, не боится ничего!
ДЕТИ: Ежик!
Выходит Ежик.
ЁЖИК: Здравствуйте, ребятки! По лесной дорожке я катился,
На лесной полянке очутился.
Что за чудо-теремок? Кто, скажите, в нем живет?
Огородик небольшой под высокою сосной…
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
МЫШКА: Я, Мышка-норушка! А ты кто?
ЁЖИК: Я - Ёжик, ни головы, ни ножек! Пусти меня к себе жить!
МЫШКА: Чтобы жить-поживать, запасы на зиму надо запасать!
ЁЖИК: А в лесочке-то под горкой, под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд грибочки ровненько стоят!
Я грибочки соберу, да на зиму припасу:
Посушу да посолю, зимой пирогов всем напеку!
МЫШКА: А какие грибы ты знаешь?
ЁЖИК: И белые, и подосиновики, и опята!
ВЕДУЩАЯ: Ребятки, давайте поможем Ежику грибочки собрать! Кто больше соберет?..
Проводится игра "Кто больше соберет грибов?". Двое детей под веселую музыку собирают грибочки, каждый в свою корзинку. В конце игры воспитатель вместе с детьми считают, кто из них больше грибочков собрал.
ЁЖИК: Урожай грибов хорош! Жить меня к себе возьмешь?
МЫШКА: Заходи скорее в дом, веселее будет в нем!
ВЕДУЩАЯ: Стали Мышка и Ежик вместе жить… А вот еще кто-то бежит по тропинке, слышите?..
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку!
ДЕТИ: Зайчик!
Выбегает Зайчик.
ЗАЙЧИК: Здравствуйте, ребятки!
На полянке на лесной теремочек расписной!
Кто же в тереме живет и сажает огород?
И капусту, и морковку - соберет их Зайка ловко!
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
МЫШКА: Я, Мышка-норушка!
ЁЖИК: Я, Ежик, ни головы, ни ножек! А ты кто?
ЗАЙЧИК: А я Зайчик-побегайчик! Пустите меня к себе жить!
Я в огороде помогу, урожай вам соберу:
И капусту, и морковку - соберет их Зайка ловко!
МЫШКА: Что ж, помощники важны,
Нам помощники нужны!
ВЕДУЩАЯ: Ребятки, давайте поможем Зайке собрать урожай морковки!
Проводится игра "Кто скорее соберет морковку?".
ЗАЙЧИК: Спасибо, ребятки, помогли мне собрать урожай морковки! А теперь можно и поиграть!
Песня-игра "Зайчики и лисичка":
1). По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот какие зайки -
Зайки-побегайки.
2). Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок,
Вот какие зайки -
Зайки-побегайки.
3). Вдруг бежит лисичка -
Рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки!
На последний куплет выбегает Лиса, ищет зайчиков.
ЛИСА: Ах вы, милые зайчата! Здравствуйте, мальчишки и девчата!
Слышу я - у вас веселье? В теремочке новоселье?
К себе меня возьмите жить, со мной не будете тужить!
Уж я вас повеселю: потанцую и спою!
Ну-ка, нечего скучать! Выходите танцевать!
Танец "Сапожки". Ноты есть в сборниках для малышей, к примеру "Музыка в детском саду. 2 младшая группа".
Движения очень простые: под спокойную музыку дети дут по кругу, держась за руки, и притопывают ножками, когда звучит веселая музыка.
ЗВЕРИ: Заходи, Лиса, к нам в терем,
Так и быть, тебе поверим!
ВЕДУЩАЯ: Зашла Лисичка в теремок и стали они жить вчетвером... А вот еще кто-то идет, слышите, ребятки? Кто же это?.. Слушайте загадку:
Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой и голодный?
ДЕТИ: Волк!
Выходит Волк.
ВОЛК: Здравствуйте, ребятки!
Что за чудо-теремок?.. Ой! А рядом огород!
Мне покушать бы чего - с голоду живот свело!
Глядь, картофель-то поспел! Я б сейчас его поел!
Чей, скажите, урожай? Эй, хозяин, отвечай!
ЗВЕРИ: Кто стучится в теремок? Чей там слышен голосок?
ВОЛК: Я - Волчок, серенький бочок! Пустите меня в теремок жить!
Я работы не боюсь, на работе не ленюсь!
Буду вам я помогать и картошку собирать!
ВЕДУЩАЯ: Поможем, ребятки, Волку картошку собрать?
Проводится игра "Перенеси картошку". Под веселую музыку дети носят по одной картофелине из огородика каждый в свою корзинку. Кто больше соберет?
ЗВЕРИ: Урожай собрали дружно, голодать зимой не нужно!
Заходи скорее в дом, веселее впятером!
ВЕДУЩАЯ: Зашел Волк в теремочек и стали они жить вместе… А вот еще кто-то идет по лесной тропинке!.. Отгадайте загадку:
Слышен близко топот ног!
Что за странный зверь идет?
Зимой в берлоге любит спать
И лапу сладкую сосать!
ДЕТИ: Медведь!
Выходит Мишка.
МИШКА: Здравствуйте, ребятки! Правильно отгадали загадку!
Ой, смотрите, теремок! Я в лесу не одинок!
Очень скучно одному, в гости бы сходить к кому!
Я и меда тут припас - сделал на зиму запас!
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет
ЗВЕРИ: - Я, Мышка-норушка!
- Я Ежик, ни головы, ни ножек!
- Я, Зайчик- побегайчик!
- Я, Лисичка-сестричка!
- Я, Волчок, серенький бочок! А ты кто?
МИШКА: А я Мишка косолапый, мед я ем из улья лапой.
Ну и вам принес медку, всех я медом угощу!
Меня в лес вы не гоните, в теремок меня возьмите!
ЗВЕРИ: Заходи, Мишутка, в дом, веселее будет в нем!
МИШКА: Лучше вы, зверята, выходите,
Малышей угостить мне помогите!
Звери выходят, угощают малышей.
ВЕДУЩАЯ: Понравилось вам, ребята, Мишкино угощение?.. Стали зверята в теремке жить-поживать, да добра наживать:
Мышка с Ежиком пироги пекут,
Зайка с Лисичкой песни поют,
А Волк и Мишка за порядком следят…
Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Пора возвращаться.
Дети строятся "паровозиком", под музыку уходят в группу.
Наша Земля в наших руках!
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста.
Цели.
1. Формирование у детей экологической культуры.
2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы, и общества.
3. Способствовать формированию у детей убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и на всей планете.
Ход праздника:
Ведущий
Добрый вечер дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга, на гостей, улыбнитесь.
Песня "Улыбка".
( сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского )
Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря...
Это царство животных и царство растений.
Ведущий
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов
Ведущий
Земля наш дом. Наша Земля в наших руках.
Как вы понимаете это выражение? (Слушает ответы детей)
Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли.
" Земля - самая красивая планета",
- такой вывод сделали космонавты, летая в космос.
1 ребёнок
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Ведущий
Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина - большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без песни.
2 ребёнок
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя,
Может ими и манит
Человека земля?
3 ребёнок
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или кленом, который
Всем лесам голова.
4 ребёнок
Иль плясуньей - калиной,
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
5 ребёнок
Иль рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
6 ребёнок
Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
8 ребёнок
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами -
Чуть о них не забыл!
9 ребёнок
Манят волею реки
И раздольем поля...
Не обманет вовеки
Человека Земля!
Ведущий
Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Ведущий
Давайте подумаем вместе: будет ли природа хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто сорвем цветок? Или поймаем одну единственную бабочку?
(Отвечают дети)
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ. Что же станет с природой?
Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем вместе, почему так происходит?
(Ответы детей.)
Сценка "Ребенок и мотылек"
Мальчик.
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Ведущий
Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.
(Муравей.)
Входит мальчик в костюме муравья.
Муравей
Размышляет муравей
Под ветвистой елочкой:
Как бы справиться живей
С хвойною иголочкой?
Здесь ложбинка, там бугор,
Травки и встали, как забор,
Пронесу ли я иглу
По узлистому стволу?
(М. Пожарова)
Ведущий
Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник.)
Если вы хотите узнать, какая погода будет, в ближайшее время понаблюдайте за жизнью в муравейнике.
Если ходы в муравейнике открыты и заметно бойкое движение - к хорошей погоде.
Если муравьи прячутся в муравейник и закрывают ходы - к ненастью и дождю. Муравьи полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней), они охраняют наши леса.
Загадка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Входит девочка в костюме бабочки.
Бабочка
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим,
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы,
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку, и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить
Цветы мы можем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем.
(Н. Рыжова)
Ведущий
Вы когда-нибудь, задумывались, почему, бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?
У бабочек крылья покрыты множеством чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.
Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках людей. Даже при легком прикосновении чешуйки стираются. Крылья бабочек очень нежные, легко повреждаются.
Так стоит ли ловить бабочек?
Чем питаются бабочки? (Нектаром.)
Бабочки - живые барометры.
Много бабочек над цветами - к хорошей погоде.
Залетают в дом, в укрытие - к холодному ветру.
Жизнь бабочек удивительна: из противной гусеницы вдруг родится прекрасная бабочка!
Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму.
Каких только бабочек нет!
А давайте все вместе исполним танец бабочек. Все ребята исполняют танец.
Ведущий
Тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себе мы прощаем,
Но грядущее нас не простит...
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Загадка.
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке?
Красный плащ, семь черных точек
Улетать совсем не хочет.
(Божья коровка.)
Входит девочка в костюме божьей коровки.
Божья коровка
У Егорки на ладошке
Отдохну еще немножко,
Отдохну совсем чуток -
Перепрыгну на листок!
Вся наша жизнь так интересна
И людям часто неизвестно,
Ведь вы живете в городах,
А мы - в лесах, полях, садах.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим!
(Н.Рыжова)
Ведущий
Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название?
В старые времена "божьими" называли человека безобидного, добродушного, беззащитного. Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое "молочко". Поэтому и называют коровкой.
Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают - к ясной теплой погоде.
Девочка
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Мальчик
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Ведущий 1.Ребята, скажите ,а вам нравится наша планета Земля? А чем же она вам так нравится? ( Ответы детей) И действительно прекрасен мир живой природы на нашей планете Земля, а мы – часть его. Давайте же сообща беречь его!
У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить
Ведущий 2. Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.
Уже на предыдущих словах с нарастанием звучит звон капели, журчание ручейка, шум листвы. Ведущий обращает внимание на них:
Ведущий 1. Тише, тише, вы не слышите, что это там за шум! А… Это пытаются разрешить вечный спор листья и корни, давайте же попробуем их рассудить.
Звучит басня И.Крылова "Листы и корни». Дети разыгрывают сценку.
Автор.
В прекрасный летний день
Бросая по долине тень
Листы на дереве с зефирами шептали
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали.
Листы.
Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво
Раскидисто и величаво
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрывали?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей
Да вы, зефиры сами
Почти не расстаетесь с нами.
Корни. Примолвить можно бы спасибо тут и нам.
Автор. Им голос отвечал из-под земли смиренно
Листы.
Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там
Что дерзко так считаться с нами стали
Автор. Листы, по дереву шумя, залепетали
Корни. Мы те,
Автор. Им снизу отвечали, –
Корни.
Которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас, Уже ль не узнаете
Мы корни дерева, на коем вы цветете
Красуйтесь в добрый час
Да только помните ту разницу меж нас
Что с новою весной лист новый народится
А если корень иссушится
Не станет дерева, ни вас?
Ведущий 1. А вы как думаете, кто же все-таки нужнее, листья или корни?
Ведущие выслушивают ответы, затем делают следующие выводы:
Ведущий 2. Да, действительно, нужны и листья, и корни, и цветы. Каждый выполняет свои определенные функции, позволяя растениям расти, радовать нас и весь окружающий мир своим многоцветием.
Ведущий 1. Как нельзя отделить лист от дерева, так невозможно убрать ни одного звена в природной цепи. Все связаны между собой: животные с растениями, растения с животными, все друг другу нужны. Правда, ребята?
Малыши с готовностью отвечают: "Правда" и выбегают на сцену для своего выступления:
1-й.Все-все, все на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
2-й.Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
3-й.Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
4-й.Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
5-й.Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
6-й.А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.
7-й.Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны
В исполнении ребят звучит песня “Не дразните собак”, после чего они возвращаются на свои места. А в это время слышится пение птиц, гомон нарастает.
Ведущие. Что это? А… вы случайно не знаете ???
На сцену выходят корреспонденты:
1-й. Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов. Сегодня в нашу студию (Внимание, внимание!)Слетятся птицы разные на радио-собрание.
2-й. Во-первых, по вопросу, когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу. Второй вопрос назрел давно: что эхом называется? И если есть в лесу оно, то где оно скрывается.
1-й. По третьему вопросу докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих гнезд.
Потом начнутся прения: и свист, и скрип, и пение,
Урчанье и пиликанье, и щебет, и чириканье.
2-й. Начнутся выступления скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения других известных птиц. Внимание, внимание, сегодня в пять часов Работать будет станция для рощ и для лесов.
Птичьи голоса затихают, ребята возвращаются на свои места, выходят ведущие:
Ведущий 1. Ты чего так счастливо улыбаешься?
Ведущий 2. А пока ребята тут выступали, я задремал и мне приснился чудесный сон.
Ведущий 1. Что же за сон?
Ведущий 2. Как будто я – на лесной полянке, а вокруг кружат такие красивые бабочки…
В это время из-за кулис появляются две девочки в костюмах бабочек и, порхая, приближаются к ведущим.
Ведущий 1. Эти?
Ведущий 2. Ой, а я думал, что все это только сон.
Ведущие исчезают со сцены, "бабочки" подходят и по- очереди поют:
Бабочка 1.
Я сама на цветок похожа,
Мои крылышки, как лепестки.
Я летаю в денек пригожий
И над полем, и у реки.
Бабочка 2.
Бабочка-крапивница, бабочка-лимонница
Легкая, как перышко, труженица, скромница
Из лесочка, да в лесок, я с цветочка на цветок
Перепачкан сладким соком тонкий хоботок
"Бабочки" танцуют замысловатый танец, во время которого выходят несколько девочекв в костюмах цветов. Звучит фонограмма:
В небе радуга-дуга
Опустилась на луга,
В поле солнышко играет,
Оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнем.
В это время "Цветы" выстраиваются и поют "Песенку Цветов":Мы, цветочки, растем на полянке.
Солнце нежно тепло нам дарит.
Ветерок баловник и проказник
В вальсе кружит и нам говорит:
Цветов букет, цветов букет
Сейчас мы соберем.
Звучат стихи:
Подснежник.Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга
Ландыш.Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.
Фиалка.
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки тихонько подняла,
В траве она хоронится, не любит лезь вперед,
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмет.
Одуванчик.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице –
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Василек.
Как чиста в поле рожь, василек едва найдешь
Всем бы я, цветок, хорош, но зачем же портить рожь
Ой, пойду-ка лучше в сад и обрадую ребят
Гвоздика.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек
Это дикая гвоздика новый празднует денек
А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок
До утра, до новой встречи, и погаснет огонек
Ромашка.
Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая
Бежит везде за нами вслед, своя, а не прихожая
До поздней осени на нас бросаю взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз через ресницы белые
Колокольчик.
Лиловый колокольчик расту в тени лесной,
Я просеке сосновой киваю головой.
Все вместе.
Собрались мы весело заводим хоровод,
Поем мы вместе песенку, полянка вся цветет.
Ведущий 1. Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний!
Ведущий 2. И сколько выдранных с корнями цветущих растений. Сколько увядших, замученных и брошенных на землю букетиков.
Сорвал цветок и бросил тут же,
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чём не тужишь
И машинально рвёшь другой.
Да как ты можешь? Как ты смеешь?
Он цвёл сейчас … Он был живой …
Дышал…Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
Ведущий 1.
Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость –
Всё – всё, чем полон и богат.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
Ведущий 2. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относится и к сине – розовой медуничке, и к ветки черёмухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу , то добрее будет обращаться и с людьми, живущими рядом с ним.
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Звучит финальная песня. « Улыбка»
Экологические игры и игровые упражнения.
Игровое упражнение «Почтальон принес посылку»
Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие. Составление загадок об овощах.
Материал. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход игрового упражнения. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игровое упражнение «Где что зреет»
Цель. Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игрового упражнения. На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)
Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игровое упражнение «Собери урожай»
Цель. Учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.
Ход игрового упражнения. Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.
Игра «Кто скорее соберет»
(Модели — грядка, сад)
Цель. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку „Яблоко" или модель „Сад") надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец — модель „Огород") овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Игра «К дереву беги!»
Цель. Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровое правило. Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!» Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит...» Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!» Дети бегут к елке.
Воспитатель. А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три — к дереву беги!».
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
Игра «Что сажают в огороде»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь — людей насмешишь. Будь внимателен!»
Игровое упражнение «Раньше — позже»
Цель. Развивать логическое мышление.
Ход упражнения.
Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (четыре картинки).
Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку, где луковицы посажены позже других».
Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».
Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».
Игровое упражнение «Подскажи словёчко»
Цель. Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход упражнения. Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.
Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
Дети. Цветные, не прозрачные.
Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?
Дети. Сорока стрекочет.
Воспитатель. Петух кукарекает, а курица?
Дети. Курица кудахтает.
Воспитатель. Лягушка квакает, а лошадь?
Дети. Лашадь ржет.
Воспитатель. У коровы теленок, а у овцы?
Дети. У овцы ягненок.
Воспитатель. У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Дети. У бельчонка мама белка.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»
Цель. Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреллять знание моделей.
Ход игры. Приготовляются фишки. В первом ряду — звери, во втором - птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
Игра «Беги в дом, какой назову»
Цель. Найти предмет по назначению.
Игровое действие. Бег (с увертыванием) к определенному предмету.
Игровое правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры. Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.
Игра «Найди пару»
Цель. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству»
Игровое действие. Поиски похожего предмета.
Правила. Искагь пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование. Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.
Традиция «Сладкий вечер»
ОСЕННЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
для детей 2-4 лет
Продолжительность осеннего развлечения не превышает 20 минут. Малыши будут пассивными участниками, а ведущие роли возьмут на себя взрослые и дети - воспитанники подготовительной группы.
Звучит веселая музыка (по выбору музыкального руководителя), дети с воспитателем - ведущим входят в зал, рассматривают, как украшен зал.
ВЕДУЩАЯ: По лесным тропинкам бродит Осень.
Ходит величаво возле стройных сосен.
Всех нас утешает: "Пролетело лето,
Но не унывайте, дети! Ведь не страшно это!"
Ходит по тропинкам Осень не спеша,
Слышите, как листики вокруг нас шуршат?
Ребята, давайте погуляем и соберем разноцветные листочки!
Дети двигаются спокойным шагом по залу и поднимают с ковра по два листочка. В это время музыкальный руководитель исполняет "ОСЕННЮЮ ПЕСЕНКУ", музыка А. Александрова
ВЕДУЩАЯ: Какие красивые листочки вы собрали! Давайте с ними потанцуем.
Исполняется "ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТОЧКАМИ" (в качестве музыкального сопровождения можно использовать любую плясовую мелодию на предложенный мною текст).
Дружно мы гуляем, листья собираем.
Листья расписные, листики сухие.
(гуляют с листьями по залу)
Листья расписные весело поднимем.
Все мы постараемся и помашем ими.
(машут листьями над головой)
Листик желтый, листик красный, покружись.
Вместе с нами покружись, не ленись!
(кружатся)
Вы, листочки, отдохните, на дорожку упадите.
Снова листья мы поднимем и помашем ими.
(приседают, встают и машут над головой листьями)
ВЕДУЩАЯ: Пока мы с листьями играли, по небу тучи пробежали.
Хмурая погода и дождик на дворе,
Стало очень холодно в октябре (ноябре).
Звучит музыка, в зал вбегает Дождинка (девочка из подготовительной группы).
ДОЖДИНКА: Здравствуйте, дорогие ребятишки!
Я - Дождинка-хохотушка.
Я - Осени подружка!
Как чудесен мой наряд,
Всюду капельки висят,
Потому, что дождь и я -
Старые друзья!
ВЕДУЩАЯ: Что ж, Дождинка, оставайся,
Вместе с нами развлекайся!
Дождик с нами тоже дружен.
Все мы знаем, дождик нужен!
Осенью часто идет дождь - он холодный, грустный, а я предлагаю превратиться всем в капельки-дождинки.
ДОЖДИНКА: У меня и шапочки волшебные есть!
ВЕДУЩАЯ: Мы наденем их и потанцуем.
Малышам надевают шапочки "капелек", а в руки дают султанчики, сделанные из бросового материала (полиэтиленовые разрезанные мешочки).
Исполняется "ТАНЕЦ ДОЖДИНОК", украинская народная мелодия "Гопачок", сборник " Музыка в детском саду": выпуск №1 на предложенный мною текст.
Дождь, дождь веселей лей, лей, не жалей!
Кап-кап на цветы, на деревья и кусты.
(бегут по залу врассыпную с султанчиками, поднимают их вверх, выполняют взмахи)
Дождь, дождь замолчал, дождь лить перестал.
Кап-кап дождик спит, по дорожкам не стучит.
(султанчики прячут за спину, приседают на корточки)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождик просыпается.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождик начинается!
(поднимаются, выполняют взмахи султанчиками и разбегаются по залу)
ВЕДУЩАЯ: А теперь давайте поиграем!
Ведущая берет большой зонт и проводит игру "СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
ДОЖДИНКА: Дождик, дождик все сильней!
ВЕДУЩАЯ: Под зонтик прячьтесь поскорей!
Дети бегут к ведущей и прячутся под зонтом. Игра проводится 2-3 раза.
ДОЖДИНКА: Капал дождик на траву,
На деревья и листву.
Ваших деток не догнал,
Рассердился….. перестал.
Вы - чудесные ребята,
Я скажу вам честно,
Веселиться было с вами
Очень интересно!
Ну а мне домой пора,
Мама-тучка ждет меня.
Шапочки в подарок оставляю я,
И прощаюсь с вами, до свидания!
Звучит музыка, Дождинка убегает из зала.
ВЕДУЩАЯ: Дождинка убежала, что-то грустно стало!
Может мы в ладоши хлопнем? (хлопают)
Дружно ножками притопнем? (топают)
Потанцуем?
Исполняется "ТАНЕЦ НОЖЕК И ЛАДОШЕК"
Традиция «Сладкий вечер»
Клятва природе
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои. Но пришли они не просто так, а хотят рассказать одну историю.
КОЛЬКА. Мы с Санькой однажды были в лесу. Мы играли в индейцев, наломали веток , сделали из них копья, ими сбивали грибы, цветы. Нам было очень весело!
САНЬКА. Но вдруг появилась Баба Яга и не думайте, она была не злая, она рассказала нам как нужно вести себя в лесу, как страдает всё живое от плохого отношения людей и мы пообещали дать клятву больше никогда не поступать плохо .
Появляется баба Яга
БАБА ЯГА. Ладно, прощаю я вас. Но помните: если вы нарушите данную клятву, то тотчас превратитесь в болотных лягушек.
КОЛЬКА. Мы всё поняли.
САНЬКА. Мы больше не будем.
БАБА ЯГА. А теперь повторяйте за мной, только и остальные ребята пусть повторят за мной клятву.
Все хором по строчке повторяют за бабой Ягой:
У ручья иль на поляне.
В одиночку иль с друзьями
Дел худых не сотворим:
Птичьих гнезд не разорим,
Веточки не обломаем.
Обещаем!
КОЛЬКА и САНЬКА (вместе). Обещаем!
БАБА ЯГА. Ладно, так и быть, простим вас на первый раз. Но помните о своей клятве.
КОЛЬКА. Такого больше не повторится.
САНЬКА. Мы все поняли! (Обращаясь к зрителям) Вы нам поверьте!
Появляются лесные жители:
РУСАЛКА.
Почему береза плачет?
Вот задача, так задача!
Только я ответ узнала,
Мне береза рассказала,
Что апрельским днем весенним
Бродят в роще чьи-то тени.
Не с палитрой и кистями -
С топорами и ножами.
Не природу рисовать -
Сок у дерева забрать
Захотели злые люди.
Что же с белой рощей будет?!
БАБА ЯГА.
Почему же елка плачет?
Вот задача, так задача!
Может, просто оттого,
Что под каждый Новый Год
В лес приходит дровосек
И, стряхнув с красавиц снег,
Рубит их, бросает в кузов,
А затем машина с грузом
Едет в город, в магазины,
Где с игрушками витрины.
Но они - не в радость елям.
Им холодные метели
И полезней, и приятней.
Люди! Разве не понятно?!
БАБОЧКА.
Почему природа плачет?
Вот задача, так задача!
Но решить ее должны мы,
Ведь природа так ранима!
ВОДЯНОЙ.
Но она и беспощадна
К тем, кто ей вредит нещадно.
ЛИСТОЧЕК.
Так давайте помнить это
В зимний день, а также летом.
Ведь мы все - ее частица:
Человек, и зверь, и птица.
Каждый вправе повторять:
ВСЕ ВМЕСТЕ.
Ты, природа, - наша мать.
Нам тебя оберегать
И в обиду не давать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я надеюсь, что каждый присутствующий сегодня для себя сделал правильный вывод. Поэтому, где бы вы ни были, помните о своей ответственности за судьбу природы. А она за заботу о себе отблагодарит своими дарами. Прошу всех к столу.
СКАЗКА ПРО РЕПКУ
Эту шуточную сказку можно разыграть совместно с детьми, педагогами и родителями. Тексты следует приготовить заранее.
Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:
Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.
Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.
Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!
Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…
Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.
СПОР ОВОЩЕЙ
Эту сценку можно разыграть совместно с детьми, педагогами и родителями. Тексты следует приготовить заранее.
1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...
Дети: Лук.
Лук: Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...
2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
Традиция «Сладкий вечер»
ФРУКТОВЫЙ СОВЕТ
Л. Скребцова
Воспитатель предлагает детям и гостям послушать одну познавательную историю.
Когда на земле зацветают фруктовые сады, прилетают в них из небесных райских садов феи. Наряжаются феи в белые, розовые и пурпурные лепестки цветущих деревьев, умываются их чистой росой, а порой сладко спят в цветах, убаюканные любимым ароматом. В давние времена люди дружили с феями: приводили в порядок свои сады и надевали чистые одежды. Если фею радовал сад, она целовала каждое деревце, чтобы на нем выросли самые целебные плоды. Но если фею на земле никто не ждал, она сразу же возвращалась на небеса и грустила до следующей весны. Обрушивались тогда на сад беды: вредители, болезни, град.
Со временем феи все чаще грустные с земли возвращались: люди перестали верить в чудеса, а фрукты с помощью химикатов начали выращивать. Положение стало настолько тревожным, что феи собрались на великий фруктовый совет. Они прилетели на маленький остров, затерянный в океане. Король этого острова, Фрукт Великий, развел на нем всевозможные сады. В его королевстве были открыты фруктовые школы, где дети учились выращивать фрукты. Даже в больницах на этом острове лечили только фруктами.
Феи уютно устроились в цветах своих любимых деревьев и попросили фею яблок записать на яблоневых лепестках все, о чем будет говориться. На совет были приглашены сам король и его первый советник. Совет открыла достопочтенная фея инжира. Она одна никогда не спала в цветах своего дерева, которое еще называют фиговым, потому что цветы у инжира прячутся внутри плодов.
— Все мы знаем, что фрукты — самая чистая пища на земле. Солнце непрерывно изливает на них потоки светлых сил, и они содержат в себе все необходимое для здоровья человека. Однако люди разлюбили фрукты. Пусть король и его советник расскажут нам, почему это произошло.
— Многоуважаемая фея, ваше заявление кажется мне странным, — ответил советник, — кто же не любит сочные яблоки, сладкие груши и медовые дыни?
— Не все так просто, уважаемый советник, — заговорил король. — Из целебной и питательной еды фрукты превратились в сладкий десерт. Нужно рассказать правителям всех стран, как важны фрукты для здоровья людей. Недаром, у нас королем становится лишь тот, кто вырастил сад. Мы можем послать в другие страны садовников, преданных делу фруктов, чтобы они доказали всем их великую силу.
Феи осыпали короля лепестками фруктовых цветов в знак восхищения перед его мудрым решением. Однако белоснежная вишневая фея предупредила:
— Боюсь, другие страны не послушают вас, король. Ваше государство маленькое, а люди сейчас уважают только большие государства.
— Нужно рассказать людям о практической пользе фруктов. Люди обожают из всего извлекать выгоду, а на одном квадратном метре земли фрукты дают больше пищи, чем любой другой продукт, — вступила в разговор фея бананов, тряхнув желтыми кудрями.
— Не всегда, — печально произнесла фея винограда, переливаясь желтыми, красными и фиолетовыми оттенками. — Сахарной свеклы и тростника собирают больше, чем винограда с такой же площади.
— Люди гонятся за количеством и получают болезни, — заметила нежно-оранжевая фея абрикоса. — Сахар-рафинад очищен от многих полезных веществ и приносит больше вреда, чем пользы.
— Нужно объяснить людям, что целебный фруктовый сахар усваивается лучше любого другого и дает намного больше энергии роста и жизни, — предложила ученая финиковая фея, одетая в коричневое платье и накидку из перистых листьев. Фея яблок, еле успевая записывать мудрые мысли фей, поставила большой восклицательный знак после ее слов.
— Раньше люди были другими, — вспомнила фея винограда. — Ной после потопа сразу же посадил виноградник. Древние греки и римляне каждый день ели по два фруктовых блюда. Они сажали фруктовые деревья даже на крышах домов.
Тут на совет влетела запыхавшаяся гранатовая фея в пурпурном платьице и сказала:
— Извините за опоздание. Я задержалась на старом гранатовом дереве в саду у одного мудреца. Он сочинял сказки, чтобы помочь людям разобраться в проблемах, а я навевала ему вдохновение.
— Сказки, вот что нам нужно! — в один голос воскликнули обрадованные феи.
— Сказки любят дети, а они чувствуют все лучше взрослых, — этими словами закончила совет яблоневая фея. Все согласились с ней и написали на лепестках своих любимых цветов эти фруктовые сказки. Записи были переданы королю Фрукту Великому, который перевел их с языка фей для этой книги.
Так закончился первый на земле великий фруктовый совет. А дальше... Как сказала почтенная фея инжира: «Тем же, кто нас услышит, мы подарим все самое лучшее, что могут подарить фрукты!»
Дети и взрослые приглашаются к столу, на котором, стоят тарелки с красиво нарезанными фруктами.
Традиция «Сладкий вечер»
"Удивительные кусты винограда" Воспитатель предлагает детям и гостям послушать одну познавательную историю.
Долго путешествовал юноша. Много собрал разных семян и саженцев, но на обратном пути его судно попало в шторм и разбилось. Очнулся юноша на берегу у подножия холма. Огляделся по сторонам и ахнул от изумления. По склонам холма змеились лианы, покрытые крупными красивыми листьями. Из-под них свисали грозди продолговатых с прозрачной зеленой кожицей ягод, и ветерок разносил их сладкий аромат.
«Чудо! — радостно подумал юноша. — Столько ягод на такой щебенистой земле»!
Юноша сорвал сочную ягоду. Ее кожица лопнула, и по пальцам потек сладкий медовый сок. Вдруг он услышал чьи-то шаги. Пожилой человек большими ножницами срезал с кустов тяжелые грозди, аккуратно укладывая их в корзину.
— Здравствуйте, — робко поздоровался юноша. — Извините, что проник в ваш сад без разрешения. Я странствую по свету в поисках диковинных растений. Все мои саженцы погибли во время шторма. Однако ваши чудесные растения заставили меня забыть беды.
— Добро пожаловать, юноша, в мой виноградник. Неужели в твоей стране не выращивают виноград? — улыбаясь, спросил хозяин виноградника.
— Нет, к сожалению. Наверное, потому что у нас не так жарко, как здесь. Но, если вы дадите мне семена, я постараюсь, чтобы в моей стране его оценили, — ответил юноша.
— Надо признаться, на сладость винограда климат оказывает огромное влияние. В жарком климате он вырастает слаще меда, а в прохладном — кислым. Однако у доброго виноградаря и в северных краях могут созреть сладкие ягоды, — добродушно объяснил виноградарь и предложил:
—Когда мой брат капитан поплывет в ваши края, он отвезет тебя на твою родину, а пока живи у меня. За это время я обучу тебя виноградному делу.
Дни бежали незаметно. С утра до вечера юноша постигал тайны виноградного дела. Больше всего восхищали юношу ветки виноградной лозы, которые ...
... Дети и взрослые приглашаются к столу, на котором, стоят тарелки с виноградом
Вступление воспитателя:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 стаканчик чистой воды. По количеству собранной и сохранённой воды (берегите каждую каплю!) будут подводиться итоги. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды!
1. Заводь “Опытная”
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!
Может ли вода двигаться вверх?
Почему вода в море солёная?
На поверхности планеты Земля вода занимает:
А) большую часть Б) меньшую часть
А знаете ли вы:
1. Какая вода на вкус? Ответ: вода без вкуса;
2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать) Ответ: вода без запаха;
4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? Ответ: вода растворит сахар;
5. Что произойдёт, если воду вскипятить? Ответ: пар;
6. Что произойдёт если воду вынести на холод? Ответ: лёд.
За каждый правильный ответ команда получает стакан воды, нужно почерпнуть из общего «водоёма» и перенести в свой, кто быстрей и больше.
Заводь “Загадочная”
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
За каждый правильный ответ команда получает стакан воды, нужно почерпнуть из общего «водоёма» и перенести в свой, кто быстрей и больше.
“Весёлые ручейки”
Пройти с ложкой, полной воды, по определённому маршруту, не расплескав воду и долить в свой «водоём»
Перелить воду ложкой из стакана в свои «водоём» (учавствуют капитаны команд)
“Вода и человек”
Назовите народные обряды, связанные с водой? (кто больше)
Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле:
а) её отсутствие;
б) её загрязнение;
За каждый правильный ответ команда получает стакан воды, нужно почерпнуть из общего «водоёма» и перенести в свой, кто быстрей и больше.
“Охранная”
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки.
“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!
“Вода и здоровье”
Скажите, а как вода помогает людям не болеть?
Ответы: люди пьют полезную минеральную воду, обтираются холодной водой и т.д.
Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды
“Дегустационная” заводь
Определить вкус воды. ) использовать стаканы с водой
(медовая, сладкая, лимонная, минеральная, солёная)
7.“Песенная” заводь
Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
8.“Театральная” заводь
Каждая команда показывают спектакль на тему: “Жизнь Лягушонка в водоёме”.
9.Подводятся итоги по каждому конкурсу, награждаются победители.
.