Повторение изученного. Определение жаргонизмов. Что общего между профессионализмами, диалектизмами и жаргонизмами?
Изучение нового материала. Стр. 75. Под двумя вертикальными линиями. + схема из презентации. Зарисовать в тетрадь.
Второй слайд.Определить, какие типы окраски являются положительным, отрицательными, нейтральными.
Упр. 156. Письменно. Песочек, завет - соглашение, договор (высокое), здоровущий, (простореч.), губитель - тот, кто губит, приносит вред(высок.),мешанина- смесь чего-либо(простореч.), крохотулька (ласк), вещий- мудрый, знающий будущее (высокое), вдохновить- побудить к действиям, поступкам (высокое),глупыш, (ласк)., испепелить- сжечь до тла, высокое, пособничать- содействовать, помогать в плохих делах(неодобрит.).
Упражнение. На слайде.
Эмоционально-окрашенные слова | Нейтральные синонимы |
Шарахаться | Отходить |
Выдворить | Выгнать |
Грядущее | будущее |
Возопить | Воскликнуть |
Галдеж | Шум |
Брюхо | Живот |
Дрыхнуть | Спать |
Вылупить (глаза) | Глянуть, посмотреть |
Вкушать | Есть |
Волосня | Густые и длинные волосы, чаще неопрятные |
Харя | Лицо |
Потрындеть | Поговорить |
Пялиться | Смотреть |
Баба | Женщина |
Свинячить | Мусорить |
Хаханьки | Смех |
Уповать | Надеяться |
Однако эмоционально окрашенная лексика может образовываться и при помощи особых оценочных суффиксов.
Запишите текст. Выделите в овал эмоцианально-окрашенные слова.