СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ: ОТ КОГО ЗАВИСИТ?
Исследовательская работа
Выполнила: |
студентка второго курса |
очной формы обучения, |
направления подготовки 44.03.05 |
«Дошкольное образование. Логопедическая деятельность» |
|
Бредихина Мария Игоревна |
Проверила: Старовойт Наталья Васильевна |
Калининград
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение ..................................................................................................................3
1. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………....................................5
1.1. Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка……………………………………………..............................................5
1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста .......................................................8
1.3. Организация работы педагога-воспитателя.........................................10
1.4. Исследовательская работа на тему «Изучение уровня сформированности
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста»………………………………………………………………………..17
2. Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ......................22
2.1. Причины возникновения отрицательных эмоций ребенка...................................................................................................................22
2.2. Методы работы родителей с отрицательными эмоциями ребёнка.............................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................29
Список использованной литературы...................................................................30
Приложения............................................................................................................31
ВВЕДЕНИЕ
На фоне современных изменений развития эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального становления.
Впрочем, как верно указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм работы.
Формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы обязаны рассматриваться в качестве одной из наиболее весомых, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять особое внимание.
Педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Таким образом, в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает педагог-воспитатель, позволяющий сформировать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ, как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.
Поэтому актуальность проблемы педагогического обеспечения эмоционального благополучия дошкольников и роль дошкольных образовательных учреждений в обеспечении положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики.
Объект исследования – эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
Предмет изучения – процесс педагогического обеспечения эмоционального благополучия малыша.
Цель изучения – рассмотреть эмоциональное благополучие как основу психологического здоровья в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: предполагается, что для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста необходимо усовершенствовать подготовку педагога в дошкольных учреждениях, также улучшить осведомлённость родителей об эмоциональном благополучии ребенка.
В согласовании с объектом и предметом изучения были поставлены следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемы эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы его психологического здоровья.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня эмоционального благополучия.
3.Апробировать программу по развитию позитивных эмоций у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ и семьи.
Методологической почвой считаются теоретические концепции основных отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского о закономерностях развития детской психики, осознание дошкольного детства как особенного периода в становлении личности. А также практикумы по психодиагностике М.Ю. Стожаровой.
1 глава. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка
Эмоция - это «сложный психологический процесс, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец).
Эмоции изменяются на протяжении жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается с младенчества. Воспитание эмоций остается в центре внимания на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.
Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательных и образовательных воздействий.
Согласно изучениям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, « эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония эмоционального и интеллектуального, телесного и душевного благополучия.
Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.
Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.
Используя методы исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах, ученые выяснили, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации.
В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как основное чувство эмоционального комфорта, которое обеспечивает доверительные и активные отношения с миром.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Таким образом, любая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, тем самым закладывая основательный базис для следующей ступени развития. В неприятном же случае имеют место и негативные последствия.
Так, границы сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.
Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ своего тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии ребят.
1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Воспитание через эмоциональное влияние – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.
Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настроению, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательному отношению к ребятам.
Планируя свою работу, педагоги дошкольного возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Общаясь с малышами, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При данном ключе – не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься.
Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Когда же воспитатель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, невыразительно читает обычно веселые, живые, радостные потешки, стихи, они относятся к занятию безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, выполнять предложения воспитателя.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу, в готовности поддержать, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселым, улыбчивым, ласковым, изобретательным и терпеливым – обязательное условие удачной работы воспитателя с детьми.
1.3. Организация работы педагога-воспитателя
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития.
Для организации работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Для того чтобы оценить и построить привычное в группе окружение под углом эмоционального развития ребенка, необходимо выделить условия, которые влияют на эмоциональную атмосферу ДОУ. К таким условиям относятся:
отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т.е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;
режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т.е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т.е. эмоционально-настраивающий компонент среды;
организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т.е. эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста, методисту, воспитателю необходимо постоянно понимать и формулировать цель своих педагогических действий, соотнося их с задачей эмоционального развития: возбуждения, расслабления, организации эмоционально насыщенного общения ребенка с взрослыми и окружающими.
Каковы же общие педагогические цели должны предусматриваться воспитателем, музыкальным работником, методистом?
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
· установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события: «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
· создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
· создание эмоционально - теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
· создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.
· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
· формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
· закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
· учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
· развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;
· содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Кроме того к проводимым в группе занятиям тоже необходимо ставить «эмоционально - окрашенные» задачи. Это очень важный аспект: пока задача эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.
При организации педагогом-воспитателем эмоционально-корректирующей составляющей среды также учитываются следующие обстоятельства. Цветовая гамма в группе должна быть спокойной для восприятия, но не однообразной. Обязательно позаботьтесь об эстетике обстановки - в спальнях, в гардеробной, во время еды и т. д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песни, но и классические произведения, народная музыка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, разнообразны ли игрушки и т.д.
Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность. Поэтому планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей).
В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Маленькому ребенку очень важно чувствовать безопасность своего окружения. Ощущение защищенности связано с повторяющимися событиями, ежедневное чередование которых приносит стабильность и уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.
Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны всегда отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Риск развития стрессового состояния особенно велик в детстве, когда нарушаются условия для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимозависимость физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физического здоровья, физических возможностей и физического благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.
В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения прием пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в столовой должна звучать спокойная музыка, неплохо установить декоративные фонтаны, аквариумы или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей.
Не следует принуждать ребенка кушать. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует, есть, а когда остановиться. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.
Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, но, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.
Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.
Эффективно влияют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения желаемого результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
Самые простые закаливающие процедуры - это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко осваивают самые маленькие воспитанники. «Ступеньки» закаливания образовательное учреждение должно определять самостоятельно, учитывая имеющиеся возможности и специфику своего детского контингента. Важно, чтобы детям процедуры нравились, и они могли бы их выполнять самостоятельно.
Но при этом все режимные моменты должны действовать в комплексе: движение, сон, питание, закаливание.
В процесс активизации эмоциональное состояние детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т.д.
Именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей. Все это подводит к выводу о том, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно.
Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста.
1. Игры с детьми раннего возраста на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.
Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное состояние ребенка все события и ситуации, которые словно бы «выпадают» из привычного образа жизни.
Так же для развития эмоционального благополучия детей некоторые ученые разработали занятия писхогимнастики, которые рекомендуют использовать в дошкольных учебных заведениях. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях; контроль ощущений.
Содержание занятий по психогимнастике основывается на материале содержания образовательной программы (рабочей программы) группы детей раннего возраста. Поэтому занятия по психогимнастике можно проводить как на материале содержания одного из видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой, игровой и т.д., так и в интеграции нескольких видов детской деятельности. Для организации этих форм работы с детьми раннего возраста предлагаются разнообразные упражнения, способствующие развитию у детей эмоций и чувств: пантомимические загадки, игровые имитации, игровые задания, игры.
1.4. Исследовательская работа на тему «Изучение уровня сформированности
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста»
Авторы статьи: Стожарова Марина Юрьевна, Кузнецова Ирина Олеговна – Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия).
Оценивая тенденции современного общества, уровень и стиль жизни населения, связанные с темпом жизни регулярные эмоциональные перегрузки, нельзя не отметить важность развития эмоциональной сферы людей, укрепления их защитных механизмов. Обществу необходимы правильные установки, адекватные реакции на сложные жизненные ситуации, умение грамотно восстанавливать свои ресурсы, именно поэтому мы считаем значимой проблему эмоционального развития дошкольников, а также формирования их эмоционального благополучия. С самого рождения и на последующих этапах развития личности необходимо совершенствовать и укреплять механизмы эмоциональной сферы.
C целью изучения уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста был организован констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребенка №188 «Алые паруса», на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №174 «Росинка», а также на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №124 «Планета детства» г. Ульяновска. В ходе исследования были определены следующие критерии и показатели эмоционального благополучия старших дошкольников:
• эмоционально-положительное самочувствие ребенка;
• эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи;
• эмоциональная устойчивость;
• уровень тревожности;
• уровень самооценки.
В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка, использовано наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками (в процессе организованной деятельности, в режимные моменты и в игровой деятельности); беседы с детьми; анкетирование родителей; проективные тесты: тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен), методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» (О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан), проективные методики на выявление уровня самооценки старших дошкольников методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) и «Лесенка» (В. Г. Щур); тест-опросник родительского отношения (Л.Я. Варга, В.В. Столина), рисуночный тест «Моя семья».
Для объективной оценки уровня сформированности эмоционального благополучия у старших дошкольников было проведено комплексное диагностическое обследование. Для определения эмоционального состояния детей была использована адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду (автор Кучерова Е.В.). Результаты показали, что позитивное эмоциональное состояние имеет 44% детей. Дети успешно устанавливали контакты со взрослыми и сверстниками, с интересом участвовали в различных видах деятельности, были активны и инициативны. Негативное эмоциональное состояние показало 56% детей. У детей превалировало негативное настроение, они были пассивны и безучастны. Часто расстраивались во время игр и на занятиях, не могли разрешить конфликтные ситуации, договориться с ребятами, болезненно реагировали на замечания воспитателя.
Кроме того, было организовано наблюдение за детьми в различных видах деятельности, с помощью которого были выявлены основные поведенческие проявления эмоциональных состояний. Наблюдения за детьми происходили в естественной ситуации: в группе, на занятиях, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обращалось внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность. В процессе наблюдения замечено следующее: кто всегда находится в центре игры, активен, проявляет лидерские качества, а кто молча наблюдает в стороне, остается пассивным и безучастным; какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные; хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга; какие отношения преобладают в детском коллективе – доброжелательные или конфликтные; принимает ли ребенок чужую инициативу или сопротивляется ей; как ребенок реагирует на похвалу, поощрения, внимание; какие эмоции испытывает ребенок, если что-то не получается и при выполнении нового задания.
Таким образом, в результате наблюдений за детьми был сделан вывод, что у 46% детей экспериментальной группы превалируют эмоционально-отрицательные состояния. Это выражается в повышенной тревожности, конфликтности, импульсивности этих детей, а также в том, что в индивидуальном поведении и общении они не всегда могут сдерживать свои негативные эмоции и чувства, находить правильный выход из сложившейся ситуации. В ходе режимных процессов, организованной и свободной деятельности у них часто наблюдаются вспышки гнева, агрессии. Некоторые ситуации (уход родителей, запрет со стороны взрослого, невнимание со стороны взрослого, трудности при выполнении задания, потеря игрушки и др.) вызывают у детей стойкие негативные переживания. Эти дети проявляют свои эмоции в яркой форме, но не могут контролировать и управлять ими.
В ходе наблюдения за детьми мы оценили проявления эмоциональной устойчивости. Наблюдение в процессе непосредственной деятельности позволило сделать вывод, что высокий уровень эмоциональной устойчивости имеет 16% детей. В эмоциональном плане дети адекватно реагируют при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, положительно к ним относятся, проявляют заинтересованность в общении и совместной деятельности, пребывают в хорошем настроении, часто улыбаются, дружелюбны. У дошкольников со средним уровнем проявления эмоциональной устойчивости (37%) эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающими людьми не всегда адекватны, дети могут быть капризными, раздражительными, болезненно реагируют на замечания, на повышенный тон голоса. У детей с низким уровнем проявления эмоциональной устойчивости (47%) часто преобладает неадекватное эмоциональное реагирование при взаимодействии с окружающими миром, отмечается отрицательный эмоциональный фон.
Для определения эмоционального самочувствия ребенка в семье был использован проективный тест «Моя семья». Эмоциональное благополучие в отношении родителей преобладает у 43,1% дошкольников, что проявляется в стремлении быть похожими на своих родителей, выполнять общую деятельность с ними. Качественный анализ данных показал, что у 27,5% детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям. У остальных дошкольников экспериментальной группы (29,4%) проявляется эмоциональное неблагополучие по отношению к их семьям, что выражается в желании ребенка отделиться от своей семьи, он стремится получить внимание, удовлетворить потребность в общении в окружающем мире (родственники, воспитатели, друзья).
Для определения уровня тревожности был использован тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Тест тревожности позволил исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций. Кроме того, была применена методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан, которая позволила выявить типы тревожности ребенка (учебная, самооценочная, межличностная). По результатам тестов 48% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень тревожности, 34% – средний уровень и 18% – низкий уровень. При исследовании самооценки детей с помощью методики «Лесенка» (модификация В.Г. Щур) и «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) сделаны следующие выводы: завышенную самооценку имеет 17% дошкольников, адекватную – 31%, заниженную – 40%, низкую – 12% детей.
Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из показателей эмоционального благополучия, к высокому показателю мы отнесли детей с позитивным эмоциональным состоянием как в условиях ДОО, так и в условиях семьи; с высоким уровнем эмоциональной устойчивости; с низким уровнем тревожности; с адекватной самооценкой; с эмоциональным благополучием в отношении родителей; с родительским отношением по типу «симбиоз» или «социальная желательность», что составило 55 дошкольников (30,9%). Кроме того, мы отнесли к данной группе детей, у которых было определено четыре высоких (положительных) показателя и один средний показатель.
2 ГЛАВА. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1. Причины возникновения отрицательных эмоций ребенка
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.
Важная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Опыт дошкольника может быть очень разносторонним. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях спектр утверждаемых ценностей довольно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть ограничен у его родителей (при отсутствии одного из родителей) или при отсутствии братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других людей, проблемы, связанные с личным уходом за детьми является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду, раздражение и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой — причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Дошкольники переживают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.
Негативная эмоция «парализует» деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными, психогенными, стрессовыми и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями.
С эмоциональным благополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств. Самооценка характеризуется степенью соответствия представлений о себе — своему идеалу. При педагогическом изучении самооценки полезно выделить ее уровни. Низкий уровень: ребенок считает, что он не соответствует своему идеалу, оценивает себя низко. Это проявляется: в видимой скромности, сдержанности, скованности, робости, застенчивости; в осторожности высказываний; в затрудненности обращения, при выступлении на людях; в стремлении остаться в тени — незамеченным, незадействованным; в покорном принятии низких оценок извне. Возможны неврозы, депрессии, апатия, частые стрессы. Средний уровень: ребенок считает, что недостаточно соответствует своему идеалу. Не признает себя не слишком плохим, не очень хорошим. Относится к себе и к оценкам окружающих умеренно критически. Высокий уровень: ребенок доволен собой. Считает, что соответствует своему идеалу. Высокая самооценка может проявляться: в уверенном, гордом, независимом поведении; в стремлении к признанию — в семье, в коллективе, в группе сверстников; в стремлении к лидерству; в притязании на особую роль в деятельности или общении; в ожидании высоких оценок со стороны; в категорических высказываниях, шутках; в болезненной реакции на чужие замечания.
В педагогических целях необходимо предусмотреть развитие этого компонента эмоциональной сферы. При этом следует помнить, что высокий уровень некоторых психических качеств еще не является показателем благополучия. Так, высокая самооценка ребенка при более пристальном изучении его поведения может оказаться завышенной. Несовпадение такой самооценки и оценки со стороны окружающих — традиционный источник межличностных конфликтов.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение боязни происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха. Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым для него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д.).
Таким образом, тревога может быть вызвана:
1) противоречивыми требованиями к индивиду, исходящими из разных источников;
2) неадекватными требованиями, не соответствующими его возможностям и стремлениями;
3) негативными требованиями, которые ставят человека в униженное, зависимое положение.
Дети должны постоянно чувствовать, что родители озабочены не только их прогрессом в приобретении различных навыков и способностей. Постоянное внимание родителей к личным качествам и свойствам детей, отношениям со сверстниками, культуре их взаимоотношений и эмоциональным проявлениям добавляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой области - сферы эмоционального отношения к другим людям.
| |
|
2.2. Методы работы родителей с отрицательными эмоциями ребёнка
Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.
Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям может помочь им справиться со многими трудностями, сохранить психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет.
Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Он может произноситься вслух, а может и остаться во внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка, конечно, он чувствует, что ответ на данный вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь лишь тогда, когда ребенок «вел себя хорошо», был послушным), то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот важный для него вопрос, в значительной степени зависит его фундаментальное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития и становления как личности.
Какие есть методы выражения родительской любви и поддержки в сложных для ребенка ситуациях?
Контакт глаз.
Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно значим не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Контакт глаз является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.
Беспокойным и неуверенным детям больше всего нужен зрительный контакт. Ласковый взгляд может снизить уровень беспокойства. Информация, передаваемая взглядом, может быть более глубоко запечатлена в сознании ребенка, чем произнесенные слова.
Физический контакт.
Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта совсем необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или перенасыщены.
Пристальное внимание.
Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.
Саморегуляция (Приложение 1).
Повлиять на свое эмоциональное состояние и на состояние ребенка можно с помощью специально разработанных психологами и физиологами упражнений (Приложение 2).
Когда человек испытывает какие-либо эмоции, их обычно можно определить по выражению лица. Помимо мышц лица меняется тонус других мышц тела. Только это не так заметно. Наблюдательный человек может по походке, осанке и другим признакам определить, в каком настроении находится человек.
Научившись регулировать мышечный тонус, научившись расслабляться, мы получаем некоторую власть над своими эмоциями. Таким образом, контролируя напряжение наших мышц, мы контролируем свои эмоции.
Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив практически все свои мышцы, мы снижаем эту активность и даем мозгу возможность отдохнуть и возобновить собственные силы.
Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагоги обязаны гарантировать эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте; формировать представления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. Поэтому родительская установка по отношению к ребенку обязана быть адекватной, динамичной и прогностичной.
Педагогические возможности (талант, признание, задатки) – важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающее профессиональное качество. Важными профессиональными качествами педагога-воспитателя мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Учебный процесс в дошкольном детстве строится на основе уважения к индивидуальности детей, с учетом готовности к усвоению требований и исключения принуждения и насилия, исходя из достижений предыдущего этапа развития.
Список использованной литературы:
Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, (http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml).
Выготский Л. С. В 92 Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
Додонов, Борис Игнатьевич. В мире эмоций / Б. и. Додонов. - Киев: Политиздат Украины, 1987. – 139.
Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). - 171, [3] с.
Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006. С. 210
Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. С. 318-320
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гумунитарн. изд., центр ВЛАДОС, 2004.
Стожарова М.Ю., Кузнецова И.О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 49–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10084
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Преодоление трудностей эмоциональной саморегуляции детей
1. Оставайтесь спокойным и выдержанным в своих собственных эмоциональных проявлениях.
2. Демонстрируйте модель выдержанного поведения.
3. Обращайте внимание ребенка на содержание возникающих у него эмоций
4. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали ранее.
5. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
6. Чаще используйте упражнения на релаксацию
7. Не провоцируйте эмоциональные вспышки
8. Будьте проницательны и внимательны ко всем проявлениям ребенка, чтобы знать "эмоциогенные точки".
9. Давайте возможность физической разрядки ребенку
10. Не одергивайте и "не успокаивайте" ребенка во время эмоциональной вспышки, это действует по типу цепной реакции и еще более усиливает.
11. Просите ребенка осознать последствия эмоциональных вспышек
12. Избегайте жестких указаний и ограничений
13. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
14. Обучайте ребенка способам регуляции эмоционального возбуждения.
Приложение 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Скажите малышу: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было раскрасить, то какого цвета оно бы стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, печаль, тревога, страх?» Рекомедуется также вести «дневник настроения». В нем ребенок ежедневно (или несколько раз в день) будет рисовать свое расположение духа. Это могут быть пейзажи, рожицы, человечки – что ему больше по душе.
Нарисуйте контур человечка. Пусть малыш представит, что человечек радуется, пускай закрасит карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это ощущение. Потом так же «ощутите» оскорбление, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Закрашивать можно и одного человечка, и нескольких (например, если радость и счастье малыш хочет «поместить» в одном месте).
Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (а заодно и вы) попробует ответить на вопросы. Желательно записывать ответы.
Что тебя может разгневать? Что ты делаешь, когда сердишься? Что ощущаешь, когда сердишься? Что бы ты сделал, дабы бы избежать неприятных ощущений в эти минуты? Назови слова, которые произносят люди, когда сердятся. Что ты ощущаешь, когда слышишь слова, которые тебя обижают. Что ты будешь делать при этом? Какие слова для тебя самые обидные?
Потом обсудите с ребенком, например, какие слова можно использовать, когда сердишься, а какие не следует, так как они очень резкие и неприятные.