СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эмоциональное развитие детей"(из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивая эмоции у детей у них появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся понимать и чувствовать себя и других.

Просмотр содержимого документа
«"Эмоциональное развитие детей"(из опыта работы)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)



Эмоциональное развитие детей.



Составитель:

Земкова Наталья Геннадьевна

воспитатель


Волгоград 2020

Введение.

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одна из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка."

Л.С. Выготский

Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее.

Поэтому я взяла тему по самообразованию «Эмоциональное развитие детей» и работаю по ней уже третий год.

Я считаю, что выбранная мной тема является актуальной на современном этапе развития дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать.

Эмоции способствуют так же социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают 6 основных эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх.

Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легко, другие - труднее. Так например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев или страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека

- важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность,
укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному
восприятию другого человека. .

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются бурно и непосредственно.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, они стали менее отзывчивыми к чувствам других.

На мой взгляд главной целью воспитания является: научить ребенка распознавать и выражать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей.

Главными задачами педагога в работе с детьми по развитию эмоций являются:

1. Создание условий для развития эмоций.

2. Развитие способности определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии, коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи, наблюдательности.

3. Совершенствование знаний, расширение активного словаря ребенка. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. И в этом помогают музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование, различные народные и дидактические игры, а так же подвижные игры.

Основная часть.

В одиночестве ребенок никогда не научится понимать с помощью слов чувства и намерения других. Он познает себя через общение с окружающими.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Таким образом занятия, совместная и самостоятельная деятельность по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и даже полностью устранить проблемы.

Совместная деятельность проходит в непринужденной обстановке. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной сферой, продуктивной творческой самореализации.

Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды
дошкольного детства.
Практическому воплощению этого принципа
способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры,
занимательные задания и т.д.).

3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения основной своей задачи, активизирует механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и ожни способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мироведение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Рассмотрим для каждой возрастной группы задачи и некоторые практические мероприятия.

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

1. Побуждение детей к эмоциональному реагированию по средством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.

2. Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры.

«Путешественники» Воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.).

Игры с водой. Пускание корабликов. Купание игрушек. Наполнить водой пластмассовые емкости, резиновые игрушки (груши) и вылить ее. Погрузить на дно пластмассовые шарики, игрушки. «Дождь идет» (лить воду из лейки в тазик). «Кто дольше удержит воду» (набрать в ладони воду, стараться как можно дольше ее удержать). «Море волнуется» (руками изображать морские волны).

Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.

«Медвежата» Воспитатель читает стихотворение П. Воронько, предлагает детям подвигаться.

Медвежата в чаще жили, Переступают с ноги на ногу, вертят
Головой своей крутили. Вот так! головой.

Медвежата мед искали, Имитируют раскачивание кустиков.
Дружно кустик раскачали. Вот так!

Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так! А потом они плясали, Выше лапы поднимали.

Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду». Танцуют, высоко поднимая колени.

Во второй младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело), грусть(грустный, грустно), печаль (печальный, печально), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы, педагог активизирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы.

Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстрации, театрализованную деятельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях, ребенку нужно подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа.

На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей.

Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящий часто комплексный характер (зрительно-вестибулярный, зрительно-слухо-осязательный и т.д.). для этого можно рекомендовать следующие игры.

«Кто в домике живет» Воспитатель готовит несколько коробок с отверстиями. Кладет в них предметы разного качества жесткие, мягкие, гладкие, колючие и т.д.). Дети ощупывая предметы или игрушку выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от посещения того или иного домика.

«Вкусно-невкусно» Воспитатель предлагает закрыть глаза и мимикой выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов.

«Как много запахов вокруг» также как и предыдущее задание, только определение запахов.

Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирование основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

«Кошка и котята» Суть игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой» (мяуканье, охота за мышкой, выгибание спинки и т.д.).

«Передай движениями» Содержательную основу игры составляют отрывки произведений К. Чуковского. Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.

В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами;

Обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.).

Словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень

злой, совсем нестрашный, очень печальный и т.д.).

Учить подбирать синонимы: радостный - веселый, грустный -

печальный.

Находить слова конкретизирующие эмоциональные состояния: злой

неприятный, грубый, сердитый. Веселый - довольный, смеющийся. Понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и т.д.

Учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения (переход) в настроении, а также раскрыть детям смысл таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т.п.

Можно сделать с детьми «Книгу настроений». На четных страницах символически изображено различное настроение, а на нечетной - отражаются жизненные ситуации, эпизоды из сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений.

2. Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.

Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них.

«Сурдопереводчики» Воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с нескольких сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.

«Живые картинки» Для проведения этой игры желательно оформить занавес и возвышение типа театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «живых картинок», а именно продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.п. По мере необходимого оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается тогда, когда ребенок полностью готов к показу. Зрители пытаются отгадать названия «живых картинок».

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, определять причины того или иного настроения. Развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять со-чувствие, со-радование, со-действие.

В реализации этих задач большую помощь оказывает пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место отводится беседам, играм.

«Поговорим о настроении» Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке т.п. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму.

В дальнейшем рекомендуется подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми и др. Мрачное настроение часто делает все окружающее безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой дает возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг.

В ходе совместной деятельности продолжается обогащение словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и т.д.). При этом важно побуждать детей не только называть эмоциональное состояние, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом.


Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.

Продолжать учить детей понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Гадкий утенок и т.). Для этого необходимо познакомить детей с произведениями, содержащими такие собирательные образы.

Рекомендуется проводить беседы, вечера - развлечения..

«Путешествие в страну знакомых героев» Воспитатель заранее готовит силуэтные изображения Царевны-Несмеяна, Гадкого утенка, Рассеянного с улицы Бассейной и т.п. Предлагает отправиться в страну, где их ждет встреча с интересными героями. Просит детей ответить почему так звали Царевну, можно ли кого-нибудь еще назвать таким именем. Предлагает подобрать слова, характеризующие людей, похожих на Царевну. В случае затруднения называет сама (плаксивый, капризный, невеселый). Можно организовать игру «Рассмеши Несмеяну» (дети показывают комические этюды). Затем появляется гадкий утенок. Дети вспоминают из какой он сказки. Воспитатель предлагает назвать других сказочных героев, которые тоже сначала были внешне непривлекательными (Золушка, Крошечка-Хаврошечка, и др.). Подобрать слова характеризующие их (скромные, незаметные). Демонстрируется превращение Гадкого утенка в прекрасного лебедя. Далее появляется следующий герой. В заключении воспитатель побуждает детей к воспроизведению характерных особенностей героев движениями (мальчики изображают Рассеянного, а девочки Царевну-Несмеяну).

Вывод.

Итак, можно сделать вывод, что развивая эмоции у детей у них появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся понимать и чувствовать себя и других. Дети, становятся более коммуникабельны, раскрепощены в своих высказываниях, могут рассказать о своем настроении и ощущениях. Умеют находить выход из трудных ситуаций. Они овладевают мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Умеют передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа. Пополняют свой «эмоциональный» словарь. Полученные умения и навыки дети используют в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх.

Мною постепенно создается и пополняется развивающая среда по данной теме.

Нужно помнить, что дети чувствуют кто их любит и действительно редко ошибаются.

Благоприятный психологический климат вокруг ребенка поможет ему как цветку вырасти, благоухать и радовать окружающих.

13

Список литературы.




  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

  2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 1, 2003г.

  3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 5, 2004г.

  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1 — М., 1986.

  5. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника», Москва, «Просвещение», 1985г.

  6. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  7. Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997.

  8. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников», Москва, «Аркти», 2001г.

  9. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1993.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.

  11. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглое. - М., 1990.

  12. Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы конференции. /Сост. Т. Тулва. — Таллинн, 1982.

  13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

  14. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.