«Эмоциональное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения»
В данной статье были рассмотрены вопросы, которые посвящены эмоциональному развитию младших школьников. Особое внимание в исследовании было уделено роли уроков литературного чтения младшего школьника в их эмоциональном развитии.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в школе уделяется значительное внимание общему развитию, развитию интеллекта и познавательной сферы обучающихся, в то время как развитие эмоциональной сферы отодвигается на задний план ввиду недостаточной разработанности научно – методического обеспечения.
Традиционное образование младших школьников рассматривает эмоциональные переживания детей в основном как психологический резерв личности в усвоении информационного поля, не становясь при этом содержанием обучения. При изучении различных предметов в младшей школе, цель развития эмоциональной сферы ребенка реализуется эпизодически для решения отдельных интеллектуальных задач: на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Целью работы является изучение художественной литературы как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объектом данной работы является процесс эмоционального развития младших школьников.
Предметом исследования является художественная литература как средство эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить понятие эмоционального развития младших школьников в психолого-педагогической науке.
2. Рассмотреть методы эмоционального развития младших школьников на уроке литературного чтения.
3. Описать педагогический опыт использования художественной литературы как средства эмоционального развития младших школьников на уроке литературного чтения.
Эмоциональная сфера – важная, неотъемлемая составляющая нашей жизнедеятельности. В период детства формируется основа, фундамент эмоциональной сферы. Особо следует отметить развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, поскольку этот период характеризуется переживаниями, связанными с кризисом 7 лет, адаптацией к новому виду деятельности и школьной жизни, сепарацией от родителей.
ФГОС НОО предусматривает развитие данного компонента в разделе «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»: «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»
Эмоции – главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленный на удовлетворение актуальных потребностей. Они способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности, в том числе влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, память, воображение, мышление.
Как отмечают Е. В. Царева и М. А. Цыганова, младший школьный возраст является с одной стороны периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, с другой стороны меняет эмоциональную сферу обучающегося из-за расширения содержания деятельности и увеличения количества эмоциогенных объектов. В отличие от дошкольника младший школьник учится «подавлять нервным усилием нежелательные эмоциональные реакции»
В своей работе И. П. Ильин определяет ряд особенностей эмоциональной сферы учеников начальной школы:
–легкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
–непосредственность и откровенность выражения своих переживаний (радость, страх, печаль и др.);
– готовность к аффекту страха, которая объясняется возрастными особенностями младшего школьника. В процессе учебной деятельности, ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей и неудач, неуверенности в своих силах;
–частая смена настроений на фоне общей жизнерадостности, склонность к кратковременным и бурным эффектам;
–существенное влияние оказывают не только игры и общение со сверстниками, но и успешность в учебе, а также ее оценка одноклассниками и педагогом;
– свои и чужие эмоции слабо осознаются и понимаются детьми, мимика других часто воспринимается неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников (еще не развита эмпатия). Исключения составляют базовые эмоции страха и радости, т.к дети в этом возрасте могут их уже выразить вербально
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что эмоциональное развитие это процесс, в ходе которого ребёнок учится управлять своими эмоциями. К основным особенностям эмоционального развития в младшем школьном возрасте можно отнести следующее: легкая отзывчивость эмоциями; Откровенность выражения в своих переживаниях (страх ,радость ,печаль); готовность к аффекту страха; частая смена настроений; неадекватная ответная реакция; появление эмоциональной зрелости.
Наибольший потенциал в плане эмоционального развития младшего школьника, на наш взгляд, имеет урок литературного чтения.
Данным вопросом занимались такие исследователи, как Л.Д. Мали, А.Н. Саржанова, В.Н Граблева, Л. Н Романенко, Л. В Ясинских, Л. И Беленькая, О.В. Кубасова, А. А. Мелик-Пашаев, М. Ю. Рудковская.
Эмоциональное развитие младшего школьника на уроке литературного чтения можно осуществлять с помощью различных методов и приёмов, таких, как: «творческое введение» в тему: фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, афоризмы, проблемный вопрос, творческая разминка, творческая головоломка, прием ассоциации.
Эмоциональное развитие учеников младших классов происходит на основе общения с литературными произведениями. Одной из главных задач литературного произведения является способность активизировать читательское воображение, создать условия для представления событий, характеров, литературных образов, помочь активизации эмоционального отклика в душе, мыслях и чувствах [14;209].
Искусство слова стимулирует читателя пережить вместе с героями ситуацию, испытывать те же чувства и эмоции: печаль, радость, страх, сомнения.
Важным компонентом эмоционального развития является ориентирование на идеал нравственности. Учащийся настроен к поиску образца для подражания, который воспринимает, в первую очередь, эмоционально.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены основные методы и приемы эмоционального развития ребенка на уроке литературного чтения: применение на уроках словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, выразительное чтение), создающих эмоциональный настрой на уроке и побуждающих детей к эмоциональному восприятию литературных произведений; метод творческого чтения; создание игровых ситуаций на уроке, включающих разнообразные творческие задания. Кроме того, для создания благоприятной атмосферы для эмоциональногоразвития на уроке литературного чтения важно: создание благоприятного климата на уроках и использование учителем метода эмоционального воздействия; активная деятельность учащихся на уроках, опирающаяся на жизненный опыт ребенка; использование на уроках наглядных средств обучения (картин, иллюстраций), музыкальных произведений известных композиторов и народного музыкального творчества.
В ходе изучения педагогического опыта нами были рассмотрены разработки учителей начальной школы В.А. Кравчук, В.М. Ворониной.
Данные уроки литературного чтения направлены на эмоциональное развитие младших школьников в процессе пересказа и осмысления художественных произведений.
Изучение педагогического опыта выявило, что наиболее часто используемые методы и приемы эмоционального развития младшего школьника на уроке литературного чтения в начальной школе – это разного рода творческие методы, которые позволяют школьнику напрямую включиться в процесс восприятия художественного произведения и более глубоко прочувствовать эмоциональное состояние персонажей. Так, например, работа с иллюстративным материалом позволяет более наглядно представить эмоции героев и т.д.
Стоит отметить, что процесс эмоционального развития младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление, эмоциональную сферу ребенка. Включение детей в литературную творческую деятельность – основной путь их эмоционального развития.
Следует отметить, что дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.
При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста педагогами используются следующие приемы «творческого введения» в тему: фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, афоризмы, проблемный вопрос, творческая разминка, творческая головоломка, прием ассоциации.