СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание педагогов: проблема и пути ее решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современная система образования находится в состоянии постоянного реформирования. Каждое новое поколение федеральных образовательных стандартов предъявляет все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, что является дополнительным источником напряженности в деятельности педагогов всех уровней.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагогов: проблема и пути ее решения»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»



















ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ: ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ









Автор-составитель:

Воротынцева Д.А.























Белгород

2022 г.


СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вашему вниманию выступление на тему «Эмоциональное выгорание педагогов: проблема и пути ее решения».

СЛАЙД 2

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современная система образования находится в состоянии постоянного реформирования. Каждое новое поколение федеральных образовательных стандартов предъявляет все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, что является дополнительным источником напряженности в деятельности педагогов всех уровней.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, освоение нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания.

Увеличивается не только нагрузка на педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и проверками.

          Действие многочисленных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости.

Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.

Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

СЛАЙД 3

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. 

Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по 
долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души.

Важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:

  • Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя и воспитателя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.

  • Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.

  • Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно.

СЛАЙД 4

Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Наиболее популярной и простой является пятиступенчатая модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких.

Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.

На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.

Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов.

На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.

На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания.

Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

СЛАЙД 5

Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит давать себе отдохнуть и расслабиться после работы или по выходным, заняться любимым делом, сменить обстановку. Важно не связывать результаты работы со своей значимостью как человека.

Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:

  1. Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.

СЛАЙД 6

  1. Не берите дополнительный функционал и поручения. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам.

СЛАЙД 7

  1. Отдыхайте, полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно.

СЛАЙД 8

  1. Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.

СЛАЙД 9

  1. Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Сходите в парк после работы, на выходных съездите с семьей на дачу или устройте пикник (если погода позволяет).













СЛАЙД 10



На последнем пятом этапе эмоционального выгорания сложно, а иногда невозможно вернуться к прежнему эмоциональному и физическому состоянию. Обычно в этом случае требуется помощь психолога или даже смена профессии. Поэтому самое важное — не запускать данное состояние, вовремя отслеживать изменения настроения, более внимательно относится к себе. Заметив негативные перемены и неудовлетворенности своими обязанностями, пытайтесь использовать один или несколько предложенных советов.

Берегите себя и выстраивайте комфортный режим труда.



СЛАЙД 11

И хотелось бы сказать несколько слов о сложившейся в настоящее время обстановке. Все мы с вами читаем новости и знаем о том, что сейчас происходит. Вместе с новостями и переменами в жизни к нам приходит тревога, страх, грусть, растерянность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Даже если мы с вами взрослые, образованные люди, понимающие, что происходит, для чего происходит и чем вероятнее всего закончится, эти эмоции возникают у каждого в том или ином сочетании.

СЛАЙД 12

Эти эмоции – нормальная реакция нашей психики на события, которые могут угрожать безопасности организма. Так устроен наш организм, так устроена наша психика, - они пытаются уберечь нас от возможной опасности. И страх, тревога, растерянность и т.д. – можно сказать, тревожные звоночки, которые предупреждают вас о том, что где-то есть опасность и нужно обратить на нее внимание, чтобы поберечься, обезопасить себя.

СЛАЙД 13

Как справляться с этими эмоциями?

  1. Для начала важно понять, что глобально, на мировом уровне, мы с вами пока что ничего изменить не можем. Важно принять эту мысль.

  2. Зато вы способны на многое на своем персональном уровне. Ваш вклад начинается с мира в собственной душе. Если есть мир в душе, вы можете помочь и себе, и своим близким. Здесь работает правило кислородной маски в самолете – сначала надеваете маску на себя, а потом уже на того, кто рядом.

  3. Если вы чувствуете тревогу, или страх, сосредоточьтесь на дыхании, как бы банально это ни звучало. Дыхание – это очень важный процесс в организме, от него зависит очень многое. И это касается не только снабжения органов и тканей кислородом, но и регуляции психического состояния. Делайте глубокие вдохи и выдохи хотя бы в течение пяти минут.

  4. Попробуйте вспомнить событие, которое вас вдохновляет и радует. Представляйте его как можно чаще. Может быть, это счастливое событие, любимое место или стихотворение?

  5. Сосредоточьтесь на том, что вы делаете каждый день, составьте список покупок или дел на завтра. Наша психика устроена так, что рутинные, повседневные дела ее успокаивают и дают понять, что все в нашей жизни находится на своих местах, даже если в мире происходят перемены.

Если вы понимаете, что самостоятельно справиться с переживаниями вам трудно, в любой момент вы можете обратиться к нашим психологам за помощью и поддержкой.

На столе вашему вниманию представлены небольшие памятки о том, как защитить себя от эмоционального выгорания и тревоги в текущей ситуации. По окончании нашего мероприятия желающие могут взять такие памятки себе. Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их сейчас или в личном порядке.


СЛАЙД 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!