МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ТРЕНИНГ
для педагогов и специалистов
«Я-ПЕДАГОГ»
Подготовил: Пономарева Е.С., педагог-психолог
Дата проведения: 23.03.2023г.
Цель: создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
Задачи:
Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность.
Способствовать самодиагностике и самораскрытию.
Участники психологического тренинга: педагоги и специалисты МБДОУ.
ХОД ТРЕНИНГА.
Представление педагога-психолога. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
Когда-то очень давно, а у некоторых это было недавно мы с вами (такими разными) выбрали одну и туже профессию: воспитатель детского сада. Кто-то пришел в детский сад обдуманно, кто-то попал по воле судьбы. Но коль мы с вами сегодня здесь, хочется верить, что выбранная профессия, была дана нам свыще. Люди посторонние здесь долго не задерживаются, ищут работу получше (это их право). И в детском саду остаются самые преданные этой профессии люди: профессионалы с большой буквы. Так, кто же такой воспитатель?
Мы живем среди людей, общение для нас необходимо как воздух. Мы даже не осознаем, что учимся общению всю жизнь. Чаще всего этот опыт приходит методом проб и ошибок. Общаясь, получаем не только какую-то информацию, мы узнаем людей, оцениваем их, а через них оцениваем и лучше понимаем себя. Где бы мы ни были, мы общаемся: общаемся на работе, в своем коллективе.
1. Упражнение. «Не хочу хвастаться, но я ….»
Педагоги, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, начинающуюся со слов «Не хочу хвастаться, но я ...» (хорошо рисую, красиво пою и т.д.).
2. Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами. (приложение1)
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
3. Упражнение «Без маски»
Психолог. Говорят: «Жизнь – театр, а все мы в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить ее и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы (приложение2).
Участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения.
Психолог. Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом. Путь к профессиональному росту, самосовершенствованию педагога лежит через познание себя.
Выводы:
Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других.
Коллектив – одна семья, единое целое.
Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия ее каждым лицом.
4. Тест опытного воспитателя.
Психолог. Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада – это …
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это …
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит …
А. Что посеешь – то пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит …
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет.
В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит …
А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься.
В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это …
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Если у Вас преобладают ответы:
типа А – то Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество работы Вас в качестве наставника над молодыми специалистами заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с ними, то есть способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, «поучающего» стиля взаимодействия. Постарайтесь быть более демократичными.
типа Б - то у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функции педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, то есть способы оказать психологическую поддержку и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократичного и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция по ориентировке в сложных педагогических ситуациях.
типа В – то для Вас характерно, что приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника над молодыми специалистами заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения наиболее оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представления о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
5. Упражнение «Личность педагога»
Психолог: Я предлагаю разделиться на 3 (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога (приложение 4). Следующие подгруппы отвечает на вопросы:
• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
• Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
ВЫВОД: Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений-все эти характеристики в полной мере относятся к педагогу. И самое главное, педагог должен любить детей. Без доброты, терпения и оптимизма у воспитателя ничего не получится. Педагог должен обладать абсолютно здоровой психикой. Потому что, даже к самому трудному ребенку, нужно найти свой подход, ключик.
6. РЕФЛЕКСИЯ
Педагоги продолжают предложение-:
-Главная мысль нашей встречи-….
Настроение нашей встречи-…
Итог нашей встречи-…
Приложение1
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии… |
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию… |
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы… |
Откровенно говоря, когда я волнуюсь |
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…. |
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или старший воспитатель… |
Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие… |
Откровенно говоря, когда работа с детьми… |
Откровенно говоря, моя работа… |
Откровенно говоря, когда я думаю о работе… |
Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим… |
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка… |
Откровенно говоря, после рабочего дня… |
Откровенно говоря, когда я пишу календарный план… |
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю… |
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу… |
Откровенно говоря, неприятности на работе… |
Откровенно говоря, успехи на работе… |
Приложение2
Я хочу научиться лучше... |
Я выхожу из себя, когда… |
Мне особенно приятно, когда меня... |
Я могу быть ветерком, потому что… |
По-настоящему мне хочется... |
Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это... |
Я словно птичка, потом что… |
Что мне больше всего нравится в себе, то это... |
Мне очень трудно забыть..., но я... |
Я никогда не забуду день, когда… |
Мне нравится, когда окружающие… |
Больше всего я люблю (умею)... |
Мне бывает стыдно, когда я…. |
Я чувствую себя неловко, когда… |
Мне хорошо, когда…. |
Особенно меня раздражает, что я… |
Я не очень хорошо умею… |
Мне лучше помолчать, когда нахожусь… |
В незнакомом обществе, я как правило, чувствую себя… |
Однажды меня очень напугало то… |
Я превращаюсь в тигра, когда… |
Я словно муравей, когда… |
Приложение3
Тест опытного воспитателя
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада – это …
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это …
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит …
А. Что посеешь – то пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит …
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет.
В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит …
А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься.
В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это …
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Приложение4
Я-ПЕДАГОГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Психологический тренинг «Я-ПЕДАГОГ»
Подготовил: Пономарева Елена Сергеевна, педагог-психолог
Дата проведения: 23.03.2023г.
Лист регистрации
№ п/п | Ф.И.О. | Роспись |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
16 | | |
17 | | |
18 | | |
19 | | |
20 | | |
21 | | |
22 | | |