Выступление педагога-психолога на августовской конференции 2024г.
Тема: «Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи».
Слайд 1. - Название темы, автор.
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию выступление по теме: «Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, их профилактика и оказание помощи». В своем выступлении я хотела бы поделиться опытом работы нашего центра.
Слайд 2. - В настоящее время синдром эмоционального выгорания встречается всё чаще, особенно среди педагогов. С повышением требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога, увеличивается нагрузка, меняется привычный режим и темп деятельности. Такие изменения содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения педагога.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует терпения и особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа людьми, а особенно с детьми, требует особых усилий и со временем вызывает эмоциональное перенапряжение.
Профессия педагога является еще более сложной, в связи с тем, что он в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, коллегами, родственниками. Большая часть рабочего времени педагога проходит в эмоциональном напряжении и требует постоянной концентрации внимания, высокой ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.
Слайд 3. - Профессия педагога сопряжена со многими ситуациями, вызывающими стресс. Многие педагоги склонны скрывать стрессовые переживания, как от себя, так и от окружающих, что приводит к синдрому эмоционального выгорания.
Слайд 4 – Немного истории. Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Слайд 5 – Что же такое - Синдром эмоционального выгорания?
- это состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающееся в результате хронического неразрешимого стресса на рабочем месте и появляющееся в профессиях социальной сферы (Г. Селье). Приводит к снижению психической, эмоциональной и физической энергии, личной неэффективности и некомпетентности, а также циничной позиции.
Слайд 6 – Синдром эмоционального выгорания.
- выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (В.В. Бойко).
Слайд 7 – В чем же отличие профессиональной деформации от эмоционального выгорания?
Профессиональная деформация – это нарушение целостности личности, её неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.
Профессиональная деформация, в отличие от СЭВ, проявляется во «внедрении» профессиональной позиции и опыта в личную жизнь специалиста.
ПД: Я-профессиональное → Я-личностное.
СЭВ: Я-личностное → Я-профессональное.
Слайд 8 – Симптомы эмоционального выгорания бывают: психофизические, социально – психологические, поведенческие.
Психофизические
Хроническая усталость;
Истощение;
Астенизация (снижение работоспособности, функций внимания, памяти, мышления);
Нарушения работы ЖКТ;
Нарушения аппетита
Нейродермиты
и т.д.
Слайд 9 – Симптомы эмоционального выгорания.
2. Социально – психологические
Снижение уровня мотивации;
Упаднические настроения, преобладание отрицательных эмоций (пессимизм, апатия, депрессия, гнев, тревожность, чувства безразличия, безнадежности и бессмысленности, повышенное чувство ответственности за своих воспитанников, коллег и т.д.);
Пессимистический взгляд на будущее;
Циничность, жесткость, эмоциональная холодность, заострение черт личности и т.п.;
Негативное отношение к воспитанникам, их родителям, коллегам и работе в целом.
Слайд 10 – Симптомы эмоционального выгорания.
3. Поведенческие
Рано приходит на работу и поздно уходит;
Тяжелее выполнять трудовые обязанности;
Поздно приходит и рано уходит с работы;
Берет работу на дом;
Избегает принимать решения;
Злоупотребление ПАВ;
Ригидность в работе.
Слайд 10 – Причины синдрома эмоционального выгорания разделяют на: Внешние и Внутренние.
Внешние
Высокая нагрузка;
Недостаточное моральное и материальное вознаграждение;
Невозможность контролировать ситуацию;
Несправедливость;
Плохие условия труда;
Отсутствие значимости труда;
Работа с тяжелым контингентом.
Внутренние.
Низкая самооценка;
Высокий уровень невротизации и тревожности.
Большую роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому человеку.
Внешние.
Высокая нагрузка;
Недостаточное моральное и материальное вознаграждение;
Невозможность контролировать ситуацию;
Несправедливость;
Плохие условия труда;
Отсутствие значимости труда;
Работа с тяжелым контингентом.
Внутренние.
Низкая самооценка;
Высокий уровень невротизации и тревожности.
Слайд 11 – Работая в центре помощи детям с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания, я рекомендую педагогам:
Культивировать интересы и увлечения, не связанные с профессиональной деятельностью;
Вносить разнообразие в профессиональную деятельность (посещать семинары, мастер-классы и т.п.);
Поддерживать здоровье (соблюдение режимов сна – бодрствования, питания);
Поддержка удовлетворяющей социальной жизни (друзья разнообразных профессий);
Стремиться к тому, что действительно хочется;
Слайд 12 – Работая в центре помощи детям с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания, я рекомендую педагогам:
Слайд 13 – Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Увлечения, хобби;
Психологическая санация: способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; принятие собственного опыта, как профессионального, так и личного;
Оставлять работу на работе: не обсуждать с близкими проблемы воспитанников и их родителей;
Повышение профессиональной компетентности.
Слайд 14 – Также во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:
- фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
- запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока);
прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
- глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).
Слайд 15 – В своей работе я использую методы:
- «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
Слайд 16 – методы:
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы;
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).
Слайд 17 – Работа педагога - психолога по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Слайд 18 – В своей работе я использую основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:
- психологическая поддержка;
- психологическая коррекция.
Слайд 19 – Основные формы работы, которые я использую для профилактики эмоционального выгорания:
- групповые (практические занятия, психологические игры, семинары, сеансы релаксации и др.);
- индивидуальные консультации.
Слайд 20 – Основные методы профилактики профессионального выгорания сотрудников, которые я использую в своей работе:
- психологическая диагностика;
- психологические беседы;
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование.
Слайд 21 – Этапы реализации работы, которые я использую в работе:
- просветительский;
- аналитико-диагностический;
- коррекционно-профилактический;
- консультационный.
Слайд 22 – Вот некоторые мероприятия, проводимые мной для профилактики СЭВ.
Групповая консультация «Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма».
Слайд 23 – Индивидуальная консультация «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья».
Слайд 24 – Семинар «Сохранение психологического здоровья педагога».
Слайд 25 – Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагогов».
Слайд 26 – В своей работе я применяю методику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания».
Слайд 27 – В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Слайд 28 – Также, использую рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния педагогов.
Слайд 29 – Тренинг «Как справиться с напряжением и восстановить ресурсы».
Слайд 30 – Новогодний тренинг «Ёлка пожеланий», подведение итогов уходящего года, постановка целей и задач на следующий год.
Слайд 31 – Семинар-практикум «Способы саморегуляции».
Слайд 32 – Занятие с элементами тренинга «Всё в твоих руках».
Слайд 33 – «Вместе мы – сила»
Слайд 34 – Берегите себя!
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" Ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению
Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Спасибо за внимание.