Развитие социально-эмоционального интеллекта подростков через внеурочную деятельность
- Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время.
- Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми.
- Школа берет на себя ответственность и за интеллектуальное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга.
- Успешность учеников зависит от микроклимата и их эмоционального окружения. Разный уровень успешности и различия учеников могут привести к агрессии в классе. Это повлияет на успеваемость и мотивацию школьников. Чтобы предотвратить разобщение детей, современный классный руководитель обязательно проводит работу на командообразование.
- В чем разница между командой и коллективом
- Коллектив. Коллективом может быть любая группа со своими правилами и традициями. Члены коллектива обычно связаны личными отношениями и общими задачами. Но у коллектива не всегда есть общая цель. Каждый член коллектива может действовать в своих интересах. Например, в коллективе обычно нет взаимовыручки, потому что одноклассники не понимают, для чего помогать другим.
- Команда. Команда – группа, которую отличает общая цель. Команда действует слаженно, члены команды редко конфликтуют между собой. В команде есть положительный лидер, который координирует эффективную работу класса. Участники команды взаимно дополняют и заменяют друг друга. Команда может возникнуть ситуативно, а может существовать постоянно.
Представление в парах. «Классный альбом»
Эмоциональная осведомленность – это осознание и понимание своих эмоций, постоянное пополнение собственного словаря эмоций.
Развита у наших детей недостаточно!
Выскажите свое мнение, ответив на вопросы с помощью Ментиметра.
Кто же влияет на то, что происходит в классном коллективе? Конечно же личность, каждый отдельно взятый человек влияет на атмосферу класса.
Каждому кажется, что он судит и о себе, и о других правильно, объективно, что он относится к другим людям так, как они того заслуживают.
Вот вам человек, незнакомый. Что вы думаете о нем? Охарактеризуйте его, опишите, какой он? С помощью Ментиметра.
Гениальный математик Григорий Перельман потряс научный мир, доказав гипотезу Пуанкаре – одну из сложнейших загадок тысячелетия.
Соглашение о взаимоотношениях – инструмент для воспитания и самовоспитания подростков.
3 основы планирования работы:
- Инициировать соглашения ребята должны сами.
- Каждый ученик должен ощутить свою причастность к составлению соглашения и иметь возможность выразить свое мнение.
«4 угла»
1) Просмотр видеофрагмента.
При просмотре обращайте внимание на отношения в классе и поступок мальчика. Знает ли он, чего хочет? Знает ли он своего друга? Могут ли им манипулировать?
2) Выберите одну из возможных позиций по отношению к поступку мальчика.
Обсудите в группе, почему вы придерживаетесь данной точки зрения. Приготовьте анализ своей позиции с помощью кластера. Выберите представителя от команды, чтобы озвучить вашу точку зрения.
3) Остальные 3 команды задают вопросы
отвечающей команде.
4) Изменилась ли чья-нибудь точка зрения
После детального рассмотрения проблемы?
Игра «Знаешь ли ты себя»
Запишите на листке 3 своих положительных и 3 отрицательных качества. У кого есть желание выйти ко мне и поделиться со всеми.
-Ребята, как вы думаете, какие качества написал….
Мы наглядно увидели самооценку человека и оценку его окружающими. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности.
Игра «Карусель»
Встанем в круг, найдем себе пару и встанем в паре лицом друг к другу. Мы образовали 2 круга. По моей команде начинаем двигаться в разные стороны и по команде останавливаемся. Посмотрите в глаза человеку, скажите: «Мне в тебе нравится…» Сначала говорят ребята из внутреннего круга, потом из внешнего. За самые приятные слова подарите ленточку-оберег, которую можно будет повязать на руку.
Ресурсное картирование «Моя Вселенная»
Попросить ребёнка (подростка) нарисовать солнце, внутри солнца написать, как его называют родители(друзья, учителя, сам)
Лучики – его качества,
Планеты – люди, которые его окружают,
Звёзды - события в его жизни,
Тайфун, туман, молния – трудности, с которыми он сталкивается
Доказано учеными, что программы эмоциональной грамотности улучшают оценки детей за успехи в учебе и характеристики их поведения в школе. Обучение эмоциональной грамотности помогает детям лучше исполнять их роли в жизни, благодаря тому, что они становятся лучшими друзьями, учениками, сыновьями и дочерьми, а в будущем, скорее всего, станут лучшими работниками, родителями и гражданами.