СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ. Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕН.03. Экология: методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей очной формы обучения / сост. Е. Н. Сунцова; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК ТИУ, 2021. – 27 с. – Текст: непосредственный.

Просмотр содержимого документа
«ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ. Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Многопрофильный колледж


Политехническое отделение








ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ



Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, очной формы обучения



Составитель: Е.Н. Сунцова

преподаватель первой квалификационной категории












Тюмень

ТИУ

2021

ЕН.03. Экология: методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы для обучающихся специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей очной формы обучения / сост. Е. Н. Сунцова; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК ТИУ, 2021. – 27 с. – Текст: непосредственный.

Ответственный редактор: Е.В.Черемисина, председатель ЦК ООГСЭиОПД


Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию
на заседании ООГСЭиОПД

«26» ноября 2021 года, протокол № 4







Аннотация


Методические указания по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ЕН.03. Экология для обучающихся по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Методические указания состоят из пояснительной записки, основных теоретических положений рассматриваемой темы, примеров решения задач и задач в соответствии с программой учебной дисциплины и списком рекомендуемой литературы.

Данные методические указания окажут помощь преподавателям в организации практических занятий, а также могут использоваться обучающимся при повторении изученного материала и подготовке к зачету.


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Раздел 1. Теоретическая экология

7

Тема 1.1. Общая экология

7

Практическое занятие №1: работа с учебником по составлению таблицы «Абиотические и биотические факторы среды»

10

Раздел 2. Промышленная экология

10

Тема 2.1 Техногенное воздействие на окружающую среду

10

Практические занятия №2 работа с учебником по составлению таблиц: Источники загрязнения окружающей среды, Характеристика основных загрязнений окружающей среды

13

Тема 2.2 Охрана воздушной среды Принципы охраны водной среды

14

Самостоятельная работа обучающихся № 1: подготовить рефераты на темы Способы ликвидации отходов; Крупнейшие техногенные аварии 20в начала 21 в. (с использованием интернет ресурсов)

14

Тема 2.3 Твердые отходы

15

Тема 2.4 Экологический менеджмент

15

Самостоятельная работа обучающихся № 2 подготовка рефератов о редких видах растений и животных, занесенных в Красные книги.

15

Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды

16

Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования

16

Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация

19

Практические занятия № 3 Анализ экологических паспортов предприятий.

19

Раздел 4. Международное сотрудничество

20

Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу

20

Самостоятельная работа обучающегося № 3 Подготовить рефераты об охраняемых природных территориях России.

23

Список рекомендуемой литературы

24


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данные методические указания предназначены для подготовки обучающихся по специальности среднего профессионального образования 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Целью методических указаний является помощь обучающимся в приобретении практических навыков в Экологии

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

  • Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • Условия устойчивого состояния экосистем;

  • Принципы и методы рационального природопользования;

  • Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

  • Методы экологического регулирования;

  • Организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие клиентами;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;

ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей;

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации;

ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией;

ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей;

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации;

ПК 2.3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии;

ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей;

ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации;

ПК 3.3. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией;

ПК 4.1. Выявлять дефекты автомобильных кузовов;

ПК 4.2. Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов;

ПК 4.3. Проводить окраску автомобильных кузовов;

ПК 5.1. Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей;

ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

ПК 5.4. Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;

ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства;

ПК 6.2. Планировать взаимозаменяем ость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств;

ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля;

ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.


Методические указания по каждой теме практического занятия включают:

  • краткую теоретическую справку по теме;

  • цель занятия;

  • задания и требования к выполнению задания;

  • список используемой литературы.

Критерии оценки выполнения практических заданий

  1. Чёткость и грамотность в изложении материала

  2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

  3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопросы

Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.


Раздел 1. Теоретическая экология

Тема1.1. Общая экология.

Количество часов: 2 часа.

Цель: Изучить основные понятия общей экологии.

Основные теоретические положения


Экология (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen»). Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.

Объектами экологии являются преимущественно системы выше уровня организмов, т. е. изучение организации и функционирования над организменных систем: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы в целом. Другими словами, главным объектом изучения в экологии являются экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.

Основные понятия экологии.

Основным понятием и основой таксономической единицей в экологии является «экосистема». Этот термин введен в употребление А. Тенсли в 1935 г., т.е. более полувека спустя после выделения экологии как отрасли научных знаний (1866).

Под экосистемой понимается любая система, состоящая из живых существ и среды их обитания, объединенных в единое функциональное целое.

Близкий по содержанию смысл вкладывается в термин «биогеоценоз», введенный в литературу академиком В. Н. Сукачевым несколько позднее, чем «экосистема» - в 1942 г.

Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока.

Первый из них состоит из взаимосвязанных организмов разных видов и носит название «биоценоз» (термин введен немецким зоологом К. Мебиусом в 1877 г.).

Второй блок составляет среда обитания, которую в данном случае называют «биотоп» или «экотоп».

Каждый биоценоз состоит из множества видов, но виды входят в него не отдельными особями, а популяциями или их частями. Популяция – это относительно обособленная часть вида (состоит из особей одного вида), занимающая определенное пространство и способная к саморегулированию и поддерживанию оптимальной численности особей. Каждый вид в пределах занимаемой территории (ареала), таким образом, распадается на популяции.

Размеры их различны. В таком случае можно сказать, что биоценоз – это сумма взаимосвязанных между собой и с условиями среды популяций разных видов.

В экологии часто пользуются также термином «сообщество».

Содержание этого термина неоднозначно. Под ним понимается и совокупность взаимосвязанных организмов разных видов (синоним биоценоза), и аналогичная совокупность только растительных (фитоценоз, растительное сообщество), животных (зооценоз) организмов или микробного населения (микробоценоз).

Основные задачи дисциплины экология:

1. Объективная оценка состояния природных ресурсов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т.д.

2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами, с другой. Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем.


Негативное воздействие человека на природные экосистемы может проявляться следующим образом.

1. Уничтожение отдельных членов экосистемы, что может лишить других ее членов возможностей существования. Уничтожение насекомых приводит к тому, что неко­торые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших количествах гибнут пчелы от отравления средствами защиты растений, падают урожаи фруктов, зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными последствиями можно назвать и непродуманное введение в экосистему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Например, новые чле­ны экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте, иногда чрезвычайно размножаются. Так случилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроли­ками в Австралии.

2. Загрязнение природы вредными и токсичными веществами. Ядовитые и вредные вещества, например, неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, ра­диоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как показывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (свинец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в отдельных звеньях пищевой цепи может происходить нарастающее накопление ядов, если они не разлагаются и не выводятся из организма (подробнее см. разд. 3.3).

3. Загрязнение теплом. Тепловые отходы от работы си­стем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, приводят к тому, что в реках повышается среднегодовая температура. Особенно опасны в этом отношении АЭС. Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, производит в час более 5-10) ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отри­цательным эффектам для водных экосистем: усиливается восприимчивость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т. е. водоем "цветет"; при повышении температуры воды животным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде понижена.

Все эти негативные воздействия человека на природные экосистемы приводят к нарушению природного равновесия, уничтожению многих видов растений и животных и к другим необратимым последствиям, которые будут рассмотрены ниже.

Экологический кризис — это напряженное состояние взаимооношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экономическим возможностям биосферы.

В более широком смысле экологический кризис понимается как фаза развития биосферы, на которой происходит качественное обновление живого вещества (вымирание одних видов и возникновение других).

Современный экологический кризис называют "кризисом редуцентов", т. е. определяющим его признаком является опасное загрязнение биосферы вследствие деятельности человека и связанное с этим нарушение природного равновесия.

Понятие "экологический кризис" впервые появилось в научной литературе в середине 1970-х гг.

Экологический кризис принято делить на две части: естественную и социальную.

Естественная часть свидетельствует о наступлении деградации, разрушении окружающей природной среды. Социальная сторона экологического кризиса заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды и оздоровить ее. Обе стороны экологического кризиса тесно взаимосвязаны. Наступление экологического кризиса может быть остановлено только при рациональной государственной политике, наличии государственных программ и отвечающих за их выполнение государственных структур, развитой экономике и осуществлении экстренных мер по экологической защите.


Практическое занятие№1. Работа с учебником по составлению таблицы «Абиотические и биотические факторы среды»

Количество часов: 2 часа.

Цель практического занятия: сформировать знания о абиотических и биотических факторов среды.

Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради заполнить таблицу по представленному образцу:

Выделить значимую информацию по следующим вопросам:

  1. Общее понятие о факторах среды;

  2. Виды факторов среды;

  3. Источники факторов среды.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Таблицы1

«Абиотические и биотические факторы среды»

Абиотические

Биотические

Антропогенные




Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Раздел 2. Промышленная экология

Тема 2.1 Техногенное воздействие на окружающую среду

Количество часов: 2 часа.


Основные теоретические положения

Признаки современного экологического кризиса:

  • опасное загрязнение биосферы;

  • истощение энергетических запасов;

  • сокращение видового разнообразия.

Опасное загрязнение биосферы связано с развитием промышленности, сельского хозяйства, развитием транспорта, урбанизацией. В биосферу поступает огромное количество токсичных и вредных выбросов хозяйственной деятельности. Особенностью этих выбросов является то, что эти соединения не включаются в естественные обменные процессы и накапливаются в биосфере. При сжигании нефти выделяется сернистый газ, который в естественные процессы обмена не включается, а накапливается в нижних слоях атмосферы, взаимодействует с водой и выпадает на землю в виде кислотных дождей.

Согласно статистике среди всех источников загрязнения на первом месте - выхлопные газы автотранспорта (до 70% всех болезней в городах вызвано ими), на втором - выбросы тепловых электростанций, на третьем — химическая промышленность . Не менее загрязнены сегодня гидросфера (прежде всего ядови­тыми стоками) и почвы (кислотными дождями и сточными водами, в том числе радиоактивными).

Загрязнения Мирового океана. Мир океан составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потреб­ляемых населением планеты в пищу. Океану, особенно его прибережной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процес­се фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого равновесия биосферы, и его охрана является одной из актуальных международных экологических задач.

Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

Наиболее распространенными веществами, загрязняю­щими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13—14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, которое имеет большой период полураспада, при содержании нефти в воде 10—15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО). Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение РАО произвели США в 80 км от побережья Калифорнии. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 г. по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с РАО.

Чернобыльская авария высветила новые факторы так называемого экологического напряжения. Даже в тех районах, в которых загрязнение территории радионуклидами не вызывает непосредственной угрозы здоровью населения, все же наблюдается более острое протекание обычных заболеваний. Это свидетельствует как о прямом влиянии малых доз облучения, так и о косвенном, через экологическое напряжение. Радиофобия у населения зараженных районов — проявление такого напряжения.

Косвенное влияние на человека оказывает дальний перенос техногенных веществ. Например, кислотные осадки, особенно в виде снега, регулярно отмечаются в Истринском районе. Такие осадки опасны для человека не столько своим прямым действием, сколько косвенным (через почву). Они ухудшают ее физико-химические свойства и нарушают питание растений, а следовательно, пагубно сказываются на здоровье животных, повышают токсическое действие других загрязнителей и т. п. Человек, являясь потребителем растительной и животной пищи, подвергается поражению веществами, загрязнившими биосферу на значительном расстоянии от места выпадения кислотных осадков.


Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. Виды загрязнения

  2. Контроль экологических параметров

  3. Контроль экологических параметров с помощью программно-аппаратных комплексов.

  4. Особые виды загрязнений

  5. Техногенное воздействие на окружающую среду

  6. Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях химической промышленности

  7. Типы загрязняющих веществ

  8. Экстремальные виды загрязнений

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Практические занятия №2 работа с учебником по составлению таблиц: Источники загрязнения окружающей среды, Характеристика основных загрязнений окружающей среды

Количество часов: 2 часа.

Цель практического занятия: сформировать знания о источниках загрязнения окружающей среды, Характеристика основных загрязнений окружающей среды

Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради заполнить таблицу по представленному образцу:

Выделить значимую информацию по следующим вопросам:

  1. Общее понятие о загрязнении;

  2. Виды загрязнений;

  3. Источники загрязнений;

  4. Последствия загрязнения;

  5. Контроль загрязнений.

Таблица 2

Источники загрязнения окружающей среды, Характеристика основных загрязнений окружающей среды

Тип загрязнения

Вид загрязнения, источник, краткая характеристика

Экологические последствия

Физическое

Шумовое - действие различных уровней звукового воздействия

Ухудшение слуха, повышение кровяного давления, образование язв, утомляемость

Физическое

Тепловое- влияние тепловых полей на водную и воздушную среду Теплотрассы, подземные газопроводы, коммуникации

Рост температуры воздуха, ухудшение климата, термокарст, наледи и др.

Физическое

Электромагнитное - высоковольтные линии электропередач, антенны радио и передающих станций, компьютеры, микроволновые печи, радиотелефоны.

Головные боли, повышенная утомляемость, чувство апатии

Физическое

Инфразвуковое - взрывы, трансформаторы, автоэстакады

Потеря зрения, ощущение усталости

Физическое

Радиоактивное

Онкологические заболевания

Химическое

Промышленные яды, ядохимикаты, бытовые химикаты

Психические расстройства, врожденные дефекты

Биологическое

Сточные воды предприятий пищевой и кожевенной промышленности, бытовые и промышленные свалки, канализационная сеть

Отравления, аллергии, инфекционные заболевания

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос

Тема 2.2 Охрана воздушной среды Принципы охраны водной среды

Количество часов: 2 час.

Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. Способы предотвращения и улавливания выбросов;

  2. Основные технологии утилизации газовых выбросов;

  3. Оборудование для обезвреживания и очистки газовых выбросов;

  4. Методы очистки промышленных сточных вод;

  5. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков;

  6. Образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Самостоятельная работа обучающихся № 1: подготовить рефераты на темы Способы ликвидации отходов; Крупнейшие техногенные аварии 20в начала 21 в. (с использованием интернет ресурсов)

Количество часов: 2 час.

Задание Опираясь на конспект лекций, интернет ресурс и изучив рекомендуемую литературу оформить реферат по предложенным темам:

  1. Рост народонаселения и продовольственная проблема;

  2. Самые грязные и экологические чистые города мира (ТОП 10).

  3. Самые грязные и экологические чистые города России (ТОП 10).

  4. Создание атомных электростанций и их угроза для человека и окружающей среды.

  5. Тепловое загрязнение водных бассейнов.

  6. Человек в биосфере: этапы взаимодействия общества с природой.

  7. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности РФ.

  8. Экологические катастрофы и их причины.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Тема 2.3 Твердые отходы

Количество часов: 2 часа.

Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

1. Основные технологии утилизации твердых отходов

2. Виды загрязнений

3. Источники загрязнений

4. Экологические последствия


Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос

Тема 2.4 Экологический менеджмент

Количество часов: 2 часа.

Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. безотходности производства

  2. Принципы размещения производств химической промышленности

  3. Экологически-безопасные производственные процессы

  4. сброса (выброса) загрязняющих веществ,

  5. безопасности для здоровья промышленно производственного персонала,

  6. Ресурсопотребление

  7. Требования, предъявляемые к сырью, в соответствии с нормативной документацией

  8. Требования, предъявляемые к полуфабрикатам продукции в соответствии с нормативной документацией.

  9. Требования, предъявляемые к готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3


Самостоятельная работа обучающихся № 2 подготовка рефератов о редких видах растений и животных, занесенных в Красные книги.

Количество часов: 2 час.

Задание Опираясь на конспект лекций, интернет ресурс и изучив рекомендуемую литературу оформить реферат по предложенным темам:

  1. Экологические проблемы современности - причины и возможные пути их решения;

  2. Экологический бумеранг (ответные реакции природы);

  3. Последствие вырубки леса;

  4. Исчезающие виды животных Приморского края (ТОП 10);

  5. Биоразнообразие как жизненный ресурс планеты.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды

Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования

Цель: Изучить основные юридические и экономические аспекты экологических основ природопользования

Количество часов: 2 часа.


Основные теоретические положения

Экологические проблемы, которые встали перед человечеством во второй половине XX в., стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объе­динение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружаю­щей природной среды.

Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 г. - Стокгольмская конференция ООН по про­блемам окружающей человека среды.

На этой же конференции по инициативе Японии и Сенегала был учрежден Всемирный день окружающей среды — 5 июня.

Во Всемирной партии природы был сформулирован ряд основополагающих принципов рационального использования природных ресурсов.

1. Биологические ресурсы используются лишь в преде­лах их природной способности к восстановлению.

2. Производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения.

3. Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются.

4. Невозобновляемые природные ресурсы однократно­го использования эксплуатируются в меру, с учетом их за­пасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функциони­рованием естественных систем.

5. Необходимо воздерживаться от деятельности, спо­собной нанести ущерб природе.

6. Должны приниматься особые меры с целью недопу­щения сброса радиоактивных и токсичных отходов.

7. Районы, пришедшие в результате деятельности че­ловека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этом районе населения.

Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Переход к устойчивому развитию согласно этому документу требует решения трех стратегических задач, которые стоят перед мировым сообществом:

  • ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения;

  • ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах;

  • предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение социальных конфликтов.

Декларация включает 27 принципов деятельности государств, которые должны обеспечить формирование устойчивого развития общества и природной среды. Главные из этих принципов следующие.

1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Международные действия должны быть направлены в первую очередь на улучшение экологической ситуации в развивающихся странах, так как именно в них обострился экологический кризис в связи с высокими темпами роста промышленного производства и структурной перестройкой экономики. Успехи развивающихся стран в сфере экономики зачастую достигаются за счет переэксплуатации природных ресурсов, что приводит к их деградации.

2. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экономического и социального состояния.

Например, в Японии - самые строгие в мире нормативы по загрязнению атмосферы, превосходящие аналогичные параметры в других странах. Японские производители могут их обеспечить за счет высокого уровня развития производства.

3. Трансграничные проблемы (сброс в открытый океан загрязняющих веществ, охрана мигрирующих видов животных и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом конкретном случае необходим консенсус, т. е. международное соглашение.

4. Государства не должны экспортировать загрязнители или создавать экологически грязные производства в более бедных странах.

Этот принцип касается многих индустриально развитых стран, которые продают отходы для захоронения в бедные страны.

Экологический паспорт предприятия

При изучении теоретической части необходимо четко усвоить, что общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые также как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. В соответствии с ГОСТ каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт.

Экологический паспорт предприятия является основным нормативно­техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Структура экологического паспорта:

  • общие сведения о предприятии;

  • краткая природно-климатическая характеристика района размещения предприятия;

  • краткая характеристика производства, сведения о продукции;

  • расход энергоресурсов по видам продукции;

  • характеристика выбросов в атмосферу;

  • характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод на предприятии;

  • характеристика отходов, образующихся на предприятии;

  • характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов;

  • рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы;

  • транспорт предприятия.

  • плата за размещение, выбросы, сбросы отходов, загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно данных разделов экологического паспорта, проанализировать содержание паспортов предприятий, их соответствие требуемой структуре.


Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. Дать определение экологическое регулирование

  2. Дать определение устойчивое развитие

  3. Экологические правонарушения

  4. Дать определение экономическое регулирование.

  5. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование.

  6. Источники экологического права.

  7. Экологические права и обязанности

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Тема 3.2. Экологическая стандартизация и паспортизация

Количество часов: 2 часа.

Задание: Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. Дать определение риски

  2. Виды государственных организаций в области мониторинга

  3. Дать определение мониторинга

  4. Дать определение экологическое регулирование

  5. Виды рисков

  6. Экологическая экспертиза.

  7. Экологическая сертификация

  8. Экологический паспорт предприятия.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Практические занятия № 3 Анализ экологических паспортов предприятий.

Цель практические занятия: сформировать умение анализа экологических паспортов предприятий.

Количество часов: 2 часа.

Задание: изучить структуру экологического паспорта предприятия.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Прочитать теоретическую часть:

  2. Выделить значимую информацию по следующим вопросам:

  • система стандартов в области охраны природы;

  • экологическая паспортизация;

  • содержание экологического паспорта;

  • требования к оформлению экологического паспорта.

  1. Составить схему разделов экологического паспорта.

  2. Изучение экологических паспортов предприятий, анализ используемого материала в содержании.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос

Раздел 4. Международное сотрудничество

Тема 4.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Цель: Изучить основные государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Количество часов: 2 часа.


Основные теоретические положения


Формами международного сотрудничества являются: международные конвенции, договоры, соглашения, учас­тие государств в деятельности межправительственных и общественных экологических организаций. Ряд международных соглашений, регулирующих отношения государств в сфере решения глобальных экологический проблем, был рассмотрен в разд. 1 настоящего учебного пособия.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН. В 1972 г. при ООН был создан ЮНЕП - специальный орган по окружающей среде. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды". ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программы "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда". ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается пробле­мами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой). ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы перераспре­деления продовольственных ресурсов.

МСОП (Международный союз охраны природы и при­родных ресурсов), учрежденный в 1984 г., включает межправительственные и общественные организации. Основной его задачей является оказание содействия в сотрудниче­стве между национальными и международными объедине­ниями, между гражданами. МСОП осуществляет реализа­цию Всемирной стратегии охраны природы (ВСОП), кото­рая провозглашается как система национальных методов управления деятельностью человека по использованию ресурсов биосферы. Основными направлениями деятельности Союза являются: издание Красных книг, организация заповедников, национальных и природных парков, экологическое просвещение.

Одной из наиболее влиятельных организаций является Римский клуб — международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимодействия с биосферой и поиск путей, которые могут вывести мир из экологического кризиса.

Самым известным международным общественным движением является "Гринпис" ("Зеленый мир"), главным направлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Большое значение для реализации обязательств по международным соглашениям имеет их финансовое обеспечение. Активную работу в этом направлении ведут многие банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Так, МБРР является исполнительным органом Фонда финансового обеспечения Монреальского протокола о поэтапном сокращении производства веществ, вызывающих разрушение озонового слоя.

В своей экологической политике Россия исходит из не­обходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоя­щего и будущего поколений. Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.

Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях: с другими странами СНГ; со странами Балтии; с восточноевропейскими странами; с индустриально развитыми государствами; с развивающимися странами.

Объекты охраны окружающей среды делятся на:

    • находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоно­вый слой, Мировой океан);

    • используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

    • используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты - реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).

Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений: Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от I загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о между-I народной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), и др.

Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.

На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам — это сотрудничество по проблемам озера Байкал; управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. За-I вершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС I установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.

Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.


Задание Опираясь на конспект лекций и изучив рекомендуемую литературу письменно в тетради ответьте на поставленные вопросы:

  1. Виды международных организаций в области охраны окружающей среды.

  2. Виды государственных организаций в области охраны окружающей среды.

  3. Дать определение охраны окружающей среды.

  4. Дать определение экологическое регулирование

  5. Дать определение устойчивое развитие

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос


Самостоятельная работа обучающегося № 3 Подготовить рефераты об охраняемых природных территориях России.

Количество часов: 2 час.

Задание Опираясь на конспект лекций, интернет ресурс и изучив рекомендуемую литературу оформить реферат по предложенным темам:

  1. Биологические ресурсы Дальнего Востока

  2. Биоразнообразие как жизненный ресурс планеты.

  3. Международное сотрудничество в области природопользования и защиты окружающей среды.

  4. Экологические организации России.

  5. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду.

  6. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду.

  7. Влияние шума на окружающую среду.

Литература: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3

Критерии оценки:

1. Чёткость и грамотность в изложении материала

2. Обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы

3. Сделаны выводы по работе, даны ответы на контрольные вопрос

Список рекомендуемой литературы


Основные источники

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник /М.В.Гальперин. – 2-е издание, испр. – Москва : ИД ФОРУМ: ИНФА- М, 2017.- 256 с. - Текст: непосредственный.

  2. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 223 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9935-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/414989 (дата обращения: 01.06.2021).

  3. Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 374 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10303-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429705 (дата обращения: 01.06.2021).

Дополнительные источники:

  1. Алёхина, Г. П. Учебно-полевая практика по экологии : учебное пособие / Г. П. Алёхина, С. В. Хардикова. — Оренбург : ОГУ, 2015. — 105 с. — ISBN 978-5-7410-1369-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/98090 (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  2. Игнатова, Г.А. Глобальная экология (курс лекций) : учебное пособие / Г.А. Игнатова. — Орел : ОрелГАУ, 2016. — 102 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106955 (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  3. Романова, О.В. Экологические основы природопользования : методические указания / О.В. Романова. — Красноярск : КрасГАУ, 2015. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/103869 (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  4. Журнал: Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии / учредитель Учреждение Российской академии наук Институт экологии Волжского бассейна РАН ; главный редактор журнала Саксонов С. В. – Самара. 1991 – . – Ежекв.—ISSN 1609-0705. - URL: http://www.ssc.smr.ru/ssc_sl.html (дата обращения: 01.06.2021).— Текст : электронный.

  5. Журнал: Строительство: наука и образование / учредитель Московский государственный строительный университет; главный редактор журнала Теличенко В. И. – Москва. 2011 – . – Ежекв. — ISSN 2305-5502. — URL: http://www.nso-journal.ru/index.php/sno (дата обращения: 01.06.2021). - Текст : электронный

  6. Журнал: Известия Иркутского государственного университета. Серия: Биология. Экология / учредитель Иркутский государственный университет; главный редактор журнала Аргучинцев А. В. – Иркутск. 2008 – . – Ежекв. — ISSN 2073-3372. — URL: http://izvestiabio.isu.ru/ru (дата обращения: 01.06.2021). - Текст : электронный.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Гарант : информационно-правовой портал : сайт. – Москва. 1990 — . — URL: https:// www.garant.ru (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

  2. КонсультантПлюс : справочная правовая система : сайт. — Москва. 1992 — . — URL: https:// /garant.ru (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

  3. Мероприятия по охране природы на стадии производства строительно-монтажных работ. - Текст : электронный // Технология строительства [сайт]. — URL: http://www.construction-technology.ru/13/meropr.php (дата обращения: 01.06.2021).

  4. РУКОНТ : национальный цифровой ресурс : межотраслевая электронная библиотека : сайт f консорциум «КОТЕКСТУМ». — Сколково. 2010 — . — URL: https://rucont.ru (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — Текст : электронный.

  5. Экологические основы природопользования: краткий курс лекций - Текст : электронный // Единое окно доступа к образовательным ресурсам: информационная система [сайт]. — URL: http://window.edu.ru/window/library (дата обращения: 01.06.2021).

  6. Юрайт : образовательная платформа : сайт. – URL: https://urait.ru/(дата обращения: 26.08.2019). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

  7. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. — Москва. 2000 — . — URL: https://etibrary.ru (дата обращения: 01.06.2021). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.










Учебное издание



ЕН.03. ЭКОЛОГИЯ


Методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы


Составитель:

СУНЦОВА Елена Николаевна



Ответственный редактор:

Е.В.Черемисина, председатель ЦК ООГСЭиОПД



В авторской редакции




Подписано в печать __________ Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л.

Тираж 30экз. Заказ № ____


Библиотечно-издательский комплекс

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Тюменский индустриальный университет».

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.


Типография библиотечно-издательского комплекса.

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.

28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!