СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эндокринная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по технологии критического мышления. В ходе урока учащиеся будут самостоятельно работать с информацией в учебнике, анализировать полученные данные, сопоставлять полученные данные о деятельности желёз внутренней секреции с имеющимися знаниями.  

Просмотр содержимого документа
«Эндокринная система»

Эндокринная система. 8 класс.

Цели:

  • Учащиеся должны:

    • усвоить понятия: «гормоны: адреналин, норадреналин, нейрогормоны, тироксин, инсулин, глюкагон; гуморальная регуляция, железы внутренней секреции,  гиперфункция и гипофункция желез, клетка – мишень»;

    • знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний.

    • уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;

    • решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.

  • Способствовать формированию здорового образа жизни.

Оборудование:

  • таблица «Железы внутренней секреции»;

  • рабочий лист « Эндокринная система человека»;

  • листы с заданиями для групповой работы;

  • таблички с надписями «Железы внутренней секреции», «Железы», «Жидкая среда организма», «Гормоны»;

  • мультимедийная презентация «Железы внутренней секреции»

Тип урока: проблемный урок.

ХОД УРОКА

I. Актуализация. Введение

– Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим изучению самого удивительного существа. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «любопытнейшим явлением».

Цитата написана на доске, первое слово закрыто: 

Человек всегда был и будет  самым любопытнейшим  явлением для человека.

В.Г.Белинский

– Подумайте, о ком идет речь? 
– Кто способен создавать восхитительные сооружения?
– Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?
– Кто способен мыслить и познавать мир? Вы  правильно догадались – Человек!
Человек вызывает, постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Так, одно из произведений Д.В.Григоровича посвящено мальчику, который мог фиксировать тело в неестественных позах и закручиваться спиралью.

Мы живём с вами в век информации, необходимо уметь правильно разбираться в ней и использовать. Сегодня на уроке мы будем работать с вами с разными источниками информации, учиться добывать самостоятельно знания.
Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах. Прочитайте примеры из жизни, которые могли бы послужить основой для литературной истории. Я раздаю на парту мыслительные листы, с которыми вы будете работать на уроке.

1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она  стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.

2 задачаУ ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления.

Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему:

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития?

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек?  

– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое?

Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов. 
Возникает вопрос: нарушение деятельности каких систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям?  К появлению  качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный).

Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения  функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие.

Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.

II. Повторение изученного материала

– Какая система органов контролирует гуморальную регуляцию организма? Как вы уже догадались тема нашего урока «Эндокринная система».

Посторите на схему и продолжите её.

- Итак, гормоны могут проникать внутрь клетки либо взаимодействовать с  рецепторами мембран клеток-мишеней.

– Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток выработки гормона.

– Итак, где возможны нарушения?

– Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да.

– Нарушения в  выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция желез.

– Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с нарушением  деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута!

– Уважаемые эксперты,  благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.

– Сформулируйте и запишите вывод.

Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.

На прошлом уроке мы уже изучали с вами деятельность некоторых желёз внутренней секреции и их воздействие на организм.

Ответьте на вопросы мыслительного листа. Задание 2.

      1. Осмыслите факт: у бегунов перед выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови. Как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы?

      2. Каково значение поджелудочной железы в организме?

      3. Как можно помочь больному сахарному диабетом и с чем связано данное заболевание?

      4. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы?

      5. Каково значение половых желёз для роста и развития организма?

– И мы продолжаем с вами изучать железы внутренней секреции, откройте тетради, продолжаем заполнять таблицу, которую начали вести на прошлом уроке.

Внимание! Для изучения новых фактов мы создадим 2  экспертные группы.

Первая группа будет изучать строение и функции гормонов гипофиза. (учебник, стр. 47-48, стр. 52) (взаимосвязь гипофиза с деятельностью гипоталамуса).

Вторая группа будет изучать строение и функции гормонов щитовидной железы. (учебник, стр. 50-52)



 

– Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в тетради.  Через 10 минут, от каждой из экспертных групп выступает  научный сотрудник с кратким аргументированным докладом.

– Время истекло, слушаем докладчика от 1 группы и заполняем в рабочих листах графы «свойства и функции гормонов». Спасибо.

– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов?

– В  результате чего нарушается деятельность желез?

– Какие факторы вызывают нарушения на генном уровне? Возможно, вы удивитесь, но к такими факторами относятся:

– различные  яды и токсины (никотин, алкоголь,  и т.д.);
– различные консерванты (их добавляют в продукты питания, в том числе в чипсы,   жевательную резинку, сухарики);
– некоторые красители (газированные напитки, конфеты и мармелад «ядовитого» цвета);
– летучие отравляющие соединения (пары бензина, ацетона и т.д.).

III. Обобщение

– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту. 
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!

– Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились?

Оценки за урок.

Домашнее задание: стр. 46-53

Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.

  1. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.

– Спасибо за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!