Эндокринная система. 8 класс.
Цели:
Оборудование:
таблица «Железы внутренней секреции»;
рабочий лист « Эндокринная система человека»;
листы с заданиями для групповой работы;
таблички с надписями «Железы внутренней секреции», «Железы», «Жидкая среда организма», «Гормоны»;
мультимедийная презентация «Железы внутренней секреции»
Тип урока: проблемный урок.
ХОД УРОКА
I. Актуализация. Введение
– Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим изучению самого удивительного существа. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «любопытнейшим явлением».
Цитата написана на доске, первое слово закрыто:
Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.
В.Г.Белинский
– Подумайте, о ком идет речь?
– Кто способен создавать восхитительные сооружения?
– Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?
– Кто способен мыслить и познавать мир? Вы правильно догадались – Человек!
Человек вызывает, постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Так, одно из произведений Д.В.Григоровича посвящено мальчику, который мог фиксировать тело в неестественных позах и закручиваться спиралью.
Мы живём с вами в век информации, необходимо уметь правильно разбираться в ней и использовать. Сегодня на уроке мы будем работать с вами с разными источниками информации, учиться добывать самостоятельно знания.
Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах. Прочитайте примеры из жизни, которые могли бы послужить основой для литературной истории. Я раздаю на парту мыслительные листы, с которыми вы будете работать на уроке.
1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.
2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления.
Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему:
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития?
Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.
Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек?
– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое?
Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов.
Возникает вопрос: нарушение деятельности каких систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям? К появлению качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный).
Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие.
Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.
II. Повторение изученного материала
– Какая система органов контролирует гуморальную регуляцию организма? Как вы уже догадались тема нашего урока «Эндокринная система».
Посторите на схему и продолжите её.
- Итак, гормоны могут проникать внутрь клетки либо взаимодействовать с рецепторами мембран клеток-мишеней.
– Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток выработки гормона.
– Итак, где возможны нарушения?
– Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да.
– Нарушения в выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция желез.
– Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с нарушением деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута!
– Уважаемые эксперты, благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.
– Сформулируйте и запишите вывод.
Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.
На прошлом уроке мы уже изучали с вами деятельность некоторых желёз внутренней секреции и их воздействие на организм.
Ответьте на вопросы мыслительного листа. Задание 2.
Осмыслите факт: у бегунов перед выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови. Как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы?
Каково значение поджелудочной железы в организме?
Как можно помочь больному сахарному диабетом и с чем связано данное заболевание?
Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы?
Каково значение половых желёз для роста и развития организма?
– И мы продолжаем с вами изучать железы внутренней секреции, откройте тетради, продолжаем заполнять таблицу, которую начали вести на прошлом уроке.
Внимание! Для изучения новых фактов мы создадим 2 экспертные группы.
Первая группа будет изучать строение и функции гормонов гипофиза. (учебник, стр. 47-48, стр. 52) (взаимосвязь гипофиза с деятельностью гипоталамуса).
Вторая группа будет изучать строение и функции гормонов щитовидной железы. (учебник, стр. 50-52)
– Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в тетради. Через 10 минут, от каждой из экспертных групп выступает научный сотрудник с кратким аргументированным докладом.
– Время истекло, слушаем докладчика от 1 группы и заполняем в рабочих листах графы «свойства и функции гормонов». Спасибо.
– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов?
– В результате чего нарушается деятельность желез?
– Какие факторы вызывают нарушения на генном уровне? Возможно, вы удивитесь, но к такими факторами относятся:
– различные яды и токсины (никотин, алкоголь, и т.д.);
– различные консерванты (их добавляют в продукты питания, в том числе в чипсы, жевательную резинку, сухарики);
– некоторые красители (газированные напитки, конфеты и мармелад «ядовитого» цвета);
– летучие отравляющие соединения (пары бензина, ацетона и т.д.).
III. Обобщение
– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!
– Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились?
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 46-53
Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.
Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.
– Спасибо за работу!