СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 8 класс на тему "Эндокринная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимися.

Цель урока: познакомить учащихся с эндокринной системой человека, ролью гуморальной регуляции функций организма.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

- познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;

- раскрыть сущность и свойства гормонов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность

 человека;

- подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающая:

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- развивать эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- развивать мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- развивать коммуникативную сферу: навыки работы в паре. 

Воспитательная:

- формировать познавательный интерес к предмету и личное отношение к целостному восприятию мира.

- формировать систему знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс на тему "Эндокринная система"»

Учитель биологии

Кагирова Х.Р.

План - конспект

открытого урока по биологии, 8 класс


Тема: Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимися.

Цель урока: познакомить учащихся с эндокринной системой человека, ролью гуморальной регуляции функций организма.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

- познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;

- раскрыть сущность и свойства гормонов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность

человека;

- подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающая:

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- развивать эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- развивать мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- развивать коммуникативную сферу: навыки работы в паре. 

Воспитательная:

- формировать познавательный интерес к предмету и личное отношение к целостному восприятию мира.

- формировать систему знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование: таблицы с изображением человека и желёз внутренней секреции, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, головного мозга, муляжи, компьютер с проектором, учебник, презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2010.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, дифференцированное обучение, групповая.

Ход урока:

  1. Организационная часть урока.

Приветствие. Отсутствующие. Проверка готовности к уроку.

Постановка целей и задач урока.

2. Акуализация знаний. Подготовка к активному, сознательному усвоению знаний.

Что такое гомеостаз?

Работа органов нашего тела регулируется нервной и гуморальной системой и благодаря этому поддерживается постоянство внутренней среды организма, т.е. ГОМЕОСТАЗ.

Какую характеристику мы можем дать нервной регуляции?

1. Она включается быстро и действует коротко.

2. Ее сигналом является нервный импульс.

3. Передача сигнала: а) электрическая (по нервным волокнам)

б) химическая (через СИНАПС).

4. Распространение сигнала происходит по нервным структурам

рефлекторной дуги.

5. Нервный импульс доходит до определенного органа.


3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с гуморальной регуляцией. Запишите тему урока. (Слайд 1). Гуморальная регуляция осуществляется специальными органами – железами. В них образуется биологически активные вещества – ГОРМОНЫ. (Слайд 2). (От латинского слова «гормао» - т.е. побуждаю, привожу в действие, двигаю. Этот термин впервые введен в 1902 г. учеными Старлингом и Бейлисом. Из истории развития эндокринологии (Слайд 3).

Рис. 1. Эндокринная система. Главные железы секреции. (слева — мужчина, справа — женщина): 1. Эпифиз (относят к диффузной эндокринной системе) 2. Гипофиз 3. Щитовидная железа 4. Тимус 5. Надпочечник 6. Поджелудочная железа 7. Яичник 8. Яичко

(Плакат используется если невозможно использовать презентацию)

По своему строению ЖЕЛЕЗЫ подразделяются на (Слайды 4-7):

I. Железы внешней

секреции или экзокринные

III. Железы

смешанной секреции

II. Железы внутренней

секреции или эндокринные



не имеют выводных протоков,

и вырабатываемые гормоны выделяются непосредственно

в кровь или в лимфу:


1.Поджелудочная железа

2. Половые железы



имеют выводные протоки

и выделяют

свои секреты





1.ГИПОТАЛАМУС

2.ГИПОФИЗ

3.ЭПИФИЗ

(или шишковидное тело)

4.ЩИТОВИДНАЯ железа

5.НАДПОЧЕЧНИКИ

1. Слюнная железа

(в рот)

2. Печень

(в 12-перстную кишку)

3. Железы желудка

4. Железы кишечника


на поверхность тела:


в полость тела:


1.Потовые железы

2.Сальные железы

3.Слезные железы












Если суммировать массу ткани, отвественую за все виды стимуляции, то оказывается, что она у человека равна 100 граммам.

Железы внутренней и смешанной секреции показаны на слайде 8.

По химическому строению гормоны подразделяются на белковые, пептидные, производные аминокислот, стероидные. (Слайд 9)

Какими свойствами обладают гормоны? (Слайд 10)


  1. Воздействие гормонов носит дистантный характер - орган, на который действуют гормоны, может далеко располагаться от желез.

  2. Гормоны действуют только на живые клетки.

  3. Действие строго специфично; некоторые гормоны действуют на определенные органы – мишени, другие влияют на строго определенный тип обменных процессов.

  4. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

  5. Быстро разрушается, поэтому они должны постоянно образовываться.

Функции гормонов: (Слайд 11)

  1. Обеспечивают рост и развитие организма.

  2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды

  3. Обеспечивают гомеостаз

  4. Контролируют процессы обмена веществ.


Давайте более подробно познакомимся с некоторыми железами внутренней секреции.

Эту железу называют «дирижером оркестра» эндокринных желез или эндокринным мозгом.

Как вы думаете, о какой железе идет речь?


Это ГИПОФИЗ (под нижним придатком мозга) – небольшая железа массой 0.5-0,7 граммов, находится у основания мозга в углублении турецкого седла. (Слайд 12)


I. ГИПОФИЗ.


ГИПОФИЗ регулируется ГИПОТАЛАМУСОМ, который выделяет нейрогормоны. Всего эта железа (гипофиз) вырабатывает 25 гормонов, но только 6 из них получены в чистом виде и хорошо изучены.

ГИПОФИЗ состоит из 3-х долей: передней , промежуточной и задней. (Слайд 13)

Передняя доля гипофиза (слайд 14)выделяет следующие гормоны:

1. Гормон роста, который регулирует рост организма , рост длинных костей, стимулирует белковый синтез

Кроме гормона роста передняя доля гипофиза вырабатывает и другие гормоны.

2. Фолликулостимулирующий гормон – способствует росту половых клеток.

3. Пролактин – усиливает выработку молока молочными железами, усиливает материнский инстинкт.

4. Тиреотропный гормон – действует на щитовидную железу, стимулируя ее функцию, регулирует уровень Са2+ в крови.


а) При избытке (гиперфункции) (слайд 15) гормона роста в детском возрасте приводит к гигантизму.

б) При недостатке (гипофункция) гормона роста (слайд 15) в детстве происходит задержка роста при нормальном умственном развитии. Такое заболевание называется карликовость.


Самым высоким мужчиной был Федор Махов (1880-1905гг). Его рост составлял 2 м 85 см, а самая высокая женщина была китаянка (1964-1982гг), ее рост был 2 м 47 м.

На слайдах 16-19 представлены представители других людей гигантов.

Скажите, по какому критерию отбирают молодых спортсменов в волейбольную и баскетбольную команду? ( по росту).

Самые маленькие в СНГ люди – Мирон Павлик – 95 см и Татьяна Плохих – 81 см.

Хотя это не самые маленькие показатели - Карлица Агибе из Египта имела рост 38 см.

На слайдах 19-21 представлены представители людей карликов.

Познакомить со статьей газеты (сообщение делает кто-то из учащихся)

Таким образом гипофизный нанизм (крликовость) характерен (Слайд 22): резкой задержкой роста с сохранением пропорций тела. Кроме того они страдают задержкой полового развития, часто бесплодны. Их интеллект не страдает.

в) Бывают случаи, когда гормон роста вырабатывается с избытком в то время, когда процессы роста закончились. Тогда происходит непропорциональное разрастание (увеличение) органов, которые еще не потеряли возможность роста. Усиленно растет нос, уши, язык, конечности, происходит утолщение костей (слайд 23). Увеличиваются печень, сердце и другие внутренние органы. Заболевание чаще наблюдается у мужчин. Эту болезнь называют АКРОМЕГАЛИЕЙ.


Промежуточная доля гипофиза (слайд 24) вырабатывает гормон ИНТЕРМИДИН, влияющий на пигментацию кожи (меланин). Интермидин повышает остроту зрения.

Задняя доля гипофиза (или нейрогипофиз) (слайд 25) выделяет два гормона. Один из них ВАЗОПРЕССИН – влияет на гладкую мускулатуру артериол, увеличивает их тонус и, повышая артериальное давление, усиливает обратное всасывание воды из канальцев почек в кровь. Уменьшение Вазопрессина является причиной несахарного диабета. Вазопрессин вырабатывается клетками гипоталамуса и по нервам переходит в заднюю долю гипофиза.

(Выступление учащегося: Несахарный диабет. См. Приложение 1)

Вазопрессин вводится постоянно при заболевании

В эпифизе образуются гормоны: мелатонин и серотин. (Слайд 26)


II. Щитовидная железа, имеет массу 20 г. (слайд 27)

На рост, физиологическое и психическое развитие большое влияние оказывает и щитовидная железа. Ее гормоны воздействуют на митохондрии, регулируя процессы окисления и обмена веществ. (Нарушения деятельности щитовидной железы Слайд 28)

Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах нелюбимой падчерицы в ведьму: нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. К такому заболеванию приводит нарушение щитовидной железы, оно называется базедовой болезнью. (слайд 29)

Ученые обратили внимание на исключительно обильное снабжение кровью щитовидной железы. Так за 1 минуту через этот орган протекает в 28 раз больше крови, чем через головной мозг и в 55 раз больше, чем через почки. Обильное кровоснабжение щитовидной железы говорит об интенсивности обмена веществ в ней и о важности ее деятельности. Щитовидная железа располагается на щитовидном хряще гортани и состоит из двух долей, соединенных узким перешейком. На ее срезе видно множество пузырьков, заполненных однородной вязкой массой, содержащей большое количество Йода. В этой ткани и образуются гормоны. Щитовидная железа выделяет гормоны ТИРОКСИН и ТРИЙОДТИРОНИН. В номе за сутки она вырабатывает до 0,3 мг этих гомонов. Увеличиваясь, щитовидная железа выделяет больше гормонов, чем нужно. Увеличенная щитовидная железа в народе называется ЗОБОМ (слайд 29). В результате, избыточное количество гормонов является ядом для организма, вызывая жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, поэтому наступает похудание, дрожание рук, увеличивается частота сердечных сокращений, повышается температура тела, повышается потообразование. Появляется раздражительность, быстрая усталость при физической работе. Развивается пучеглазие.

Если в сказке Фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает нож хирурга. После удаления разросшейся ткани щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук. Для лечения щитовидной железы прибегают так же к использованию радиоактивного йода.


Что произойдет, если в кровь поступает мало гормона этой железы? Признаки будут другие:

  1. Окислительные процессы протекают вяло.

  2. Сердце работает недостаточно, что приводит к отеку ног.

  3. Больные ощущают слабость, сонливость

  4. В нервной системе преобладают процессы торможения

  5. Падает температура тела, наблюдается апатия и ожирение.

  6. Волосы становятся редкими, а кожа сухой, грубой с желтоватым оттенком.


Все это признаки МИКСЕДЕМЫ или слизистого отека. Лечением этого заболевания является систематический прием гормона этой железы – тироксина. Тироксин не разрушается, поэтому его вводят через рот.

Для профилактики необходимо употреблять продукты, содержащие йод (йодированную соль, йодированную лапшу Ролтон) а также препарата ЙОДОМАРИН. Местность, где йода не хватает в почве, в воде, а значит и в пище, называют эндемичной по дефициту йода. В такой местности проживает 1,5 миллиарда человек и почти жители России.

Особенно тяжелые последствия от недостатка гормона щитовидной железы наступают у детей. У них превращается рост костей в длину, в то время, как в ширину они растут нормально. Это приводит к серьезным нарушениям пропорций тела. Ребенок растет с резким отставанием в физическом (карлики) и умственном развитии. Это заболевание называется КРЕТИНИЗМОМ.

Можно ли помочь этим детям? Да, если болезнь определяется в ранней стадии развития болезни.

По всей видимости нарушение работы щитовидной железы является и причиной отека с ожирением (слайд 30).

III. Поджелудочная железа (Слайд 31)– является железой смешанной секреции, т.к. она выделяет пищеварительные ферменты в 12-ти перстную кишку. Какие? Вспомните.

(Выступление учащегося: Поджелудочная железа. См. Приложения).


Гормоны, вырабатываемые поджелудочной железой, попадают прямо в кровь. Эндокринная часть образована островками ЛАНГЕРГАНСА, не связанными с выводными протоками, неравномерно расположенными по всей железе, и состоит из нескольких видов клеток.

Одна группа клеток вырабатывает гормон ГЛЮКАГОН, способствующий превращению гликогена печени в глюкозу, в результате чего уровень сахара в крови повышается. Другие клетки вырабатывают ИНСУЛИН, повышающий проницаемость клеточных мембран для глюкозы. Это благоприятствует ее расщеплению в тканях, отложению гликогена в клетках печени и уменьшение сахара в крови. При недостатке этого гормона развивается сахарный диабет, организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

(Выступления учащихся: 1. Сахарный диабет. 2.Признаки сахарного диабета.

3. Диета при сахарном диабете. См. Приложение 1).



IV. Надпочечники. (Слайд 32). При переходе от состояния покоя к физическому напряжению требуется существенная перестройка работы многих органов. Эта перестройка происходит по влиянием гормонов надпочечников. Это парные железы, расположенные на верхних полюсах почек, массой 15 г, состоят из двух слоев:

Наружного или коркового слоя

Внутреннего или мозгового слоя




и


В корковом слое вырабатываются 3 группы гормонов. (Слайд 34)

1-я группа. КОРТИЗОН, КОРТИЗОЛ, ГИДРОКОРТИЗОЛ (или глюкокортикоиды) и другие, которые влияют:

- на обмен веществ, повышение глюкозы в крови и синтез гликогена в печени;

- на жировой обмен и расщепление белков (белковый обмен);

- обеспечивают приспособление организма к чрезвычайным ситуациям, к стрессу, противовоспалительным действиям (артрит, лейкемия, кожные заболевания).

2-я группа- выделяет АЛЬДЕСТЕРОН, который регулирует уровень ионов К и Na во внутренней среде организма, увеличивает кровяное давление.

При недостатке функции коры надпочечников развивается заболевание, называемое бронзовой болезнью. Эта болезнь была открыта в 1855 г английским врачом Т.Аддисоном.

И.С. Тургенев так описал бронзовую болезнь в рассказе «Живые мощи». «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Предо мною лежало живое человеческое существо, но что это было?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из – под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос». При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат эту болезнь введением гормонов надпочечников.

3-я группа- это АНДРОГЕНЫ и ЭСТРОГЕНЫ, половые гормоны коры надпочечников. Они способствуют развитию вторичных половых признаков.

Поражение надпочечников может привести, например, к появлению вторичных половых признаков у женщин, таких как появление волосяного покрова, как у мужчин. Испанскому живописцу ХУСЕПЕ РИБЕРА принадлежит картина, изображающая Магдалену Вентура. Эта пожилая женщина с густой бородой кормит грудью ребенка. Рядом стоит ее муж, которому, как гласит предание, до этого она уже родила 2-х детей. Но борода у женщины, конечно, бывает в далеко зашедших случаях поражения надпочечников (Слайд 33).

В мозговом слое вырабатывается АДРЕНАЛИН и НОРАДРЕНАЛИН. (Слайд 35)В состоянии покоя в кровь выделяется 0,0000000055г (0 целых 55 миллиардных грамма) адреналина, а в состоянии испуга, волнения его количество увеличивается в 1000 раз (0.0000055г).

Адреналин повышает систолический объем, ускоряет частоту сердечных сокращений, расширяет коронарные сосуды и сужает кожные, вызывая появление «гусиной кожи», увеличивает кровоток в печени, скелетных мышцах и мозге, повышает уровень сахара в крови, усиливает распад жиров, расширяет просветы бронхов. Адреналин единственный гормон, секрет которого находится под контролем нервной системы.

Норадреналин вызывает общее сужение всех мелких артерий, повышает кровяное давление, а так же выполняет функцию медиатора при передаче возбуждения в синапсах.

Существует предположение, что агрессивное состояние человека связано с секрецией норадреналина, а чувство страха и неуверенности с адреналином.

Может быть прав Андрей Вознесенский.

Какое состояние описывает Андрей Вознесенский?




Когда человек боится -

выделяет адреналин.

Это знают собаки

и, лая, бегут за ним.

Когда ты вбегаешь в комнату

в черемуховом платье,

За тобой залетают осы

- ты выделяешь счастье

Я знаю одного приятеля

с тухлым взглядом деляги

Над ним все летают мухи

зависть он выделяет.




Состояние, которое БОЯЗНЬ

зависит от гормонов

мозгового слоя СЧАСТЬЕ

надпочечников

ЗАВИСТЬ


V. Половые железы относятся к железам смешанной секреции. Под их влиянием обеспечивается половая функция организма и развитие вторичных половых признаков.

Более подробно познакомимся с этими железами при изучении темы: «Индивидуальное развитие организма».

  1. Закрепление новых знаний

Задание №1. (Работа в группах. Группа №1)


Из каждого столбика возьмите цифру, соответствующую нужному понятию, и составьте многозначное число.

I II III

1. Гипофиз 5. Тироксин 9. Несахарный диабет

2. Надпочечники 6. Адреналин 10. Гликоген

3. Щитовидная железа 7. Глюкагон 11. Кретинизм

4. Поджелудочная железа 8. Вазопрессин 12. Испуг

Ответы:

1 8 9; 2 6 12; 3 5 11; 4 7 10.


Задание №2. (Работа в группах. Группа №2)


  1. При недостатке секреции щитовидной железы у взрослого человека развивается:

а) базедовая болезнь б) кретинизм в) микседема г) сахарный диабет

  1. Постоянство уровня глюкозы в крови контролирует гормон:

а) роста б) инсулин в) половой г) норадреналин

  1. Для успешного образования гормонов щитовидная железа необходим:

а) бром б) йод в) водород г) железо

4. Гормон действует:

а) на органы «мишени» б) на все органы одновременно

в) в малых количествах г) в системе гуморальной и нейрогуморальной регуляции

5. При избытке гормона роста в организме развивается:

а) гигантизм б) карликовость в) акромегалия г) базедовая болезнь

6. Железы смешанной секреции:

а) гипофиз б) поджелудочная железа в) надпочечники г) половые железы

Ответы:

1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – а,в,г 5 – а, 6 - б,г


Задание №3. (Работа в группах. Группа №3)

Поставьте в соответствие ниже перечисленные основные понятия и определения


Основные понятия:

  1. Железы внешней секреции. 2. Железы внутренней секреции.

3. Железы смешанной секреции. 4. Гормоны.

  1. .Саморегуляция. 6. Нервно-гуморальная регуляция.

7. Лимфа, кровь, тканевая жидкость.


Определения и понятия:

А. Автоматическое поддержание на определенном уровне каких-либо физиологических показателей.

Б. Вырабатывают и выделяют свои секреты в кровь (не имеют специальных протоков).

В. Вырабатывают и выделяют свои секреты на поверхность кожи или в полость тела, органов через выводящие протоки.

Г. Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции оказывающие влияние на функции систем органов и на жизнедеятельность организма в целом.

Д. Составные части внутренней среды организма, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки.

Е. Выполняют одновременно внутрисекреторную и внешнесекреторную функции.

Ж. Обеспечивают взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов.

1-В, 2 – Б, 3- Е, 4 – Г, 5 – А, 6 – Ж, 7 - Д.


5. Подведение итогов урока.

Подводя итог тому, что мы изучили сегодня, важно отметить исключительное значение органов эндокринной системы, и то, что все железы эндокринной системы нашего организма работают в великой, глубокой связи друг с другом. На чисто эмоциональном уровне они расцениваются как первоисточники разных индивидуальных проявлений человека. Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что именно эндокринные железы как вводят нас в глубины первоисточников этих индивидуальных проявлений, так и побуждают в нас истинно человеческое. Именно они руководят нами вместе с нервной системой. Они являются неотъемлемой частью Гипоталамо-гипофизарная системы.


Гипоталамо-гипофизарная система


Гипофиз

Гипоталамус

1

2


  1. Прямая связь (воздействие с помощью нервного импульса и нейрогормонов)

  2. Обратная связь (воздействие с помощью гормонов).


(Выступление учащегося: Гипоталамо-гипофизарная система. См. Приложения ).



6. Домашнеее задание: §§ 58, 59.

1. §§ 58, 59. Изучить текст учебника; выполнить в рабочей тетради задания 24-25.

2. Гормоны и ферменты имеют высокую биологическую активность. Что общего и чем отличаются гормоны от ферментов?

Общее.

И те, и другие биологические вещества, необходимые для жизни организма.

Различия.

  1. Ферменты – это белковые вещества, которые ускоряют химические реакции. Они находятся во всех живых клетках и в железах внешней секреции.

  2. Гормоны – вещества разного химического состава, вырабатываются железами внутренней секреции, действуют через кровь, оказывая влияние на ткани и органы, называемые «мишенями».


3. Кроссворд

Заполнив клетки кроссворда, по диагонали прочитайте фамилию ученого,

который в 1849 г основал современную эндокринологию


1

З

О

Б



2

А

К

Р

3

О

М

Е

Г

А

Л

И

Я



4

А

Д

Р

Е

Н

А

Л

И

Н







К

Р

5

Е

Т

И

Н

И

З

М





6


Г

О

М

Е

О

С

Т

А

З




7


Г

И

П

О

Т

А

Л

А

М

У

С



К

А

Р

Л

И

К

8

О

В

О

С

Т

Ь





М

И

К

С

Е

Д

Е

М

А

  1. Это заболевание встречается в районах, где почва бедна йодом, или в областях, удаленных от моря, где нет пищевых продуктов морского происхождения.

  2. Человек вдруг замечает, что кольцо, свободно одевавшееся на палец, вдруг становится мало.

  3. Этот гормон применяется при лечении астмы, при понижении кровяного давления, для возобновления сокращений остановившегося сердца.

  4. Заболевание, связанное с недостатком тироксина в детском возрасте, когда ребенок растет с резким отставанием в физическом и умственном развитии.

  5. Поддержание постоянства внутренней среды организма.

  6. В промежуточном мозге расположен участок, в нем есть нервные клетки, которые вырабатывают нейрогормон.

  7. Ребенок отстает в росте от своих сверстников, но учится нормально. Что можно заподозрить?

  8. Второе название слизистого отека.


7. Рефлексия. (Слайд 36)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!