СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе на тему ткани и органы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: определить сущность понятий «ткань» и «орган»; основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека. Формировать умения: распознавать ткани и органы, ими образованные; самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование: таблица «Ткани», «Органы человека».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Органоиды клетки – это постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции.

2. Задание в рубрике «Подумайте».

– Почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела? (Клетка – это наименьшая структура живого организма, для которой характерны все основные свойства живого, а именно: активно реагирует на раздражение; участвует в обмене веществ; растет; размножается; обладает способностью к регенерации; способна передавать наследственную информацию. Из клеток построены все части организма (ткани, органы).)

3. Работа по заданию.

– Назовите основные органоиды клетки; укажите, какие функции они выполняют.

Ответ:

п/п

Органоиды

Функции, которые они выполняют

1

2

3

1

ЭПС

· Транспорт веществ в клетке;

· образование белков, животного крахмала (гликогена) и жиров

2

Митохондрия

· Окисление органических веществ, сопровождающееся высвобождением энергии1

2

3

3

Аппарат Гольджи, или комплекс Гольджи

Накопление и транспортировка веществ, которые образовались в других органоидах

4

Лизосомы

· Разрушение и растворение ненужных частей клетки

5

Рибосомы

· Образование белков

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно изучают текст учебника на с. 34–39.

2. Учитель проводит беседу по изученному:

– Что такое ткань?

(1. Ткань – это группа клеток, имеющих одинаковое строение, и их межклеточное вещество, выполняющие единые функции.

2. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.)

– Какие типы тканей вам известны?

(Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.)

3. Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу «Типы и виды тканей».

 

№ п/п

Типы тканей

Характерные особенности тканей

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют

1

2

3

4

5

6

1

Эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в один или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замещаются новыми

1) Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи; выстилает оболочки внутренних органов

Защитная функция; обмен веществ

2) Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

1) Рыхлая волокнистая

Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышечные пучки

Функции:

опорная;

защитная

2) Жировая

Образует слой жировой клетчатки под кожей

Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая функции

3) Костная.

4) Хрящевая

Образуют скелет человека

Функции: опорная и защитная

5) Кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

3

Мышечная

Образована небольшими по размеру веретенообразными одноядерными клетками

1) Гладкая

В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез

Перемещение жидкостей внутри органов

Образована многоядерными клетками

2) Поперечно-полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в движение скелет

Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

3) Сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает сокращение сердца

4

Нервная

Образована нейронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки

 

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов

 

4. Учитель продолжает беседу.

– Что образуют ткани? (Ткани образуют органы.)

– Что представляет собой орган? (Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.)

5. Учитель поясняет.

Обычно в образовании органа принимают участие все типы тканей, но одна из тканей является главной, «рабочей».

Например: сердце – орган, главной тканью которого является мышечная. Однако сердце пронизывают нервы (нервная ткань), сосуды (эпителиальная, соединительная ткани) и т. д.

Органы объединяются в системы.

6. Учитель продолжает задавать вопросы.

– Какие системы органов вам известны?

(Пищеварительная, кровеносная, система органов дыхания, выделительная система, опорно-двигательная система, нервная система, эндокринная система, система органов размножения.)

IV. Лабораторная работа «Ткани».

Лабораторную работу можно оформлять как в обычной тетради, так и в рабочей, прилагающейся к учебнику.

Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

1) Рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;

2) изучить, сравнить их строение и зарисовать;

3) описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют;

4) сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.

Примечание. Возможен другой вариант выполнения лабораторной работы, который изложен в пособии: Пугал Н. А., Козлова Т. П. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 4–6.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 34–39; повторить записи в тетради; выполнить в рабочей тетради задание 26 на с. 20.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе на тему ткани и органы»


конспект урока в 8 классе на тему ткани и органы

Цели: определить сущность понятий «ткань» и «орган»; основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека. Формировать умения: распознавать ткани и органы, ими образованные; самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование: таблица «Ткани», «Органы человека».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Органоиды клетки – это постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции.

2. Задание в рубрике «Подумайте».

– Почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела? (Клетка – это наименьшая структура живого организма, для которой характерны все основные свойства живого, а именно: активно реагирует на раздражение; участвует в обмене веществ; растет; размножается; обладает способностью к регенерации; способна передавать наследственную информацию. Из клеток построены все части организма (ткани, органы).)

3. Работа по заданию.

– Назовите основные органоиды клетки; укажите, какие функции они выполняют.

Ответ:

п/п

Органоиды

Функции, которые они выполняют

1

2

3

1

ЭПС

· Транспорт веществ в клетке;

· образование белков, животного крахмала (гликогена) и жиров

2

Митохондрия

· Окисление органических веществ, сопровождающееся высвобождением энергии1

2

3

3

Аппарат Гольджи, или комплекс Гольджи

Накопление и транспортировка веществ, которые образовались в других органоидах

4

Лизосомы

· Разрушение и растворение ненужных частей клетки

5

Рибосомы

· Образование белков

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно изучают текст учебника на с. 34–39.

2. Учитель проводит беседу по изученному:

– Что такое ткань?

(1. Ткань – это группа клеток, имеющих одинаковое строение, и их межклеточное вещество, выполняющие единые функции.

2. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.)

– Какие типы тканей вам известны?

(Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.)

3. Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу «Типы и виды тканей».



п/п

Типы тканей

Характерные
особенности тканей

Виды тканей

Где встречаются
в организме

Какую роль
играют

1

2

3

4

5

6

1

Эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг
к другу; располагаются в один или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замещаются новыми

1) Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи; выстилает оболочки внутренних органов

Защитная функция; обмен веществ

2) Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

1) Рыхлая волокнистая

Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышечные пучки

Функции:

опорная;

защитная

2) Жировая

Образует слой жировой клетчатки под кожей

Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая функции

3) Костная.

4) Хрящевая

Образуют скелет человека

Функции: опорная и защитная

5) Кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

3

Мышечная

Образована небольшими по размеру веретенообразными одноядерными клетками

1) Гладкая

В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез

Перемещение жидкостей внутри органов

Образована многоядерными клетками

2) Поперечно-полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит
в движение скелет

Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

3) Сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает сокращение сердца

4

Нервная

Образована нейронами и нейроглией; нейрон =
тело + отростки


Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов


4. Учитель продолжает беседу.

– Что образуют ткани? (Ткани образуют органы.)

– Что представляет собой орган? (Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.)

5. Учитель поясняет.

Обычно в образовании органа принимают участие все типы тканей, но одна из тканей является главной, «рабочей».

Например: сердце – орган, главной тканью которого является мышечная. Однако сердце пронизывают нервы (нервная ткань), сосуды (эпителиальная, соединительная ткани) и т. д.

Органы объединяются в системы.

6. Учитель продолжает задавать вопросы.

– Какие системы органов вам известны?

(Пищеварительная, кровеносная, система органов дыхания, выделительная система, опорно-двигательная система, нервная система, эндокринная система, система органов размножения.)

IV. Лабораторная работа «Ткани».

Лабораторную работу можно оформлять как в обычной тетради, так и в рабочей, прилагающейся к учебнику.

Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

1) Рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;

2) изучить, сравнить их строение и зарисовать;

3) описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют;

4) сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.

Примечание. Возможен другой вариант выполнения лабораторной работы, который изложен в пособии: Пугал Н. А., Козлова Т. П. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 4–6.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 34–39; повторить записи в тетради; выполнить в рабочей тетради задание 26 на с. 20.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!