Разработка урока в 8 классе "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"
Цели:
Оборудование:
рабочий лист « Эндокринная система человека»;
листы с заданиями для групповой работы;
мультимедийная презентация «Железы внутренней секреции»
Тип урока: проблемный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете самостоятельно изучать новую тему, а я вам помогать. Для этого я распределила вас на четыре рабочие группы.
II. Актуализация знаний.
1) Посмотрите на слайд и подумайте, что объединяет эти фотографии (Слайд 1)
2) Прочитайте тексты приложения 1 и ответьте на вопросы:
1. Почему появляется седина?
2. Кто такие альбиносы?
3. Откуда берутся родинки?
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.
Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек? (Слайд №2).
Основные причины изменения пигментации (поседение волос, рождение альбиносов, появление родимых пятен) - возраст, нервные перенагрузки, неблагоприятная экология, ограниченное поступление витаминов в организм, но самое главное нарушение нервной и гуморальной регуляции.
– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое? (Слайд №3)
Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов.
Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям? К появлению качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.
III. Проблемное изучение нового знания.
– Возможно, кто-то уже догадался о каких активных веществах идет речь – гормоны – активные вещества, которые вырабатываются железами организма. (Слайд №4).
Железы образуют – эндокринную систему. Следовательно, тема нашего урока «Эндокринная система или железы внутренней секреции» (Слайд №5).
Вы должны будете подробно изучить строение гормонов, их физиологическое действие на организм; строение и работу ЖВС. Поэтому для решения этой проблемы мы создали 4 рабочие группы, которые будут работать в своем направлении, но общими усилиями мы доберемся к единой, конечной цели.
Задание1. Прочитайте внимательно план исследования для своих групп.
Задание для 1 группы: установить основные группы гормонов, биологические свойства и основные функции. (Приложение 1)
Задание для 2 группы: выделить основные виды желез нашего организма, изучить особенности их строения и механизма действия. (Приложение 2)
Задание для 3 группы: охарактеризовать железы организма человека (гипофиз, щитовидная, надпочечники, поджелудочная), которые отвечают за выработку гормонов и их влияние на организм(Приложение 3)
Задание для 4 группы: выяснить, какие гормоны вырабатывают железы внутренней секреции, и, каковы последствия нарушения работы желез. (Приложение 4)
– Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в своем рабочем листе. Через 10 минут, от каждой из экспертных групп выступает научный сотрудник с кратким аргументированным докладом. Алгоритм ответа на листах с заданиями.
– Время истекло, слушаем докладчика от 1 группы и заполняем в рабочих листах графы «Свойства и функции гормонов». (Слайд №6, №7). Спасибо.
– Следующий докладчик 2 группы «Основные группы желез» (Слайды №8, №9, №10, №11).
– Вопросы к докладчикам первых групп? Спасибо.
Выступление 3 группы, заполнение граф «гормоны» и « влияние на организм» (Слайд № 10). Спасибо. Сравнение заполнение таблицы. (Слайд №11)
– Приглашаем докладчика 4 группы. Будьте внимательны. (Слайд №12)
– Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток выработки гормона. (Слайды №13, 14, 15,16).
Просмотр видеофрагмента «действие инсулина» (Слайд №17, Приложение 7).
– Ваши вопросы 4 группе? Спасибо.
– Проверьте правильность заполнения таблицы. (Слайды №18,19).
– Вернемся к Схеме 1.
– Итак, где возможны нарушения?
– Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да.
– Нарушения в выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция желез.
– Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с нарушением деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута!
– Уважаемые эксперты, благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.
– Сформулируйте и запишите вывод. (Слайд №20)
Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.
– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов? Решите задачи на рабочих листах, используя свои таблицы. (Приложение 5).
1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.
2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему
Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!
IV. Рефлексия.
– Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились?
Оценки за урок.
V. Домашнее задание: у вас на рабочих листах (Приложение 5):
Закончите заполнение таблицы.
Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.
Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.
– Спасибо за работу!