СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эндокринная система. Железы внутренней секреции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: проблемный урок.

  • Учащиеся должны:
    • усвоить понятия: «гормоны: адреналин, норадреналин, нейрогормоны, тироксин, инсулин, глюкагон; гуморальная регуляция, железы внутренней секреции,  гиперфункция и гипофункция желез, клетка – мишень»;
    • знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний.
    • уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;
    • решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС»

Конспект урока по ФГОС

Цели:

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов

действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий


Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

Формы орг-и уч. д-ти

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся


Формирование универсальных учебных действий

I Организационный момент


1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете самостоятельно изучать новую тему, а я вам помогать. Для этого я распределила вас на четыре рабочие группы.






II Актуализация знаний


1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

1) Посмотрите на слайд и подумайте, что объединяет эти фотографии

(слайд 1)

2) Прочитайте тексты приложения 1 и ответьте на вопросы:

1. Почему появляется седина?

2. Кто такие альбиносы?

3. Откуда берутся родинки?

3)Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человека. (слайд 2)

Основные причины изменения пигментации (поседение волос, рождение альбиносов, появление родимых пятен) - возраст, нервные перенагрузки, неблагоприятная экология, ограниченное поступление витаминов в организм, но самое главное нарушение нервной и гуморальной регуляции.

Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое? (Слайд №3)
Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов. 
Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям?  К появлению  качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения  функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.






1) Пытаются связать воедино рисунки, объединяющие различные виды пигментации у животных и человека.

2) Читают текст и отвечают на вопросы.

3) Формулируют цель урока.


III Проблемное объяснение нового знания


1)Зафиксировать причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

– Возможно, кто-то  уже догадался о  каких активных веществах идет речь – гормоны – активные вещества, которые вырабатываются железами организма. (Слайд №4).

Железы образуют – эндокринную систему. Следовательно, тема нашего урока «Эндокринная система или железы внутренней секреции» (Слайд №5).

Вы должны будете подробно изучить строение гормонов, их физиологическое действие на организм; строение и работу ЖВС. Поэтому для решения этой проблемы мы создали 4 рабочие группы, которые будут работать в своем направлении, но общими усилиями мы доберемся к единой, конечной цели.

Задание1.   Прочитайте внимательно план исследования для своих групп.

  • Задание для 1 группы: установить основные группы гормонов, биологические свойства и общую функцию. (Приложение 1)

  • Задание для 2 группы: выясните особенности механизма действия различных групп  гормонов. (Приложение 2)

  • Задание для 3 группы: охарактеризуйте железы организма человека (гипофиз, гипоталамус, щитовидная, надпочечники, поджелудочная), которые отвечают за выработку гормонов. (Приложение 3)

  • Задание для 4 группы.выясните, какие гормоны вырабатывают железы внутренней секреции, и, каковы последствия нарушения работы   желез. (Приложение 4)

– Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в своем рабочем листе.  Через 10 минут, от каждой из экспертных групп выступает  научный сотрудник с кратким аргументированным докладом. Алгоритм ответа на листах с заданиями.







IV Первичное закрепление во внешней речи


1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.







V Самостоятельная работа с самопроверкой


1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.








VI Включение нового знания в систему знаний и повторение


1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.







VII Итог урока


1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

















Просмотр содержимого документа
«разработка урока ЖВС»

Разработка урока в 8 классе "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

Цели:

  • Учащиеся должны:

    • усвоить понятия: «гормоны: адреналин, норадреналин, нейрогормоны, тироксин, инсулин, глюкагон; гуморальная регуляция, железы внутренней секреции,  гиперфункция и гипофункция желез, клетка – мишень»;

    • знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний.

    • уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;

    • решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.

  • Способствовать формированию здорового образа жизни.

Оборудование:

  • рабочий лист « Эндокринная система человека»;

  • листы с заданиями для групповой работы;

  • мультимедийная презентация «Железы внутренней секреции»

Тип урока: проблемный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете самостоятельно изучать новую тему, а я вам помогать. Для этого я распределила вас на четыре рабочие группы.

II. Актуализация знаний.

1) Посмотрите на слайд и подумайте, что объединяет эти фотографии (Слайд 1)

2) Прочитайте тексты приложения 1 и ответьте на вопросы:

1. Почему появляется седина?

2. Кто такие альбиносы?

3. Откуда берутся родинки?

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек?  (Слайд №2).

Основные причины изменения пигментации (поседение волос, рождение альбиносов, появление родимых пятен) - возраст, нервные перенагрузки, неблагоприятная экология, ограниченное поступление витаминов в организм, но самое главное нарушение нервной и гуморальной регуляции.

– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое? (Слайд №3)
Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов. 
Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям?  К появлению  качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения  функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.

III. Проблемное изучение нового знания.

– Возможно, кто-то  уже догадался о  каких активных веществах идет речь – гормоны – активные вещества, которые вырабатываются железами организма. (Слайд №4).

Железы образуют – эндокринную систему. Следовательно, тема нашего урока «Эндокринная система или железы внутренней секреции» (Слайд №5).

Вы должны будете подробно изучить строение гормонов, их физиологическое действие на организм; строение и работу ЖВС. Поэтому для решения этой проблемы мы создали 4 рабочие группы, которые будут работать в своем направлении, но общими усилиями мы доберемся к единой, конечной цели.

Задание1.   Прочитайте внимательно план исследования для своих групп.

  • Задание для 1 группы: установить основные группы гормонов, биологические свойства и основные функции. (Приложение 1)

  • Задание для 2 группы: выделить основные виды желез нашего организма, изучить особенности их строения и механизма действия. (Приложение 2)

  • Задание для 3 группы: охарактеризовать железы организма человека (гипофиз, щитовидная, надпочечники, поджелудочная), которые отвечают за выработку гормонов и их влияние на организм(Приложение 3)

  • Задание для 4 группы: выяснить, какие гормоны вырабатывают железы внутренней секреции, и, каковы последствия нарушения работы   желез. (Приложение 4)

– Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в своем рабочем листе.  Через 10 минут, от каждой из экспертных групп выступает  научный сотрудник с кратким аргументированным докладом. Алгоритм ответа на листах с заданиями.

– Время истекло, слушаем докладчика от 1 группы и заполняем в рабочих листах графы «Свойства и функции гормонов». (Слайд №6, №7). Спасибо.

– Следующий докладчик 2 группы «Основные группы желез» (Слайды №8, №9, №10, №11).

– Вопросы к докладчикам первых групп? Спасибо.

 Выступление 3 группы, заполнение граф «гормоны» и « влияние на организм» (Слайд № 10). Спасибо. Сравнение заполнение таблицы.  (Слайд №11)

– Приглашаем  докладчика 4 группы. Будьте внимательны. (Слайд №12)

– Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток выработки гормона. (Слайды №13, 14, 15,16).

Просмотр видеофрагмента  «действие инсулина» (Слайд №17, Приложение 7).

– Ваши вопросы  4 группе? Спасибо.

– Проверьте правильность заполнения таблицы. (Слайды №18,19).

– Вернемся к  Схеме 1.

– Итак, где возможны нарушения?

– Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да.

– Нарушения в  выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция желез.

– Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с нарушением  деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута!

– Уважаемые эксперты,  благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.

– Сформулируйте и запишите вывод. (Слайд №20)

Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.

– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов? Решите задачи на рабочих листах, используя свои таблицы. (Приложение 5).

1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она  стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.

2 задачаУ ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему

Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту. 
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!





IV. Рефлексия.

– Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились?

Оценки за урок.

V. Домашнее задание: у вас на рабочих листах (Приложение 5):

  1. Закончите заполнение таблицы.

  2. Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.

  3. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.

– Спасибо за работу!





Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку ЖВС»

Каковы причины возникновения различных отклонений от нормального развития?  Выяснить причины проявления аномалий в развитии человека.

Каковы причины возникновения различных отклонений от нормального развития?

Выяснить причины проявления аномалий в развитии человека.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма Гуморальная Действие через жидкие среды организма Нервная Действие посредством нервной системы

Регуляция процессов жизнедеятельности организма

Гуморальная

Действие через жидкие среды организма

Нервная

Действие посредством нервной системы

Словарь Гормоны ( от греч. « Hormao » - побуждаю к действию) – биологически активные вещества, вырабатываемые в организме, и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность органов и тканей.

Словарь

Гормоны ( от греч. « Hormao » - побуждаю к действию) – биологически активные вещества, вырабатываемые в организме, и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность органов и тканей.

Эндокринная система

Эндокринная система

Свойства гормонов 1.Действуют на живые клетки 2. Обладают высокой биологическая активностью 3.Отличаются специфичностью действия (некоторые действуют лишь на определённые органы-мишени ); 4.Обладают дистантным воздействием, (т. е. влияют на органы и ткани, расположенные вдали от места образования гормонов.)

Свойства гормонов

1.Действуют на живые клетки

2. Обладают высокой биологическая активностью

3.Отличаются специфичностью действия (некоторые действуют лишь на определённые органы-мишени );

4.Обладают дистантным воздействием, (т. е. влияют на органы и ткани, расположенные вдали от места образования гормонов.)

Функции гормонов. Эндокринная система регулирует : - обменные процессы  организма, - рост и развитие (умственное, физическое, половое) организма, - обеспечивает постоянство внутренней среды ( гомеостаз ) и нормальное течение всех биохимических процессов

Функции гормонов.

Эндокринная система регулирует :

- обменные процессы организма,

- рост и развитие (умственное, физическое, половое) организма,

- обеспечивает постоянство внутренней среды ( гомеостаз ) и нормальное течение всех биохимических процессов

Железы Железы внешней секреции ( экзо кринные) внутренней секреции ( эндо кринные) смешанной секреции смешанной секреции внутренней секреции ( эндо кринные) внешней секреции ( экзо кринные) Работают одновременно как экзокринные  и эндокринные железы. Железы, имеющие выводные протоки и выделяющие свои секреты на поверхность тела или в полости тела Железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие вырабатываемые ими гормоны непосредственно в кровь или лимфу 8 8

Железы

Железы

внешней секреции

( экзо кринные)

внутренней секреции

( эндо кринные)

смешанной секреции

смешанной секреции

внутренней секреции

( эндо кринные)

внешней секреции

( экзо кринные)

Работают

одновременно как

экзокринные

и эндокринные

железы.

Железы, имеющие

выводные

протоки и

выделяющие свои

секреты на

поверхность тела

или в полости тела

Железы, не имеющие

выводных

протоков и

выделяющие

вырабатываемые

ими гормоны

непосредственно

в кровь или лимфу

8

8

Железы внешней секреции  (экзокринные)  Имеют специальные протоки для выведения секрета на поверхность тела или в полые органы

Железы внешней секреции (экзокринные)

Имеют специальные протоки для выведения секрета на поверхность тела или в полые органы

Железы внутренней секреции

Железы внутренней секреции

Железы смешанной секреции Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы.   Поджелудочная  Поджелудочная  Поджелудочная  Поджелудочная  Поджелудочная  железа  железа  железа  железа  железа  Половые железы:  Половые железы:  Половые железы:  Половые железы:  Половые железы:  Семенники ( ♂)  Яичники ( ♀)

Железы смешанной секреции

Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы.

  • Поджелудочная
  • Поджелудочная
  • Поджелудочная
  • Поджелудочная
  • Поджелудочная

железа

  • железа
  • железа
  • железа
  • железа
  • Половые железы:
  • Половые железы:
  • Половые железы:
  • Половые железы:
  • Половые железы:

Семенники ( ♂)

Яичники ( ♀)

Железы внутренней секреции. 1.Название 2. Вырабатываемые гормоны Гипофиз Щитовидная железа 3. Влияние Тиреотропин Соматотропин Меланотропин Надпочечники Тироксин  Стимулирует деятельность щитовидной железы Гормон роста Регулирует пигментный обмен Окситоцин Антидиуретический гормон Регуляция обмена веществ, усиление окислительных процессов расщепления гликогена; рост и развитие тканей, работа нервной системы. Адреналин Норадреналин Поджелудочная железа Кортикостерон Сужение кровеносных сосудов, повышение сахара ,усиление сердечной деятельности Инсулин  Глюкагон Поддержание уровня глюкозы в норме Повышение уровня глюкозы в крови

Железы внутренней секреции.

1.Название

2. Вырабатываемые гормоны

Гипофиз

Щитовидная железа

3. Влияние

Тиреотропин

Соматотропин

Меланотропин

Надпочечники

Тироксин

Стимулирует деятельность щитовидной железы

Гормон роста

Регулирует пигментный обмен

Окситоцин

Антидиуретический гормон

Регуляция обмена веществ, усиление окислительных процессов расщепления гликогена; рост и развитие тканей, работа нервной системы.

Адреналин

Норадреналин

Поджелудочная железа

Кортикостерон

Сужение кровеносных сосудов, повышение сахара ,усиление сердечной деятельности

Инсулин

Глюкагон

Поддержание уровня глюкозы в норме

Повышение уровня глюкозы в крови

Нарушение деятельности желез. 1.Название железы 2. Вырабатываемые гормоны Гипофиз 4. Нарушение работы желез Гипофукция Гиперфункция Тиреотропин Соматотропин Щитовидная железа   Тироксин Надпочечники Адреналин Норадреналин Поджелудоч- ная железа Инсулин  Глюкагон

Нарушение деятельности желез.

1.Название

железы

2. Вырабатываемые гормоны

Гипофиз

4. Нарушение работы желез

Гипофукция Гиперфункция

Тиреотропин

Соматотропин

Щитовидная железа

Тироксин

Надпочечники

Адреналин

Норадреналин

Поджелудоч-

ная железа

Инсулин

Глюкагон

Карликовость Гигантизм

Карликовость

Гигантизм

Акромегалия

Акромегалия

Зоб

Зоб

Кретинизм

Кретинизм

Сахарный диабет

Сахарный диабет

Нарушение деятельности желез. Название железы Вырабатываемые гормоны Гипофиз  Нарушение работы желез Гипофукция Гиперфункция Тиреотропин Соматотропин Щитовидная железа  Базедова болезнь Карликовость -- Акромегалия  - Гигантизм Надпочечники Тироксин Микседема  Базедова  болезнь  с детства Кретинизм Адреналин Норадреналин Поджелудоч- ная железа Бронзовая  болезнь развитие инфарктов (аддисонова болезнь) Инсулин  Глюкагон  Сахарный диабет

Нарушение деятельности желез.

Название

железы

Вырабатываемые гормоны

Гипофиз

Нарушение работы желез

Гипофукция Гиперфункция

Тиреотропин

Соматотропин

Щитовидная железа

Базедова болезнь

Карликовость -- Акромегалия

- Гигантизм

Надпочечники

Тироксин

Микседема Базедова болезнь

с детства Кретинизм

Адреналин

Норадреналин

Поджелудоч-

ная железа

Бронзовая болезнь развитие инфарктов (аддисонова болезнь)

Инсулин

Глюкагон

Сахарный диабет

Каковы причины возникновения различных отклонений от нормального развития? Отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез

Каковы причины возникновения различных отклонений от нормального развития?

Отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось … Отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

Отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез