СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Энергия зрелости: как педагогам 60+ сохранить радость профессии и избежать выгорания»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое эмоциональное выгорание? Особенности у педагогов старшего возраста: мифы и факты. Простые упражнения для снятия напряжения.

Просмотр содержимого документа
««Энергия зрелости: как педагогам 60+ сохранить радость профессии и избежать выгорания»»

«Энергия зрелости: как педагогам 60+ сохранить радость профессии и избежать выгорания»



План тренинга:

1. Введение: Выгорание — не приговор, а вызов

- Знакомство участников: обмен ожиданиями и личным опытом.

- Что такое эмоциональное выгорание? Особенности у педагогов старшего возраста: мифы и факты.

2. Физиология: Тело как основа энергии

- Возраст и стресс: как меняется физиология после 60.

- Практика: простые упражнения для снятия напряжения, основы здорового сна и питания.

- Кейс: история педагога, который вернул бодрость через режим дня.

3. Мозг: Нейронаука против выгорания

- Как стресс влияет на мозг? Возрастные изменения и их компенсация.

- Техники для поддержки когнитивных функций: медитация, дыхательные практики, нейрогимнастика.

- Интерактив: 5-минутная дыхательная сессия.

4. Эмоции: Управление чувствами без подавления

- Эмоциональный интеллект в работе педагога.

- Практика: техники «стоп-кран» для мгновенного успокоения и метод «дневник эмоций».

- Групповая дискуссия: как трансформировать раздражение в понимание?

5.Личность: Опыт как ресурс

- Перезагрузка профессиональных ценностей: зачем вы в профессии?

- Роль хобби и социальных связей в профилактике выгорания.

- Упражнение: «Письмо себе в будущее» — постановка личных и профессиональных целей.

6. Заключение: План устойчивости

- Индивидуальные стратегии: каждый участник создает свой «чек-лист против выгорания».

- Рефлексия: обмен впечатлениями и ресурсами для дальнейшей поддержки.

Фишка тренинга:

Акцент на *практику*, адаптированную для возраста 60+ (минимум теории, максимум упражнений, которые можно внедрить сразу). Упор на сильные стороны зрелости: мудрость, опыт, способность к рефлексии.







































Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”.

  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

1. Упражнение “Снежный ком”.

Психолог: Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Наталья – радостная.
2. Упражнение «Улыбнись»

Психолог: Поднимите руки, те кто сегодня посмотрелся в зеркало.

- Поднимите руки те, кто не просто посмотрелся, но и улыбнулся.

- Раз не все это сделали, я предлагаю улыбнуться друг другу и подарить позитивный настрой.

3. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональноеистощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

4. Мифы: существует мнение, что чем старше преподаватель, тем лучше. Также есть стереотип, что педагог «в возрасте» вызывает у учеников более уважительное отношение. Однако на одном лишь возрасте авторитет долго не держится.  

Факты: у педагогов старшего возраста есть некоторые особенности, например:

  • Выгорание и усталость. Многолетняя работа с людьми, особенно с молодыми людьми, может быть тяжёлой.  

  • Любовь к теории. Опытным преподавателям часто может не хватать времени на практическую часть урока: большая часть занятий отводится изложению материала. 

  • Рассинхронизация с учениками. Повестка современных школьников может сильно отличаться от повестки преподавателей старшего поколения.  

  • Трудности с использованием цифровых технологий. Чем больше стаж работы и выше возраст педагога, тем больше трудностей возникает у него при выполнении заданий, связанных с использованием цифровых технологий. 

При этом важно учитывать, что профессиональные и человеческие качества учителя гораздо важнее возраста и сопутствующих ему характеристик. 

5.Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Интерпретация ответов

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде.





































Тест «Состояние вашей нервной системы»

(К. Либельт)

Инструкция. Обведите кружочком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.

Обработка результатов. Сложите обведенные цифры.

0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить. Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте ,что вы можете сделать для вашего организма.

46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

 

































Тест «Состояние вашей нервной системы»



№ п/п

Симптом

Нет

Редко

Да

Очень часто

1.

Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2.

Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3.

Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4.

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5.

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6.

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7.

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8.

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9.

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

10

Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11

Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть «на высоте»?

0

2

4

8

12

Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14

Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

0

2

4

8

15

Курите ли вы?

0

2

5

10

16

Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли страхи?

0

2

4

8

17

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

18

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8