СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Энергосберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"(из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие энеросберегающие технологии  можно использовать на уроках русского языка и литературы?

На каких этапах урока и как их использовать? В работе можно найти ответы на эти вопросы.

Просмотр содержимого документа
«"Энергосберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"(из опыта работы)»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка и литературы»


Одна из главных и актуальных проблем современного образования – здоровье школьников, сохранение и развитие его. До сих пор эта проблема до конца не решена. Над этим важным и интересным вопросом занимаются доктора, педагоги, целые научно - исследовательские коллективы и социальные институты общества. Меня, как учителя, тоже волнуют проблемы здоровьесбережения на уроках.

Я согласна с тем, что здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

• благоприятный эмоциональный настрой;

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала любого урока - будь то математика или русский язык.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п


От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.


Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Структурными элементами моих уроков выступают:


* приветствие;


* опрос самочувствия;


* релаксация;


* оздоровительные упражнения;


* рефлексия;


* прощание.


1. Рефлексия - один из элементов урока, в конце урока (чаще всего) пытаюсь подвести итог: Что же узнали нового, чему научились. Что может пригодиться в дальнейшем. И если изучалась, к примеру, тема "Причастный оборот, знаки препинания в предложении с причастным оборотом", то учащиеся могут ответить, что научились расставлять знаки препинания в предложении с причастным оборотом... А объясняла я эту тему на таких предложениях, в которых речь идёт о правильном здоровом образе жизни. Например, что нужно заниматься спортом, чистить зубы и т.д. Да, готовиться к урокам приходится долго, но и результат лучше. Используя такие предложения (это могут быть предложения из художественной и научно - популярной литературы), можно проводить рефлексию: А что вы можете сказать о тематике предложений, использованных на уроке, делаете ли вы зарядку, каждый ли день чистите зубы, ссоритесь ли вы с близкими...

2. Что касается комфортного благополучия - этого добиваюсь через приветливое обращение, своей мимикой, интонацией, настроением пытаюсь создать благоприятный климат в классе. Конечно, это не на 100%, но, мне кажется, на уроки детишки идут с удовольствием, мы можем пообщаться и после уроков, когда они делятся своими секретами. Всё это и даёт возможность понимать ребят с полуслова, с полувзгляда. Если вижу, что у ребёнка взрывоопасное настроение, он на грани срыва (и такое бывает), то в зависимости от ситуации с кем-то нужно переговорить наедине, на кого-то не обращать внимания - пересадить на последнюю парту. Это всё зависит от ситуации, от каждого классного коллектива...

Эмоциональный настрой это прежде всего. Я всегда представляю себя на месте детей и, конечно, ни за что не хотела бы видеть перед собой суровую, не эмоциональную, пассивную учительницу. Из опыта работы могу сказать, что применяя здоровьесберегающие технологии мы, конечно, сохраняем здоровье ребенка.


Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.


На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Если спросить у родителей, что для них важнее: здоровье или учеба? Я, как мама , конечно, ставлю приоритет здоровье ребенка и думаю, что большинство родителей так скажут. Если мы, педагоги, констатируем о нездоровье детей прибывших в первый класс и если не мы будем создавать условия, то кто же? Учитель должен прививать здоровый образ жизни через примеры художественных произведений.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Понимаю, что объять необъятное нельзя - задаю на дом столько, сколько реально они могут сделать. Ведь иногда бывает и так, что можно задать 2 задания - они сделают (может быть, с ошибками), а можно 7,8…10,12 - посмотришь-ужаснёшься и делать не будешь.

Для разрядки обстановки, для снятия утомляемости провожу физкультминутки:

Посмотрели вправо, влево,

Руки сжали у груди, (релаксация!!!)

А теперь их отведи ("-")

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!


Нравится и мне, и моим ученикам.


Опыт показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


Известная древняя мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Это — великое благо. Ведь в данной пословице речь идет не только о физическом здоровье, но и о душевном.

На уроке очень непросто создать и сохранить ту хрупкую гармонию телесного и душевного равновесия, которая и называется ЗДОРОВЬЕМ.

Таким образом, основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

Если на уроках русского языка постоянно выполнять задания, которые касаются здоровья, то можно будет надеяться, что школа выпустит здоровых выпускников!


Я убеждена, что на уроке ребенок должен не только получать багаж знаний по предмету, но при этом еще и сохранять свое здоровье. То, что мы включаем в учебный материал тексты здоровьесберегающей направленности, да еще и обсуждаем их с ребятами, позволяет ненавязчиво привить им стремление к здоровому образу жизни, а это очень важно.

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя. Так творчески работать с учебным материалом и обеспечить комфортные условия для развития и реализации природных возможностей может каждый учитель русского, башкирского и английского языков.





4