План – конспект урока ОБЖ 8 класс
Урок 1.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Изучаемые вопросы
Значение огня в жизнедеятельности человека.
Пожары в жилом секторе и их последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.
Изложение учебного материала
1. Используя материалы курса истории, обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества.
Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
2. Прежде чем рассмотреть особенности пожаров в жилом секторе, дать определение пожару, поговорить о том, что пожары возникают, когда огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку.
Особенность пожаров в жилом секторе, а также в общественных местах (в местах массового скопления людей) — в их наибольшей опасности. Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.
3. Наиболее распространенные причины пожаров в быту
Неосторожное обращение с огнем.
Неправильная эксплуатация печного отопления.
Шалости детей.
В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Контрольные вопросы
В чем значение огня в жизни человека?
Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.
Перечислите основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни.
Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.
Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?
Домашнее задание
Изучите § 1.1 учебника.
Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине человеческого фактора, случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.
Урок 2.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.
Изучаемые вопросы
Значение профилактики пожаров.
Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
Защита населения Российской Федерации от пожаров
Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Изложение учебного материала
Опираясь на примеры из курса истории, напомнить учащимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило человеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию прежде всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.
Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.
3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.
В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.
4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.
Контрольные вопросы
При каких условиях огонь становится опасным для человека?
Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?
Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?
Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?
Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?
Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?
Домашнее задание
Изучите § 1.2, § 1.3 учебник
Урок 3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности
Цель урока. Разъяснить учащимся права; обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности, обеспечения личной безопасности при пожарах, обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.
Изучаемые вопросы
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. 3 Правила безопасного поведении при пожаре в квартире и при обращении с электрической энергией 4 Правило безопасного поведения при пожаре в общественном месте и на даче
Изложение учебного материала
1 Довести до учащихся что личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара. Необходимость соблюдения ППБ диктуется законами жизни и определена законодательством РФ. Для граждан РФ Федеральным законом «О пожарной безопасности (от 21 декабря 1994 г.. в редакции от 23 июля 2016г) предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области ПБ.
2.Права граждан в области пожарной безопасности
Граждане РФ имеют права и обязанности и несут ответственность за нарушения требований государственного пожарного надзора. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку и соблюдения мер пожарной безопасности. Познакомить обучающихся с правами и обязанностями, предусмотренными законом, ответственностью которую несут граждане нарушения требований ПБ (ст. 167 УК РФ), а также иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Каждый человек в случае пожара имеет право на:
защиту жизни, здоровья и имущества;
возмещение ущерба в установленном порядке;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности;
участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.
Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями.
В области пожарной безопасности каждый человек обязан:
соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;
иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;
при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;
выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.
3 Рассмотреть правила безопасного поведения в квартире и правила обращения с электрической энергией. Объяснить правила поведения при пожаре в квартире, назвать номера телефонов, по которым необходимо вызвать пожарных. Соблюдать порядок включения электроприборов в сеть, безопасные действия при пользовании электроприборами бытового назначения.
4 Познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре в общественном месте и на даче.
В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.
Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.
Контрольные вопросы
1 Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?
2 Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
3 Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности? 4 Правила безопасного поведения при пожарах в квартире, общественном месте, на даче.
Домашнее задание
Изучите § 1.2, § 1.3 учебник
4-?
5-?
Урок 6
Велосипедист - водитель транспортного средства
Цель урока. Разъяснить учащимся права, обязанности и ответственность граждан, являющихся водителем транспортного средства.
Учебные вопросы
1.Духовные и физические качества водителя транспортного средства в области безопасности дорожного движения.
2.Требования, предъявляемые к велосипедисту как водителю транспортного средства.
3.Основные требования к техническому состоянию велосипеда.
4.Роль Ассоциации юношеских автомобильных школ России.
Изложение учебного материала
1.Раскрыть содержание первого вопроса. Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения. Напомним, что в нашей стране высокими темпами растет число автомобилей; ежегодно примерно на 1500 000 автомобилей становиться больше. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 550 автомобилей (в 2016 году показатель составил в среднем 317 автомобилей). Духовные и физические качества водителя в области безопасности дорожного движения:
1.Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающих при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.
2.Глубокое знание Правил дорожного движения, их осознанное соблюдения и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дорогах.
3.Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.
4.Воспитания в себе чувства высокой ответственности за безопасность других УДД (пешехода и пассажира) соблюдение их прав в области БЖД. Велосипедист – лицо, управляющий велосипедом. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.
2. Вопрос. Довести до учащихся требования, предъявляемые к велосипедисту как водителю транспортного средства. Управлять велосипедом при движении по дороге ПДД разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляться такие же требования, как и к любому водителю. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешиходной дорожкам или полосе для велосипедиста.
3.Вопрос. Далее необходимо перечислить основные требования к техническому состоянию велосипеда. Что запрещается водителям велосипедов. Записать основные обязанности велосипедиста - При необходимости повернуть на лево или развернуться велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его радом, соблюдая правила. установленные для пешехода.
- При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево отводят в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо отводят в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку. Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.
4. Вопрос. Необходимо отметить, что в РФ в 1995 году была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России. Обозначить роль Ассоциации в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, воспитании и обучения юных участников ДД правилам безопасного поведения на улицах и дорогах сегодня стала особенно актуальна. Определить задачи, решаемые Ассоциацией.
Контрольные вопросы
1 Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя на безопасность ДД?
2 Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области БДД?
3 Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства? 4 Перечислите основные обязанности велосипедиста?
Домашнее задание
Изучите § 2.3 Стр. 49-55 учебник
Урок 7.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся в области безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активного отдыха в природных условиях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания, во время водных походов в условиях аварийной ситуации, возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Изучаемые вопросы
Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде.
Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде.
Правила безопасного купания в различных водоемах.
Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.
Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде. Способы транспортировки пострадавшего.
Изложение учебного материала
Содержание первого вопроса раскрыть на материале курсов истории и географии: вода защищала от нападения врагов, служила дорогой, способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. Кратко осветив эти вопросы, переходим к специфике ОБЖ: общение человека с водой потребовало от него определенных знаний и умений по безопасному поведению на воде с учетом ее свойств. Привести материалы статистики о гибели на водоемах.
Тщательно проработать с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при наводнениях, на замерзших водоемах, при следовании в качестве пассажира на морских и речных судах.
Далее необходимо повторить с учащимися правила безопасного поведения на воде во время купания. Сформировать у них убеждение в необходимости для обеспечения личной безопасности не только знать, но и постоянно соблюдать эти правила.
Обратить внимание учащихся на то, что важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность. Шутки, игры не должны переходить известных границ.
Повторить основные правила безопасного поведения вовремя водного похода, подчеркнув, что водный туризм является одним из наиболее сложных видов туризма и подготовка к водным путешествиям имеет ряд своих особенностей.
Кроме того, путешествие на воде требует от участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.
4. Коротко познакомить учащихся с общими правилами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Эти правила изложены в учебнике.
Необходимо подчеркнуть, что приемами спасения утопающего должен владеть каждый человек, умеющий плавать.
Познакомить учащихся с основными способами освобождения от захватов при оказании помощи утопающему.
Если тонущий захватил руки спасателя за запястья, то освободиться можно, если сделать рывок внутрь — в сторону больших пальцев потерпевшего или, упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.
При обхвате руками шеи спасателя спереди ему нужно, захватив локти тонущего, послать их вверх и быстро опуститься под воду. Если же тонущий обхватил шею спасателя сзади, то нужно захватив верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять руку потерпевшего и пронести ее через свою (спасателя) голову, одновременно опускаясь на глубину.
При захвате туловища вместе с руками спереди надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду (уйти в глубину). Так же следует действовать и при захвате сзади.
Познакомить учащихся со способами транспортировки пострадавшего на воде: при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;
буксировка за голову;
буксировка с захватом под мышками;
буксировка с захватом под руку;
буксировка с захватом выше локтей;
буксировка с захватом за волосы или воротник;
буксировка при оказании помощи уставшему пловцу.
В заключение урока необходимо обратить внимание обучаемых на одну очень важную деталь при спасении утопающего — вынос потерпевшего из воды. Подплыв к берегу и встав на дно, спасатель удобно захватывает тонущего под руки, осторожно приподнимает его и, передвигаясь спиной вперед, вытаскивает на берег, укладывает на ровном месте на одеяло или другую подстилку, после чего сразу же приступает к оказанию первой медицинской помощи.
Если на месте происшествия не оказалось врача или медицинской сестры (или они не успели подъехать), первую медицинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предварительно оценив состояние пострадавшего.
Контрольные вопросы
Какой порядок действий спасателя рекомендуется при оказании помощи терпящему бедствие на воде?
Какими качествами и навыками должен обладать спасатель, оказывающий помощь терпящему бедствие на воде?
Какие существуют способы освобождения от захватов тонущего человека при оказании ему помощи на воде?
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего?
Домашнее задание
Изучите § 3.1, 3.2, 3.3 учебника.
Урок 8. Безопасный отдых на водоемах. Урок 9. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности.
Урок 10 Время урока 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 8 класс, ПК, проектор
Ход урока 1. Вступительная часть Организационный момент Опрос домашнего задания
2. Основная часть. - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала Изучаемые вопросы
1. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды.
2. Загрязнение атмосферы 3. Загрязнение почв 4. Загрязнение вод 5. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания 6. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.
Изложение учебного материала
Отметить, что человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека (использовать данные статистики). Остановиться на предельно допустимых нормах концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. Государственный стандарт (12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности) подразделяет вредные вещества по степени воздействия на организм на 4 класса опасности: 1 класс опасности – вещества чрезвычайно опасные; 2 класс опасности – вещества высоко опасные; 3 класс опасности – вещества умеренной опасности; 4 класс опасности – вещества малоопасные;
Отметить, что к основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. Подчеркнуть, что особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.
3-4. Рассмотреть особенности загрязнения почв и водной среды.
5. Рассмотреть типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
6. Раскрывая содержание третьего вопроса, необходимо подчеркнуть, что загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились
глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге н невозможности существования человека на Земле.
В заключение урока отметить, что для человека естественно желание иметь здоровую, продолжительную, комфортную жизнь, а также возможность реализации своих интеллектуальных, эстетических, культурных и других потребностей. Поэтому необходим поиск оптимальных решений в организации жизнедеятельности человека, и в особенности производственной его деятельности.
Контрольные вопросы
Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду?
Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания?
Как влияет загрязнение атмосферы, почв и природных вод на здоровье человека?
Почему так остро в настоящее время встал вопрос о защите окружающей природной среды?
Какие качества человека характеризуют его общий уровень культуры в области экологической безопасности?
Домашнее задание
Изучите § 4.1 учебника стр. 83-92
Составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания, и оцените их влияние на экологическую обстановку в районе. Свои наблюдения и выводы запишите в дневник безопасности.
Урок 11. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Цель урока. Сформировать у учащихся устойчивое убеждение в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.
Изучаемые вопросы
Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды.
Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды.
Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.
Изложение учебного материала
Во вступительной части урока целесообразно отметить, что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Поэтому важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, внося соответствующие изменения в свой образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.
1.Рассмотреть, каковы пути расширения возможностей организма противостоять отрицательному воздействию. Прежде всего, это здоровый образ жизни и правильное питание. В ежедневном рационе обязательно должны присутствовать витамины А, С и Е.
Особо подчеркнуть необходимость воспитания в себе отрицательного отношения к вредным привычкам.
Каждый человек может внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды, сформировав в себе потребность в этом и личную ответственность за это.
В процессе совместного обсуждения сформулировать возможность отрицательного воздействия среды на организм и необходимость правильного поведения: живя в промышленной зоне, проветривать помещение, учитывая направление ветра; стараться не ходить вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали; для занятий физической культурой выбирать место в парке или сквере и т. д.
В заключение урока подчеркнуть, что все человечество ищет пути, как предотвратить экологический кризис и сохранить нашу планету для будущих поколений людей. Каждый человек должен стремиться сохранять окружающую природную среду и бережно относиться к своему здоровью.
Контрольные вопросы
Как можно расширить защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?
Как в повседневной жизни можно способствовать сохранению окружающей природной среды?
Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?
Домашнее задание
Изучите § 4.2 учебника.
Подберите по своему вкусу продукты, в которых присутствуют витамины А, С, Е. Вместе с родителями продумайте, как разумно внедрить их в рацион. Свои пожелания по использованию витаминов и оценку их влияния записывайте в дневник безопасности.
Урок 12. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Цель урока. Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Изучаемые вопросы
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Изложение учебного материала
Дать определения таким понятиям, как «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», предварительно подчеркнув, что чрезвычайные ситуации техногенного характера являются результатом производственной деятельности человека.
Охарактеризовать объекты экономики, имеющие риск возникновения производственных аварий, способных привести к чрезвычайным ситуациям:
радиационно опасные объекты;
химически опасные объекты;
взрыво- и пожароопасные объекты;
газо- и нефтепроводы и т. д.
Вновь подчеркнуть, что опасности техногенного характера возникают в процессе хозяйственной деятельности человека, следовательно, обусловлены человеческим фактором. Привести данные статистики.
3. Обратить внимание обучаемых на то, что для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций техногенного характера и выработки мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация чрезвычайных ситуаций.
Основаниями классификации могут быть типы чрезвычайных событий и их источники; масштабы распространения чрезвычайных ситуаций и тяжесть последствий.
В заключение урока целесообразно подчеркнуть, что в настоящее время наибольшую опасность для населения и окружающей природной среды по масштабу распространения и тяжести последствий представляет возникновение крупных аварий, которые могут произойти на радиационно и химически
опасных объектах, на взрыво- и пожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях. Тем самым подвести учащихся к следующему уроку, где будут подробно рассмотрены вопросы обеспечения безопасности населения при возникновении аварий на этих объектах.
Контрольные вопросы
Чем обусловлено возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьезную опасность для населения и окружающей среды?
Какие чрезвычайные ситуации относятся к Чрезвычайным ситуациям техногенного характера?
Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий?
Домашнее задание
Изучите § 5.1 учебника.
Подберите пример наиболее характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, имевшей место в регионе вашего проживания. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия, постарайтесь определить свое поведение в аналогичной ситуации. Запишите это в свой дневник безопасности.
Поурочный план
Предмет: ОБЖ.
Класс: 8.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.
Урок №13. Тема: Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия.
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 8 класс, ПК, проектор
Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.
Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хамзатов Д. С.
Цель урока.
Образовательные – Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды». Дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека. Сформировать у учащихся понимание неизбежности развития ядерной энергетики; познакомить с политикой радиационной безопасности.
Развивающие:
- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.
- учить работать с разными информационными источниками;
- сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при радиоактивном загрязнении окружающей среды;
Аналитические:
- анализировать последствия аварий на радиационно- опасных объектах, загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.
Воспитательные
- сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;
- воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни.
Изучаемые вопросы
Радиационно опасные объекты.
Возможные последствия аварии на радиационно опасном объекте.
Влияние ионизирующего излучения на организм человека.
Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности.
Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России.
Рекомендации специалистов МЧС России по правила поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.
Изложение учебного материала
Познакомить учащихся с особенностями радиационно опасных объектов, дать представления об ионизирующих излучениях. Назвать типы радиационно- опасных объектов.
Познакомить учащихся с классификацией тяжести аварий на АЭС, в основе которой лежит специальная шкала, разработанная МАГАТЭ. Шкала имеет 7 категорий тяжести последствий аварий и происшествий на АЭС и предназначена для оценки серьезности происшедшего, быстрого оповещения и выбора адекватных мер безопасности.
3. Дать информацию об ионизирующем излучении, способном привести к развитию лучевой болезни. Рассказать о стадиях лучевой болезни и ее последствиях.
В заключение урока отметить, что без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня общей культуры в области безопасности у населения, проживающего в зонах АЭС.
4. Еще раз подчеркнуть, что развитие ядерной энергетики в мире неизбежно; объяснить почему. Специально подчеркнуть, что в режиме нормальной работы АЭС не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1995 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».
5. Проинформировать учащихся о нормах радиационной безопасности, установленных на территории нашей страны.
В сумме эффекты от всех естественных и искусственных источников излучений в настоящее время в среднем составляют 0,25 бэр в год. Следовательно, все люди на Земле получают в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.
6. Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению радиационной безопасности:
при проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов;
при получении сигнала оповещения о радиационной аварии;
при подготовке к возможной эвакуации;
при проживании на радиационно-загрязненной местности.
Контрольные вопросы
Какие объекты относятся к радиационно опасным?
Какое событие понимается как радиационная авария?
Какие вещества относятся к радиоактивным?
Что такое ионизирующее излучение и каково его влияние на организм человека?
Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека?
Какими факторами можно объяснить необходимость развития ядерной энергетики?
Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения установлены в Российской Федерации?
Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?
Что такое естественный радиационный фон?
Что такое радиационная авария?
Домашнее задание
Изучите § 5.2, стр.106-114 учебника.
Урок 14. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Цель урока. Познакомить учащихся с опасными химическими веществами (ОХВ) и с аварийно химически опасными веществами (АХОВ), обобщить знания о химически опасных объектах и последствиях, к которым может привести химическая авария на этих объектах. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в стране и в регионе для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания о средствах индивидуальной защиты и их защитных свойствах.
Изучаемые вопросы
Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества.
Химически опасные объекты.
Химическая авария и ее возможные последствия.
Общие мероприятия по защите населения от химических аварий.
Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.
Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.
Изложение учебного материала
1. В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны.
Многие химические соединения обладают высокой токсичностью и способны при определенных условиях вызвать массовые отравления людей и животных, а также заражение окружающей среды. Такие вещества называются опасными химическими веществами (ОХВ).
В настоящее время в промышленности существует более 600 тыс. наименований, но из них только немногим более 100 относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ).
Раскрывая особенности химически опасных объектов, привести данные статистики об их количестве и суммарных запасах АХОВ, об общей площади территории России, на которой может возникнуть химическое заражение.
Отметив, что, несмотря на наличие в нашей стране комплекса мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности, аварии на химически опасных объектах случаются постоянно, сосредоточить внимание учащихся на понятиях «химическая авария», «очаг поражения AXOB», «опасный поражающий фактор химической аварии».
Отметить, что химическая промышленность, несомненно, будет развиваться и дальше, удовлетворяя потребности населения в различных видах товаров, а значит, будет расти количество химически опасных предприятий. Это неизбежно. На уровне государства будут приниматься соответствующие меры, направленные на обеспечение химической безопасности населения. Кроме того, необходимы усилия, направленные на повышение уровня химической безопасности населения, особенно проживающего в местах, где расположены химически опасные объекты.
4. Кратко остановившись на структуре системы защиты населения от химических аварий, сосредоточить внимание на мероприятиях, проводимых ГОЧС.
5. Подчеркнуть, что одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов, ватно-марлевых повязок и т. п.); рассмотреть их характеристики и типы.
Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую входят общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон, защитная фильтрующая одежда. Необходимо отметить, что специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.
Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой пленкой. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, резиновые боты и галоши.
Рассмотреть практические рекомендации специалистов МЧС России о том, как правильно вести себя в случае химической аварии. В ходе изложения материала познакомить учащихся с наиболее распространенными АХОВ (аммиак, хлор).
В заключение урока необходимо отметить, что в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации можно временно укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, в которых предусмотрена герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.
Контрольные вопросы
Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?
Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?
Какие объекты экономики считаются химически опасными?
К каким последствиям может привести воздействие АХОВ на организм человека?
Что такое химическая авария? Перечислите ее возможные последствия.
Какие органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по обеспечению химической безопасности населения?
Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?
Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?
Какими свойствами обладают наиболее распространенные АХОВ — аммиак и хлор?
Домашнее задание
Изучите § 5.4, 5.5 учебника.
Выясните, находится ли вблизи места вашего проживания химически опасный объект и какую продукцию он производит. Познакомьтесь с правилами оповещения населения в случае возникновения химической аварии на объекте. Сделайте соответствующие пометки в тетради о правилах личной безопасности в случае возникновения аварийной ситуации в районе вашего проживания.
Урок 15. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсудить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Изучаемые вопросы
Взрыво- и пожароопасные объекты.
Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов.
Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Изложение учебного материала
Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взрывов эконометана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты.
Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах:
поражающим фактором во время взрыва является воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений; поражающими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.
3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.
4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от количества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опасных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной думой 20 июня 1997 г.).
К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:
воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ;
окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.
Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникновения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:
как действовать при внезапном обрушении здания;
как действовать в завале.
В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
Контрольные вопросы
Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожароопасным?
Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
На какие категории и по каким признакам подразделяются взрыво- и пожароопасные объекты?
При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?
Домашнее задание
Изучите § 5.6, 5.7 учебника.
Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.
Урок 16. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Цель урока. Познакомить учащихся с основными гидротехническими сооружениями и их предназначением. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
Изучаемые вопросы
Гидротехнические сооружения и их предназначение.
Гидродинамические аварии и причины их возникновения.
Возможные последствия гидродинамических аварий.
Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.
Изложение учебного материала
1. Отметить, что гидротехническое сооружение — это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.
К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.
Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействие человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:
повреждения и разрушения гидротехнических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);
— катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.
Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 значительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.
4. Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» составляются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.
5. Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы.
Основные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения можно рассмотреть на конкретном примере — прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.
6. К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.
На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях:
как подготовиться к гидродинамической аварии;
как действовать при угрозе гидродинамической аварии;
как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях;
как действовать после гидродинамической аварии.
В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке — это основная цель обучения правилам безопасного поведения.
Контрольные вопросы
Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.
Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?
Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?
Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?
Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.
Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?
Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?
Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому coopyжению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического происхождения?
Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?
Домашнее задание
Изучите §5.8, 5.9 учебника.
Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имевших место в мире. Проанализируйте причины их возникновения и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.
Урок 23. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Цель урока. Познакомить учащихся с общими мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении.
Изучаемые вопросы
Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение.
Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Начать изложение материала с описания мероприятий по инженерной защите.
Основные мероприятия инженерной защиты населения:
укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях (подвальные помещения, цокольные этажи, подземные пространства объектов торгово-социального назначения);
использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам;
предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей АХОВ.
Отметить, что одним из наиболее эффективных мероприятием по защите населения является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Это убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ).
Обсудить с учащимися правила поведения укрываемых в защитных сооружениях: беспрекословно выполнять все распоряжения коменданта (старшего) защитного сооружения; без надобности не ходить по помещению убежища или укрытия, не курить, самостоятельно не включать и не выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, не открывать и не закрывать двери, соблюдать тишину.
В заключение урока необходимо отметить, что в настоящее время фонд защитных сооружений гражданской обороны составляет 33 тыс. убежищ и около 11 тыс. противорадиационных укрытий, что составляет около 80% от потребности (по данным МЧС России).
Контрольные вопросы
Какие инженерно-технические сооружения могут использоваться для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
Как подразделяются защитные сооружения гражданской обороны по своему предназначению и защитным свойствам?
Какие защитные сооружения гражданской обороны наиболее полно обеспечивают защиту населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
Какими защитными свойствами обладает противорадиационное укрытие?
Для чего предназначены простейшие укрытия?
Домашнее задание
Изучите § 6.3 учебника.
Урок 14. Психологическая уравновешенность
Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни человеку необходимо научится воспитывать у себя такие качества, как уверенность, самоуважение, стремление к самосовершенствованию, умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, формировать у себя психологическую уравновешенность и умение управлять своими эмоциями.
Изучаемые вопросы
Психологическая уравновешенность.
Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте.
Основные направления воспитания психологической уравновешенности.
Изложение учебного материала
Раскрыть смысл понятия «психологическая уравновешенность». Каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определенными качествами: управлять своим поведением и эмоциями в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.
Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности.
Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.
Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности — умение преодолевать стресс.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Это обусловлено наследственными особенностями человека, а также приобретенными качествами.
Контрольные вопросы
Что следует понимать под психологической уравновешенностью?
Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?
3. Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?
Домашнее задание
Изучите §6.1 учебника и выполните домашнее задание, предложенное в конце данного параграфа.
Урок 15. Стресс и его влияние на человека
Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями «стрессовый фактор» и «стресс»; проанализировать стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье человека.
Изучаемые вопросы
Стрессовые факторы и стресс.
Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье.
Общие принципы борьбы со стрессом.
Изложение учебного материала
1. Стрессовый фактор, или стрессор, — это сильное воздействие на психику человека, вызывающее у него состояние напряжения — стресс.
Реакция каждого человека на различные стрессоры разная и зависит от его духовных и физических качеств, от степени тренированности адекватного реагирования на события в жизни.
2. Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.
Стадия мобилизации. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации).
Стадия сопротивления. Непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления, когда обретает повышенную способность переносить действия стрессоров.
Стадия истощения. Если стресс сохраняется долго, способность организма сопротивляться стрессорам снижается, появляются нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, головная боль, бессонница и т. д. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе организм человека функционирует наиболее эффективно, он готов к оптимальному режиму работы, достижению поставленных целей без истощения жизненных сил.
3. Обсудить общие принципы борьбы со стрессом: научиться вырабатывать в себе умение управлять своим поведением, находить оптимальное решение в экстремальных ситуациях.
В заключение урока необходимо отметить, что основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества и соблюдать общие принципы борьбы со стрессом.
Контрольные вопросы
Что понимают под стрессом?
Какие стадии развития стресса существуют?
Как влияет длительное пребывание в сильном стрессе на здоровье человека?
Какие существуют общие принципы борьбы со стрессом?
Домашнее задание
Изучите § 6.2 учебника.
Выполните домашнее задание, предусмотренное в параграфе.
Урок 16. Анатомо-физиологические особенности
подросткового возраста
Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте, обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека.
Изучаемые вопросы
Развитие человека в подростковом возрасте.
Возможные функциональные расстройства организма подростка.
Правила личной гигиены в подростковом возрасте.
Изложение учебного материала
Подростковый возраст — период жизни человека с 12—13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая и психическая перестройка организма, сопровождающаяся ускоренным физическим развитием.
В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. При интенсивном чтении, работе на компьютере появляются нарушения зрения, при длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физическое перенапряжение.
Особое внимание учащихся обратить на важность соблюдения правил личной гигиены в подростковом возрасте. В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться, ежедневно принимать душ.
Девушкам порекомендуем подмываться водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не следует принимать ванны; лучше обмыться под душем. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, необходимо воздержаться от длительного хождения пешком, бега и прыжков.
В заключение урока необходимо отметить, что знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учетом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.
Контрольные вопросы
Какой возраст принято считать подростковым?
Какие функциональные отклонения могут происходить в организме подростка?
Для чего необходимо строго соблюдать правила личной гигиены в подростковом возрасте?
Домашнее задание
Изучите § 6.3 учебника.
Урок 28. Формирование личности подростка в процессе
взаимоотношений со взрослыми
Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.
Изучаемые вопросы
Подростковый период — период возрастного кризиса.
Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости».
В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.
2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.
3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.
Правила слушания:
старайтесь не прерывать собеседника;
дайте собеседнику время высказаться;
избегайте поспешных выводов;
спокойнее реагируйте на высказывания;
не отвлекайтесь;
ищите истинный смысл сказанных слов;
следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
Контрольные вопросы
Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
Какую роль играют семья и родители в социальном развитии подростка?
Какие взаимоотношения с родителями наиболее эффективно способствуют социальному развитию подростка?
Домашнее задание
Изучите § 6.4 учебника.
Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.
Урок 18. Формирование личности
во взаимоотношениях со сверстниками
Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте.
Изучаемые вопросы
Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте.
Конфликтные ситуации в подростковой среде и пути их разрешения.
Определение способностей к общению.
Изложение учебного материала
Обратить внимание учащихся, что подростковый возраст — это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных. Вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Проанализировать возможные причины возникновения конфликта и пути разрешения конфликтной ситуации.
Можно рассмотреть три подхода к разрешению конфликтной ситуации: «атака», «уход» и «компромисс». В случае атаки необходимо повернуться лицом к проблеме, проанализировать ее детально и определить эффективный ход действий.
Если этот вариант не удался и в отношениях ничего не меняется, следует рассмотреть вариант ухода («бегства»).
Третий подход — «компромисс», т. е. пересмотр ситуации, сложившейся между конфликтующими сторонами. Уважающие себя люди свободно идут на компромиссы, однако в принципиальных вопросах компромиссы неприемлемы.
3. В заключение урока целесообразно предложить учащимся тест для оценки способностей к общению (см.: Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов. — М.: Просвещение, 2007).
Контрольные вопросы
Какое значение имеет общение со сверстниками в становлении личности человека?
Какую роль вы отводите родителям при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками?
Какие качества вы считаете наиболее привлекательными в коллективе сверстников для установления более тесного общения с ними?
Домашнее задание
Изучите § 6.5 учебника.
Урок 19. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола
Цель урока. Объяснить учащимся влияние полового созревания в подростковом возрасте на поведение человека. Объяснить им последствия ранних половых связей. Сформировать убеждение, что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Изучаемые вопросы
Влияние полового созревания на поведение подростка.
Причины, способствующие раннему вступлению в половые связи, возможные последствия ранних половых связей.
Значение духовного взаимопонимания во взаимоотношениях полов.
Изложение учебного материала
1. Обратить внимание учащихся на особое место, которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Отношения мальчиков и девочек начинают строиться по рецептам, заимствованным у взрослых.
Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано, часто задолго до наступления полового созревания.
Человек, еще не сформировавшийся социально, в половой близости видит только физическую близость, не понимая чувства ответственности за возможные последствия.
2. Особое внимание обратить на возможные причины ранних половых связей и последствия их для здоровья человека: стремление к независимости от родителей, доступность информации по вопросам пола в средствах массовой информации, появление контрацептивов, упрощенное отношение молодежи к сексу и игнорирование различных социальных запретов в этой области. К числу негативных последствий этих связей можно отнести распространение инфекций, передаваемых половым путем, беременность в раннем возрасте, раннее вступление в брак молодых людей, не подготовленных к семейной жизни психологически и материально.
3. Подчеркнуть, что главное во взаимоотношениях полов не физическая близость, а духовное взаимопонимание и способность в дальнейшем создать прочную и благополучную семью. Для этого человек должен достичь определенной зрелости не только физически, но и духовно и социально.
В заключение урока подчеркнуть, что в силу своей социальной незрелости подростки не должны вступать в ранние половые связи; воспитание в себе необходимых физических, духовных и социальных качеств — залог создания в дальнейшем счастливой семьи.
Контрольные вопросы
Какие факторы влияют на развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола в подростковом возрасте?
Каковы причины и возможные последствия для здоровья человека вступления в половые связи в подростковом возрасте?
Какие социально значимые качества, обеспечивающие правильные взаимоотношения полов, необходимо формировать каждому человеку в подростковом возрасте?
Домашнее задание
Изучите § 6.6 учебника.
Урок 20. Взаимоотношения подростка и общества.
Правовая ответственность несовершеннолетних
Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение в необходимости знать правовые нормы человека и гражданина РФ и соблюдать их в повседневной жизни. Проанализировать основные причины правонарушений, совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ, предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних.
Изучаемые вопросы
Необходимость правовых знаний в подростковом возрасте.
Основные причины правонарушений, совершаемых подростками.
Ответственность несовершеннолетних.
Изложение учебного материала
1. Основная идея урока должна состоять в том, чтобы учащиеся поняли, что в подростковом возрасте не просто увеличивается объем знаний, но и расширяется умственный кругозор человека. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенный смысл и направление. Поэтому подростку необходимы правовые знания, определяющие гpaницы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений, которые совершаются случайно, «за компанию», и не стать преступником.
2. Обратить внимание учащихся на то, что многие правонарушения подростки совершают из-за незнания правовых норм.
Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться признания co стороны взрослых. Иногда минутный порыв становится причиной преступления, которое потом меняет всю дальнейшую жизнь молодого человека. Особое место занимают преступления, совершаемые подростками против половой неприкосновенности (изнасилования).
3. Целесообразно обсудить с обучаемыми отдельные положения Уголовного кодекса РФ, в которых предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних.
В заключение урока необходимо обобщить, что преступное поведение для большинства подростков случайно, ситуативно. Подростки, совершившие преступление, не смогли оценить возможные последствия своих поступков.
Контрольные вопросы
Какую роль играют правовые знания в профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними?
Какие наиболее вероятные причины приводят к правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними?
В каком возрасте человек считается несовершеннолетним?
Домашнее задание
Изучите § 6.7 учебника.
Урок 21. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучаемые вопросы
Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности.
Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности.
Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.
Рекомендации по изложению учебного материала
Раскрывая содержание первого вопроса, подчеркнуть, что в современной жизни возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций, следовательно, увеличивается фактор риска для жизни и здоровья человека. Далее можно проанализировать причины трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, подчеркнув, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор.
Подчеркнуть, что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, она отстает от стремительных темпов развития цивилизации. В общих чертах раскрыть, что следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, подчеркнув, что понятия «безопасность человека» и «здоровый образ жизни» взаимосвязаны.
Подвести учащихся к выводу, что обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение уровня его общей культуры в области безопасности являются составляющими индивидуальной системы здорового образа жизни.
Повышение уровня культуры безопасности предполагает формирование жизненно важных в области безопасности умений, убеждений и привычек, в том числе непосредственно касающихся здорового образа жизни человека.
В заключение урока обобщить учебный материал: постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и, следовательно, высокого уровня его здоровья. Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.
Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.
Контрольные вопросы
В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства?
Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?
Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?
Какие качества должны формироваться в человеке при соблюдении им норм здорового образа жизни?
Почему в настоящее время можно считать уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности одним из критериев уровня его здоровья?
Домашнее задание
Изучите § 7.8 учебника.
Урок 32. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
Изучаемые вопросы
Первая медицинская помощь и ее предназначение.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи.
Изложение учебного материала
1. Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи. Попросить учащихся сформулировать предназначение первой медицинской помощи.
В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомощи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.
Далее необходимо подчеркнуть, что первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:
временная остановка кровотечения;
наложение специальных повязок на раны и ожоги;
иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
профилактика лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);
помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
2. Разобрать с учащимися общие правила оказания первой медицинской помощи.
Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые, насильственные вмешательства могут повредить пострадавшему и ухудшить его состояние.
Если первую медицинскую помощь оказывают двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руководить выполнением всех приемов первой медицинской помощи.
Приступая к оказанию первой медицинской помощи, вначале необходимо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала необходимо выполнить те приемы, от выполнения которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской помощи. Так, при открытом переломе бедра и наличии артериального кровотечения сначала надо остановить опасное для жизни кровотечение, затем на рану наложить стерильную повязку и только потом на ногу наложить специальную шину или подручные средства для обеспечения неподвижности конечности в месте перелома.
3. Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи: табельные (перевязочный материал, кровоостанавливающие жгуты, некоторые медикаменты, специальные шины); подручные (чистая простыня, рубашка, ткани (лучше нецветные), брючный ремень, закрутка из ткани, полоски твердого картона и фанеры, доски, палки и др.).
В заключение урока необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области.
Контрольные вопросы
Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?
Какие основные медицинские мероприятия могут проводиться при оказании первой медицинской помощи?
Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?
Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?
Домашнее задание
Изучите § 8.1 учебника.
Урок 33. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ)
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами — аммиаком и хлором.
Изложение учебного материала
При наличии возможностей урок по данной теме можно организовать как практическое занятие. Если такой возможности нет, повторить с учащимися, какие химически опасные вещества относятся к АХОВ, напомнить, что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Разобрать признаки, которые возникают при отравлении аммиаком и хлором, и правила оказания первой медицинской помощи при этом отравлении.
Контрольные вопросы
Какие вещества называются аварийно химически опасными?
Каковы признаки отравления аммиаком и хлором?
Какую первую помощь нужно оказывать отравленному аммиаком и хлором?
Домашнее задание
Изучите § 8.2 учебника.
Урок 34. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при утоплении
Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Изложение учебного материала
При наличии условий урок можно организовать как практическое занятие.
Во вступительной части урока повторить, что такое травмы, виды травм.
Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах, растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. Изложить учебный материал, используя плакаты или иллюстрации учебника. При этом подчеркнуть, что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего. Особое внимание следует обратить на правила проведения искусственного дыхания.
Контрольные вопросы
В чем состоит первая медицинская помощь при переломах, вывихах, растяжениях, разрывах связок?
Какие средства можно использовать при оказании первой медицинской помощи?
Каковы правила оказания медицинской помощи при утоплении?
В каких случаях выполняется искусственное дыхание?
Каковы правила проведения искусственного дыхания?
Домашнее задание
Изучите § 8.3, 8.4 учебника.