Защита проекта.
Добрый день. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Откуда приходят к нам в язык слова, когда и кем создаются?
А что значит знать слова?
Оказывается, нужно прислушаться к слову, приглядеться к нему, проникнуть в его тайну.
Надеемся, что предлагаемый проект пробудит в вас интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.
Итак, приглашаем в гости к слову…
Тема моей исследовательской работы – «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют» (слайд№1)
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб – это не только слово, это многовековая история. Именно поэтому в нашем исследовании мы обратились к слову ХЛЕБ.
Данная исследовательская работа является процессом поиска ответа на вопрос: "Что можно узнать об одном слове?"
Свое исследование мы начали с опроса.
Для исследовательского опроса учащимся было предложено 9 вопросов. (Слайд №2)
1.Что такое хлеб? |
2.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово? |
3.Почему хлеб называют хлебом? |
4.Когда появился хлеб? |
5.Когда появилось слово хлеб? |
6.Каково происхождение слова хлеб? |
7.Какой бывает хлеб? |
8.Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете? |
9.Какие стихи, песни о хлебе вы знаете? |
В опросе участвовали 67 учащихся 5 классов.(слайд №3)
Результаты опроса таковы:
Актуальность выбранной темы: Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.
Привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
Мы выдвинули следующую гипотезу:
Оказалось, что 58% (39 учащихся из 67) смогли ответить только на 1 вопрос «Что такое хлеб?» из 9 предложенных.
23% (15 учащихся из 67) смогли ответить на 1,7,8 вопросы «Что такое хлеб?»,
Оказалось, что 58% (39 учащихся из 67) смогли ответить только на 1 вопрос «Что такое хлеб?» из 9 предложенных.
23% (15 учащихся из 67) смогли ответить на 1,7,8 вопросы «Что такое хлеб?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?».
10% (7 учащихся из 67) смогли ответить на 1,2,7,8 вопросы: «Что такое хлеб?», «Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?».
9% (6 учащихся из 67) смогли ответить на 1,2,7,8,9 вопросы: «Что такое хлеб?», «Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?», «Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?».
Выяснилось, что учащиеся 5 классов затруднились при ответе на следующие вопросы: «Почему хлеб называют хлебом?», «Когда появился хлеб?», «Каково происхождение слова хлеб?», частично затруднились: «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?» « Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?»
Исследуя результаты опроса, мы посчитали актуальной (Слайд №4) данную тему и решили:
Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.
Привлечь интерес к слову ХЛЕБ, вместе с тем, привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
Мы выдвинули гипотезу (Слайд №5):
Предположим, изучив слово ХЛЕБ с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве, мы сможем создать «Энциклопедию одного слова», а именно, «Энциклопедию слова ХЛЕБ».
Цель исследования (слайд №6):
Создать «Энциклопедию слова ХЛЕБ».
Задачи исследования (слайд №7:
1. Изучить лексическое значение слова ХЛЕБ, его этимологию с помощью различных словарей;
2. провести опрос учащихся 5-х классов «Почему хлеб хлебом называют»;
3. исследовать «жизнь» слова ХЛЕБ в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в живописи;
4. прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
5. Развивать познавательную, коммуникационную, творческую компетенции, воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи; расширять жизненные познания учащихся.
Объект исследования (слайд №8): слово ХЛЕБ.
Предмет исследования (слайд№9): слово ХЛЕБ в различных источниках.
В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы (слайд №10): Анализ словарных статей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, опрос, наблюдение, ассоциация, обобщение анализа литературы по теме работы.
Значимость и прикладная ценность работы (слайд №11) состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности.
Полученный исследовательский продукт, «Энциклопедия слова Хлеб», может быть использована на уроках русского языка в 6 классе в качестве мультимедийной презентации, при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, посвящённых празднованию 90-летия Тюменского района, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
Работая с толковыми словарями С.И. Ожегова, В. Даля, Ефремовой( Слайды№12-14) мы выяснили лексическое значение слова ХЛЕБ.
Из этимологического словаря (Слайд №15) мы узнали, что слово Хлеб пришло в наш язык возможно из греческого или др.-германского языка, где первоначально хлебом называли, «klibanos» глиняную посуду для выпечки хлеба".
Из ресурсов интернета узнали когда и где родился хлеб (слайд №16).
Изучив слово хлеб с точки зрения орфографии и орфоэпии, мы выяснили
(Слайд №17-19,что произношение и написание существительного хлеб во множественном числе зависит от его лексического значения.
Из словообразовательного словаря Тихонова (слайд №20) мы узнали, что Слово Хлеб имеет родственные слова.
В словаре русских синонимов установили следующие синонимические ряды (Слайд №21).
В Энциклопедическом словаре крылатых выражений познакомились с фразеологизмы. Вот некоторые из них: (Слайд №22-24).
Особенно многогранно представлено слово Хлеб в малых жанрах фольклора:
Пословицы и поговорки (Слайд №25), Загадки о хлебе (Слайд №26), Считалки о хлебе(Слайд №27), Чистоговорки о хлебе(Слайд №28), Приметы о хлебе(Слайд№29),
Кроме этого, нами были исследованы некоторые произведения литературы.
Например, Хлеб в научно-популярной литературе. Свадьба тюменских старожилов // «Народное творчество», 2004, где также употреблялось слово хлеб. (Слайд№30)
Слово Хлеб в названиях и текстах произведений классической и современной литературы (Слайд №31-36)
Особая страница нашего исследования отведена слову хлеб в живописи (Слайд №37-42)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Слайд№43)
Работая над «Энциклопедией слова ХЛЕБ», мы оценили словарное богатство русского языка; научились ценить и бережно обращаться со словом; рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; приобрели навыки написания исследовательской работы, публичного выступления, работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.
Кроме этого, мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей. Выяснили этимологию слова ХЛЕБ, его значения в разных источниках, исследовали «жизнь» слова хлеб в фольклоре, в литературе и в живописи. Поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.
Поэтому, считаем, что исследование может быть продолжено. Желаем всем успехов на этом нелёгком, но интересном пути. Удачи!