СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита проекта «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют»

Просмотр содержимого документа
««Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют»»

Защита проекта.

Добрый день. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Откуда приходят к нам в язык слова, когда и кем создаются?

А что значит знать слова?

Оказывается, нужно прислушаться к слову, приглядеться к нему, проникнуть в его тайну.

Надеемся, что предлагаемый проект пробудит в вас интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.

Итак, приглашаем в гости к слову…

Тема моей исследовательской работы – «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют» (слайд№1)

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.

Нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб – это не только слово, это многовековая история. Именно поэтому в нашем исследовании мы обратились к слову ХЛЕБ.

Данная исследовательская работа является процессом поиска ответа на вопрос: "Что можно узнать об одном слове?"

Свое исследование мы начали с опроса.

Для исследовательского опроса учащимся было предложено 9 вопросов. (Слайд №2)

1.Что такое хлеб?

2.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?

3.Почему хлеб называют хлебом?

4.Когда появился хлеб?

5.Когда появилось слово хлеб?

6.Каково происхождение слова хлеб?

7.Какой бывает хлеб?

8.Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?

9.Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?

В опросе участвовали 67 учащихся 5 классов.(слайд №3)

Результаты опроса таковы:






Актуальность выбранной темы:  Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.

Привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.

Мы выдвинули следующую гипотезу:

Оказалось, что 58% (39 учащихся из 67) смогли ответить только на 1 вопрос «Что такое хлеб?» из 9 предложенных.

23% (15 учащихся из 67) смогли ответить на 1,7,8 вопросы «Что такое хлеб?»,

Оказалось, что 58% (39 учащихся из 67) смогли ответить только на 1 вопрос «Что такое хлеб?» из 9 предложенных.

23% (15 учащихся из 67) смогли ответить на 1,7,8 вопросы «Что такое хлеб?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?».

10% (7 учащихся из 67) смогли ответить на 1,2,7,8 вопросы: «Что такое хлеб?», «Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?».

9% (6 учащихся из 67) смогли ответить на 1,2,7,8,9 вопросы: «Что такое хлеб?», «Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?», «Какой бывает хлеб?», «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?», «Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?».

Выяснилось, что учащиеся 5 классов затруднились при ответе на следующие вопросы: «Почему хлеб называют хлебом?», «Когда появился хлеб?», «Каково происхождение слова хлеб?», частично затруднились: «Какие пословицы, поговорки, приметы о хлебе вы знаете?» « Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?»

Исследуя результаты опроса, мы посчитали актуальной (Слайд №4) данную тему и решили:

  • Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.

  • Привлечь интерес к слову ХЛЕБ, вместе с тем, привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.

Мы выдвинули гипотезу (Слайд №5):

Предположим, изучив слово ХЛЕБ с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве, мы сможем создать «Энциклопедию одного слова», а именно, «Энциклопедию слова ХЛЕБ».

Цель исследования (слайд №6):

Создать «Энциклопедию слова ХЛЕБ».

Задачи исследования (слайд №7:

1.     Изучить лексическое значение слова ХЛЕБ, его этимологию с помощью различных словарей;

2. провести опрос учащихся 5-х классов «Почему хлеб хлебом называют»;

3.   исследовать «жизнь» слова ХЛЕБ в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в живописи;

4. прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.

 5.   Развивать познавательную, коммуникационную, творческую компетенции, воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи; расширять жизненные познания учащихся.

Объект исследования (слайд №8): слово ХЛЕБ.

Предмет исследования (слайд№9): слово ХЛЕБ в различных источниках.

В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы (слайд №10):     Анализ словарных статей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, опрос, наблюдение, ассоциация, обобщение анализа литературы по теме работы.

Значимость и прикладная ценность работы (слайд №11) состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности.

Полученный исследовательский продукт, «Энциклопедия слова Хлеб», может быть использована на уроках русского языка в 6 классе в качестве мультимедийной презентации, при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, посвящённых празднованию 90-летия Тюменского района, а также как пример для создания других исследовательских проектов.

Работая с толковыми словарями С.И. Ожегова, В. Даля, Ефремовой( Слайды№12-14) мы выяснили лексическое значение слова ХЛЕБ.

Из этимологического словаря (Слайд №15) мы узнали, что слово Хлеб пришло в наш язык возможно из греческого или др.-германского языка, где первоначально хлебом называли, «klibanos» глиняную посуду для выпечки хлеба".

Из ресурсов интернета узнали когда и где родился хлеб (слайд №16).

Изучив слово хлеб с точки зрения орфографии и орфоэпии, мы выяснили

(Слайд №17-19,что произношение и написание существительного хлеб во множественном числе зависит от его лексического значения.

Из словообразовательного словаря Тихонова (слайд №20) мы узнали, что Слово Хлеб имеет родственные слова.

В словаре русских синонимов установили следующие синонимические ряды (Слайд №21).

В Энциклопедическом словаре крылатых выражений познакомились с фразеологизмы. Вот некоторые из них: (Слайд №22-24).

Особенно многогранно представлено слово Хлеб в малых жанрах фольклора:

Пословицы и поговорки (Слайд №25), Загадки о хлебе (Слайд №26), Считалки о хлебе(Слайд №27), Чистоговорки о хлебе(Слайд №28), Приметы о хлебе(Слайд№29),

Кроме этого, нами были исследованы некоторые произведения литературы.

Например, Хлеб в научно-популярной литературе. Свадьба тюменских старожилов // «Народное творчество», 2004, где также употреблялось слово хлеб. (Слайд№30)

Слово Хлеб в названиях и текстах произведений классической и современной литературы (Слайд №31-36)

Особая страница нашего исследования отведена слову хлеб в живописи (Слайд №37-42)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Слайд№43)

Работая над «Энциклопедией слова ХЛЕБ», мы оценили словарное богатство русского языка; научились ценить и бережно обращаться со словом; рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; приобрели навыки написания исследовательской работы, публичного выступления, работы в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.

Кроме этого, мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей. Выяснили этимологию слова ХЛЕБ, его значения в разных источниках, исследовали «жизнь» слова хлеб в фольклоре, в литературе и в живописи. Поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.

Поэтому, считаем, что исследование может быть продолжено. Желаем всем успехов на этом нелёгком, но интересном пути. Удачи!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!