СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энциклопедия слова "Богатырь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурс предназначен для  сопровождения  урока русского языка.

Слово рассмотрено с  точек зрения:

1. Лексического значения слова.

2. Истории происхождения. Этимологии. (Слова – родственники, однокоренные слова).

3. Употребления слова в русском фольклоре (пословицах, сказках)

5. Употребления слова в музыкальных произведениях.

6. Слово в произведениях классической и современной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Энциклопедия слова "Богатырь"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№18

имени А.М.Горького»














ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА «БОГАТЫРЬ»









Выполнил: ученик 6А класса

Корольков Андрей


Проверил: учитель русского языка и литературы Т.Р.Наумова









г. ВОТКИНСК

2011 год



Содержание

Лексическое значение слова ……..3

Этимологическое значение слова ……..3

Антонимы ……..4

Омоним ……..4

Слово в русском фольклоре ……..4

Слово — в названиях картин русских художников ……..5

Мой любимый богатырь – Илья Муромец………………………………………….8-15

Список литературы …….16

Лексическое значение слова


Богатыри. Слово «богатырь» имеет восточное (тюркское) происхождение, но, возможно, самими тюрками данное слово было заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках слово «богатырь» не употребляется, исключение - польский, в который оно было заимствовано из русского. В Ипатьевской летописи, являющейся одним из древнейших летописных сводов Древней Руси, слово «богатырь» впервые упоминается в повести о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения понятия, которым теперь обозначается словом «богатырь», в древнерусском языке употреблялось «хоробр» или, с церковно-славянской окраской, «храбр».

По некоторым памятникам древней литературы можно проследить, как постепенно «богатырь» вытесняет «храбр». Так, например, в Суздальской летописи (рукопись XV века) приводится: «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых». В позднейших списках этой летописи вместо «храбрых» уже читаем «богатырей».

Ученые старой мифологической школы делили богатырей на «старших»: Святогор, Микула, Вольга, Сухман, Дунай, Дон - и «младших»: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие. Сравнительная школа устраняет это деление, считая Святогора, Микулу и остальных заимствованными образами. Как бы ни был окончательно разрешен вопрос об элементе заимствования былинных образов, по своему характеру богатыри, называемые обыкновенно «старшими», отличаются от «младших» более слабым развитием исторического элемента и слабой приуроченностью к Владимирскому циклу.

Циклизация былинных сюжетов, по-видимому, оправдывает предложенное профессором Владимировым (известный историк литературы) деление на три группы:

  • до Владимира и Киевского цикла

  • цикл Владимира

  • Новгородский цикл.

К до-Владимирскому циклу относятся Святогор, Микула Селянинович и Вольга. Во главе «старших» богатырей ученые старой мифологической школы ставили Святогора

Этимологическое значение слова


БОГАТЫ́РЬ (в словаре Даля) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Богатырями также назывались лубочные картинки, разные изображения для народа.

БОГАТЫРЬ (в словаре Ожегова) - герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

БОГАТЫРЬ (по словарю Ефремовой) - герой русских былин и сказок, защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, рослый, крепкого сложения, сильный человек.

Антонимы

БОГАТЫРЬ – карлик, слабый, худой, худощавый, болезненный, хворой.

Его язык ... был на тощих мыслях и бедном содержании, что панцирь богатыря на тощем теле карлика. Гоголь. В чем же, наконец, существо русской поэзии...

Омоним

БОГАТЫРЬ — существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы..



Слово в русском фольклоре Синонимы

БОГАТЫРЬ - атлет, геркулес, Геркулес, Самсон, герой, здоровяк, великан, силач, сильный, «семи пядей во лбу», чудо-богатырь, витязь


Пословицы и Поговорки со словом «БОГАТЫРЬ»

На вид богатырь, а сердце, как у птенца.

Плохой воин — богатырь для своих знакомых.

Хорош богатырь, коли пьян с вина на алтын.

Каждый сам себе богатырь.

Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.

Богатырь умрет, имя его останется.

Богач не бессмертен и богатырь не вечен.

Сказки

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Салтыкова-Щедрина М.Е. «Богатырь»

Сергей Боровский «Три богатыря»

«Сказка о русских богатырях и нечистой силе»

«Сказка о богатыре Голе Воянском»

Песня о богатырях

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки,

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.


За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило -

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.


Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.


Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.


Слово — в названиях картин русских художников

Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич,

Илья Муромец и Алёша Попович).1881-1898.


Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913—1918






Николай Рерих. Святогор. 1942.


Виктор Васнецов. Богатырь. 1878.



















Мой любимый богатырь – Илья Муромец

Один из самых моих любимых богатырей – богатырь Илья Муромец. Самое важное и интересное, это то, что ученым почти точно удалось доказать, что он жил на самом деле. Вот, что по этому поводу говорится в Википедии.

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом.

По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. По версии телеканала "Карусель" его звали Чибато. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.

Распространено мнение, которое отождествляет былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором начал проповедовать и погиб Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Наиболее известные былины о Илье Муромце следующие:

«Илия Муромец и Соловей-разбойник»;

«Илья Муромец и разбойники»;

«Илья Муромец на Соколе-корабле»;

«Илья Муромец и сын».

Илья Муромец - один из любимых персонажей русских художников, которые изображая богатыря, стремились показать всю мощь и силу русской земли.

«Илья Муромец». В. Васнецов 1914 год


«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Илья Муромец в центре.

Но образ Ильи Муромца всегда был популярен не только у художников, но его образ нашел отражение и в целом в русской культуре:

В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.

Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в гражданскую войну и советский бронепоезд в Великую Отечественную. Бронепаровоз последнего из них в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм, а также несколько мультфильмов.

В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец»

Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.

В современном устном народном творчестве Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Илья — центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.

В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в котором рассказывается о том, что якобы продажный киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс.

В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья представлен наряду с другими русскими богатырями — Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразить с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу — Соловья-разбойника. Причём, финальную драку с Соловьём Илья ведёт один на один.

У группы «Сектор газа» есть песня «Илья Муромец»

Памятник Илье Муромцу в Муроме (скульптор В.Клыков)

Но еще боле удивительно то, что Илья Муромец причислен к лику святых Русской православной церкви не за его боевые и воинские подвиги, а за монашеский подвиг, подвиг терпения и прощения. Наверное, этому боевому человеку было совсем не просто принять такое решение – уйти в монастырь от воинской славы, почестей, его ценил киевский князь, уйти от мира и вести совсем другой образ жизни.

Сергей Хведченя – украинский исследователь жизни Ильи Муромца сумел убедительно доказать не только то, что Илья Муромец действительно существовал, но и уточнить его биографию и то, что в Киево-Печерской Лавре действительно сохранились мощи святого Илии.

Русская православная церковь празднует день святого Ильи Муромца 1 января – вот еще одна удивительная дата – первый день нового года – это и день этого богатыря.

Вот, что рассказывается по этому поводу на сайте Русской православной церкви:

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188г.

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским "изобразителем" Ильей в середине XVII в.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копнем; язва вся знать на руке". Интересно отметить, что и ныне паломники могут осмотреть эти мощи, поклониться им и их впечатления не расходятся со свидетельством Иоанна Лукьянова.

Останки представляют собой хорошо сохранившиеся мощи, принадлежавшие человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. [разумнее предположить, что левой рукой св. Илия держал щит, который и был пробит копьем вместе с державшей его рукой - ред. "ПиП"] Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - пятьдесят-пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI - XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимнро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Известно, что классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А. А. Титов, автор "Исторического описания города Мурома" в 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому, что "Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в сене Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам, добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...".

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил, по легенде, сам Илья. Эту церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране, Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена его икона с частицей мощей Ильи Муромца.


Мощи Ильи Печерского

Казалось бы, все очень здорово, но все-таки Илья Муромец родился и жил далеко от нашего края, но здесь-то и кроется самая удивительная вещь. Оказывается в Вознесенской церкви села Перевозное, хранится частица его мощей!

Село Перевозное.

Вознесенская церковь

Наверное не случайно, частица мощей Ильи Муромца была привезена в церковь, потому что она и ее прихожане, а сейчас и монашки, что живут в созданном здесь женском Свято-Успенском монастыре, также, как и богатырь в далеком прошлом, стоят на защите своих святынь.



Список литературы:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии — http://ru.wikipedia.org/wiki/Богатыри

Словари.FunPlanet.ru http://slovari.funplanet.ru/dictionary/biographic/word-explanation-2693_14.html

Словарь Даля — http://vidahl.agava.ru/cgi-bin/dic.cgi?p=11&t=1904

Интернет-Раздел Яндекс словари —http://slovari.yandex.ru/богатырь%20антонимы/правописание/



16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!