СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭОР в преподавании географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

применение электронных образовательных ресурсов в преподавании географии

Просмотр содержимого документа
«ЭОР в преподавании географии»

ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Н.В. Санникова, [email protected]

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №87»


Являясь мощным катализатором практического перехода от парадигмы обучения к парадигме учения, информатизация системы образования призвана обеспечить новый уровень образования, адекватный вызову времени

На протяжении последних 5-7 лет я занимаюсь активным включением средств информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают мне решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), которые появились в Интернет в конце 2006года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Содержание ЭОР представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийных продуктом, максимально ориентированным, как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика, так и удовлетворение информационно­образовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса.

В своей предметной области я использую ЭОР комплексно и системно: 


  • на разных этапах урока;


  • на разных типах уроков;


  • для организации разнообразной учебной и внеучебной деятельности учащихся.


В контексте изучения школьной географии применение ЭОР в учебном процессе имеет ряд положительных особенностей. Во-первых, применение ЭОР создаёт дополнительные возможности для расширения информационной поддержки урока и создания необходимой степени наглядности, которой часто не хватает в традиционном преподавании географии. Для достижения максимальной наглядности можно использовать мультимедийные объекты: видео, слайд-шоу, интерактивные карты, динамические модели географических процессов. Кроме того, при использовании ЭОР возникают дополнительные возможности для реализации дифференцированного подхода к учащимся. . 

На уроках географии в 6-10-х классах я использую ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:


  • для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.); 


  • для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения,


  • организации групповой работы на уроке; 


  • для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке. 


  • для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения:


С применением практических и контрольных ЭУМ решаются несколько проблем:


  1. экономится время урока на бесконечные контрольные задания, появляется возможность перенести их домой, а на уроке отвести время на творческие: - дискуссии, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций и вопросов


  2. более глубоко отрабатываются ОУУНы и ЗУНы; 


  3. предметно планируется работа с родителями учащихся. 


Особенно существенное значение имеет применение ЭОР НП для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (выбора необходимой дополнительной информации; изучения нового учебного материала; выполнения виртуальных практических и учебно-исследовательских работ); для создания «собственных» продуктов учебной деятельности (конспектов, рефератов, проектов и т.п.); для отработки умений и навыков, подготовки выступлений и презентаций, подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам, проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля. 

Ведущее место среди современных методов обучения предметным областям в системе образования принадлежит сегодня методу проектов, в основу которого положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получающийся при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ЭОР НП дает огромные возможности для реализации и этого направления образовательного процесса. В качестве иллюстрации я предлагаю описание фрагментов методической разработки учебного модуля по географии « Исследования Тихого океана», составленной для уроков географии в 7-ом классе в рамках тематического блока «Физико-географическая характеристика океанов»

Целями данного учебного модуля являются следующие: 

1. Образовательная 

Познакомить с исследованиями Тихого океана через самостоятельный 

поиск, обработку информационных ресурсов и создание коллективного творческого продукта средствами ЭОР НП. 

2. Развивающая 

Расширить представления учащихся о географических путешествиях на примере исследований Тихого океана, продолжить развитие умений работать с компьютером, Интернет, приложением Power Point. 

3. Воспитывающая 

Пробудить интерес к путешествиям, романтике дальних плаваний, гордость за вклад русских моряков и учёных в исследование мирового океана.

В основу настоящей разработки учебного модуля положена совместная деятельность учителя и учащихся. Результатами данного вида работы будут создание творческих работ учащимися в малых группах средствами ЭОР НП, их защита творческими группами и в конечном итоге создание коллективного проекта посредством объединения творческих работ малых групп класса.

Тип урока – урок изучения нового материала; тип используемого ЭУМ – И-тип. 

По форме данный учебный модуль представляет собой лекцию-монтаж с элементами поисковой деятельности в рамках сетевого урока в компьютерном классе с демонстрацией презентаций учащимися и учителем. Во временном отношении он занимает 2 урока в 2 учебных дня.

Предполагаемые результаты: 

Создание творческих работ учащимися в малых группах средствами ЭОР НП.

Защита полученного результата творческой группой. 

Создание коллективного проекта посредством объединения творческих работ малых групп класса. 

Вступительное слово учителя. Постановка задач. (7 мин.) 

= В конце 1724г. Пётр I говорил: «Я вспомнил на сих днях то, о чём мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т.е. о дороге чрез Ледовитое море в Китай и Индию… Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государеву чрез искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании того пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались отыскивать берегов американских». Сегодня мы рассмотрим несколько путешествий по Тихому океану. Их совершили отважные мореплаватели из разных стран с разной целью и с разными результатами. Ваша задача – постараться увидеть живые лица конкретных путешественников, проникнуться чувствами восхищения и гордости за мореплавателей того времени, которые, не смотря на огромные трудности, ценой даже собственной жизни добивались поставленных целей, прокладывали пути в неизведанное. 

Учащимся предлагается, разбившись на малые творческие группы, отобрать, систематизировать материал по названным направлениям, выстроить его в логически последовательную презентационную работу, проиллюстрировать, подготовить к публичному выступлению и представить всеобщему вниманию.

Работа каждой группы должна соответствовать следующим требованиям:

1. умение отбирать нужный и интересный материал; 

2. умение систематизировать материал и выстраивать логически правильно, иллюстрируя его фотографиями, цитатами из воспоминаний современников, наглядностью. 

3. оригинальность подачи материала. 

4. доступность материала для усвоения учениками класса. 

5. эмоциональность. 

Этап создания творческих работ учащимися в малых группах

1. Подготовительный этап (3мин.) - деление учащихся на 5 групп. 

2. Информационный этап (5 мин.) - предъявление набора информационных ресурсов. 

3. Распределение объектов исследования и видов деятельности (5 мин.) 

4. Отбор и обработка материала учащимися (25 мин) 

5. Подготовка к защите творческой работы (Домашнее задание) 

6. Создание коллективной творческой работы (презентации со слайдами) средствами ЭОР НП (10 мин) 

7. Защита коллективных творческих работ малыми группами учащихся. 

Обсуждение (7 мин.) 

= Кто же из этих путешественников вам ближе всего? Кто особенно поражает и 

восхищает? Что общего у всех них? 

Создание единого творческого проекта на основе изученного и структурированного материала (20 мин.) - объединение работ учащихся и дополнение их комментариями учителя. 

Рефлексия: итоги работы над проектом (8 мин.) - слово учителя с демонстрацией материалов единого творческого проекта класса. 

Таким образом, средства ЭОР НП позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию). 

Умелое применение разнообразных возможностей ЭОР в обучении, ведет к овладению учителем новыми способами передачи знаний, что соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка. Это позволяет школьникам с интересом учиться, находить источники информации, а также воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, тем самым, переводя ее на более высокие формы сотрудничества.