СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпистолярный жанр

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эпистолярный жанр»

Мастер класс по теме : «Эпистолярный жанр. Письмо».

Цели: повышение интереса к эпистолярному жанру; формирование умения правильного написания письма; формирование умения анализировать и текст; обогащение словарного запаса; воспитание любви к родному языку, уважение к российским традициям.


Ход урока


  1. Оргмомент.

Просмотр фрагмента мультфильма «Как было написано первое письмо» (по сказке Р.Киплинга»). (Приложение 1)

- О чем этот фрагмент?

- Почему соплеменники девочки неправильно истолковали содержание письма, которое принес незнакомец?

  1. Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.

  2. Слово учителя.

- Сейчас жанр письма (эпистолы) используется все реже. Мы очень редко пишем письма. Чаще звоним, иногда пользуемся электронной почтой. И многое теряем. Ты на даче, в походе, в другом городе… А где -то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. Не услышать короткое сообщение, а почитать и перечитать, подержать в руках листок бумаги, от которого веет вашим теплом…Сегодня на уроке мы будем говорить об эпистолярном жанре. Этот жанр развился из бытовой переписки. Мир эпистолярной действительности существенно разнится от века к веку и даже от десятилетия к десятилетию.

XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Это было связано с усовершенствованием почтовой техники, усовершенствовались дороги и почтовые сообщения. Были твёрдо упорядочены дни отправления писем: их отправляли два дня в неделю.  Они назывались почтовыми днями. Эти дни человек заранее планировал и откладывал все свои дела.  А. С.Пушкин писал: «Почтовый день - мой чёрный день», - нужно было писать письма. Они приходили регулярно. В них раскрывалась и самоутверждалась личность, пишущий письмо размышлял о мире и о себе; фиксирование раздумий и эмоций, анализ своих поступков и поведения окружавших людей, обдумывание планов будущих работ, путешествий стало насущной потребностью людей той эпохи.

Частные письма делятся на официальные (переписка частных лиц и организаций) и неофициальные (переписка друзей, знакомых, родственников). Частными неофициальными письмами считаются письма хорошо знакомых корреспондентов, друзей, родственников, т. е. людей, поддерживающих неофициальные отношения. В женской переписке, как, впрочем, и в                                                              мужской, обращение и подпись зависят от степени близости отношений и бывают самыми разнообразными.

Например:

Милостивый государь Павел Васильевич! ( А.П.Керн-П.В.Анненкову);

Преданная к услугам вашим К а т ь к а. (Е.Н.Ушакова-И.Н.Ушакову);

Композиционно письмо состоит из трех частей:

1) зачина (дата, место, откуда отправляется письмо, обращения, приветствия);

2) информационной части (повод к написанию письма );

3) концовки (прощание, просьбы, пожелания, подпись, приписки).

Что же происходит в наше время с этим жанром? В эпоху электронных писем и сокращенных текстовых сообщений даже несложное искусство написания писем предано забвению. Утрачивают свою актуальность не только любовные письма, но и обычная почтовая корреспонденция. Причина всему – высокие технологии Интернета. По сети сообщения уходят мгновенно в любой конец света, только вот романтика при этом теряется.

Писать письма, к сожалению, уже не модно. Электронная почта заменила нам не только перо и бумагу, но и изменила полностью наше отношение к понятию письма. Мы избегаем лишних слов, стараемся говорить по существу, а чувства, если их кидать в сеть, теряют объем и эмоции.

  1. Кластер «Почему в наше время перестали писать письма?» (Приложение 1)
    - появился интернет и сотовый телефон;
    - просто лень;
    - из-за ритма жизни;
    - недостаточно времени;
    - компьюторизация.

Интересными были ответы на вопрос «В чём преимущества письма»:
-можно выразить свои мысли и чувства;

-Раскрывается внутренний мир человека

-его (письмо) приятно подержать в руках, ощутить теплоту любимого человека;
-письма можно хранить  долго-долго, в письме человек больше раскрывается, чем где-либо;
-можно долго размышлять, а не торопиться, как это делают сейчас, используя компьютер;
-оно более эмоционально (почерк, стиль, форма);  
- письмо ближе и искренней электронного послания;
-не спеша, обдумывая каждое слово, можно изложить свои мысли и чувства;
-получить признание в любви в форме письма очень романтично.


5. ИССЛЕДОВАНИЕ 1 ГРУППЫ

«По страницам истории..» работа с текстом

Метод инсёрт прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.


Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).


. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.



6. Слово учителя:

«Я к Вам пишу, чего же боле?»

Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна. Красиво, лирично звучит оно.

«Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе. Привет».

Это первые строчки стихотворения С.Есенина «Письмо к матери». Какой заботой и теплотой веет от этих слов. Как приятно получить такое письмо.

Эпистолярной формой пользовались многие писатели и поэты. Ф.М.Достоевский написал роман в письмах «Бедные люди», К.Симонов («Жди меня»), В.Высоцкий («Письмо на передачу «Очевидное невероятное») также использовали данную форму для создания своих стихотворений. Форма писем или посланий позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Письма бывают разные.

- Какие виды писем вы знаете? (личные, деловые, рекламные, отказные, поздравительные и другие)

- Сегодня мы будем говорить о частных (личных) письмах. Им свойственен разговорный стиль речи. Выделим некоторые особенности данного стиля:

1) простые предложения, часто неполные, или сложные, но небольшие по объему;

2) слова, придающие речи эмоциональность: эпитеты, эмо­ционально окрашенные и даже грубоватые слова, ввод­ные слова, частицы, междометия (ах, ой, увы, здрав­ствуйте, спасибо, до свидания и т. п.);

3) риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа);

4) выражения волеизъявления (просьбы, приказы, требо­вания)

7. Анализ писем из произведения Пушкина Дубровский

8. Д/З дифференцированный подход

1 группа кластер виды эпистолярного жанра

2 группа синквейн на тему письмо

3 группа стратегия РАФТа

Напишите докладную о том, что вы узнали сегодня на уроке

  • Р- роль (любой человек : крестьянин, рыцарь,разведчик…)

  • А- аудитория (кому будете писать)

  • Ф- форма (докладная)

  • Т – тема (эпистолярный жанр)


Начало формы

Конец формы

Общее понятие RAFT-технологии

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!