Урок № 121 | 10А от 10.03. | 10Б от 10.03. | 10В от 10.03. | 2020 |
Тема: | Эпизоды «Именины в доме Ростовых» (гл.VII-XIX и ХIV-XVII) , «Приезд князя Андрея в Лысые Горы» (гл.XXII-XXV). Анализ |
Цель урока: | продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских. |
Задачи: |
предметные: | в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям; |
метапредметные: | развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь; |
личностные: | воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; воспитывать семейные ценности в каждом обучающемся. |
Тип урока: открытие нового знания. |
Методы урока: беседа. |
Технология: критического мышления. |
Оборудование: видеофрагмент, текст романа. |
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Оформление тетрадей. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
-
Проверка домашнего задания |
Проверить наличие знания текста по ходу беседы и обсуждения 1 части I тома романа. | Отвечают. |
-
Мотивация УУД. Целеполагание |
Цитатная разминка. -«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа) - «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья) -«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренне молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская) -«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу) -«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова) - Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский) - Что подарили Наташе на именины (яхонтовые серёжки) Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских. | Отвечают на листках. |
-
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. | Оформление тетради. |
-
Актуализация опорных знаний |
-
Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам: -
Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье? -
Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей). -
Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все) -
Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками) -
О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети? -
Как развлекается молодежь у Ростовых? -
Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам: 1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье? 2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу) 3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских? 4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны? 5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей? (Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм) | Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание. |
-
Работа над темой урока (составление сравнительной таблицы). |
Семьи Ростовых и Болконских | Ростовы | Болконские | -
Старшее поколение | Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины). | Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь. | 2. Отношения в семье между взрослыми и детьми. | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. | Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи. Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье). Главное – жить по законам. | 3. Дети, отношения между ними. | Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях – душа. | Сложность положения Марьи в семье – ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – честность и чувство достоинства (отказ княгини Марьи от брака с Анатолем Курагиным). Религиозность, доброта Марьи (отношение с людьми, с Лизой). | 4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах. | Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. | Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб). | 5. Отношение к народу. | Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). | Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. | 6. Патриотизм. Отношение к войне. | Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители. | Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь». Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов. | 7. Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова. | Тяжелый характер старого князя. | 8. Отношение автора к героиням | Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье. | Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага. | 9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность. | Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя. | Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого | ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать. Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя. - Что сближает семьи? (Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми) Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом. |
Контролирующее задание Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого» Семьи | Номера вариантов ответов | Ростовы | | Болконские | | Безуховы | | Курагины | | -
В этой семье детей считают обузой. -
В доме установлен строгий порядок. -
Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения. -
Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака. -
Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни. -
Отец держит дочь в «ежовых рукавицах». -
В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи. -
Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета. -
Отец называет сыновей дураками. -
Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей. -
Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном. -
Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает. -
Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда. КЛЮЧ: РОСТОВЫ 3,7,8,10 БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13 БЕЗУХОВЫ 4,11 КУРАГИНЫ 1,5,9 |
-
Физминутка |
Просмотр видеоролика |
Разминка для спины | Вспоминают. |
-
Рефлексия |
Моральные качества какой семьи мне ближе? | Анализируют, делают выводы. |
-
Д/з., оценивание |
Прочитать 2 часть I тома. | Запись в дневник. |