СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Эпоха дворцовых переворотов" (1 урок).

Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)»

Предмет

история

Класс

8

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762). (1 урок)

Цель урока

Развитие УУД.


Задачи урока

обучающая: определить вместе с обучающимися значение понятий: дворцовый переворот, эпоха дворцовых переворотов, кондиции, фаворит, продворянская политика, бироновщина. Выяснить причины и последствия дворцовых переворотов, их даты и участников.

развивающая: развивать познавательные психические процессы: внимание, мышление, речь; развивать навыки оценивания собственной работы на уроке;

воспитательная: формировать негативное отношение к насильственным формам смены власти.

УУД Планируемые результаты

Предметные:

Называть события, определяемые историками, как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Екатерины I, Петра II. Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит.

Метапредметные

Познавательные: смысловое чтение, извлечение информации, умение передавать содержание; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные:

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний (построение внутреннего плана действий как представление о целях способов и средствах деятельности)

Коммуникативные:

формирование личностной и познавательной рефлексии, указание причин успехов и неудач, называние трудностей, анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений

Личностные:

смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения (устойчивый познавательный интерес)

развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений

(ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений)

Основные понятия

Дворцовый переворот, эпоха дворцовых переворотов, Верховный тайный совет, кондиции. Бироновщина,

1725—1727 гг. — правление Екатерины I.

1727—1730 гг. — правление Петра II.

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны.

1740—1741 гг. — правление Иоанна VI Антоновича.

1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны.

1761—1762 гг. — правление Петра III

Екатерина I. Пётр II. Анна Иоанновна. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. А. Д. Меншиков. А. И. Остерман. Э. И. Бирон.

Анна Леопольдовна. И. П. Шувалов

Межпредметные связи

Обществознание

Ресурсы урока

Учебник, § 13-14

Формы организации деятельности детей

Индивидуальна, групповая, фронтальная

Технологии


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Фрагмент мультфильма 1978 г. «Сказка о потерянном времени» (начало)

Девиз урока: торопись, ведь дни проходят, ты у времени в гостях. Не рассчитывай на завтра, помни: все в твоих руках!

Смотрят мультфильм.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Какую историческую эпоху проходили на предыдущих уроках?

Давайте вспомним некоторые события этого периода истории.

Задание составить слова в пары.

  • Духовный регламент, Нарва, налог на серые глаза, Святейший Синод, указ о единонаследии, Полтавская битва, «Матерь» Полтавской баталии, Феофан Прокопович, шведы, 1721, обер-прокурор, Ништадтский мир, прибыльщики, 1714, битва у д. Лесной, «исшед вон плакася горько».


Кто мне скажет: «Что такое монархия? Что такое республика?»

Так традиционно передается власть в государстве.

Что происходило в результате этих событий? Какое бы вы дали название видеоряду событий?

Последнее фото. В какой стране и в каком году произошел государственный переворот?

А если государственный переворот совершается во дворце. Как его можно назвать?



Что такое революция?

Кто помнит, как называется эта картина и кто автор картины?

Анализ картины Н.Н. Ге «Петр I допрашивает своего сына Алексея». Назовите причину конфликта между отцом и сыном. Чем закончился этот конфликт?


“… престол … отдан на волю случая и стал его игрушкой”.

…Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой.

В. О. Ключевский (Василий Осипович)

О каком законе идет речь?

В чем суть этого указа Петра Великого?

Как эта картина связана с указом Петра и темой урока?

Что за господствующая сила решала политический вопрос?

Произошел ли, вследствие дворцовых переворотов, коренной переворот в жизни общества?

Можем мы сразу ответить на эти вопросы? Что нам поможет?

Участвуют в беседе.

Эпоху Петра Великого.

Составляют пары.

Духовный регламент – Феофан Прокопович

Нарва - «исшед вон плакася горько».

Налог на серые глаза – прибыльщики

Святейший Синод – обер – прокурор

Указ о единонаследии – 1714

Полтавская баталия – шведы

«Матерь» Полтавской баталии - битва у д. Лесной


Отвечают на поставленные вопросы.



«Насильственные формы смены власти». Перечисляют формы насильственные формы смены власти: восстание, бунты, революции, государственные перевороты.





(Украина, 2014).


ТЕМА НАШЕГО УРОКА: напишем на ПРОГРАММИРОВАННОЙ КАРТЕ (КАРТУ ПОДПИШИТЕ)




  • Революция (коренной переворот) качественный скачок в развитии общества.












Ученики отвечают на заданные вопросы.


Указ Петра о престолонаследии 1722 г.






Учебник.

3. Выявление места и причины затруднения

Какую проблему авторы учебника поставили перед восьмиклассниками?

Называют проблему учебника.

Была ли эпоха дворцовых переворотов неизбежным следствием преобразований Петра I.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какой план изучения они предлагают?

При изучении дворцовых переворотов мы будем учиться находить причинно-следственные связи, анализировать схемы, сравнивать, делать выводы.

Называют план действий.

1) Причины и сущность дворцовых переворотов.

2) Екатерина I.

3) Пётр II.

4) Верховники.

5) Анна Иоанновна.

6) Иван VI Антонович.

7) Елизавета Петровна.

8) Пётр III

5. Реализация построенного проекта

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

Как вы понимаете понятие «эпоха дворцовых переворотов»? Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Причины: 1) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии

2) Усиление роли гвардии в государственных делах

3) Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Что за господствующая сила решала политический вопрос?



Давайте проанализируем схему. Фрагмент родословного древа Романовых. Наследники кого и кто были возведены на трон в эпоху дворцовых переворотов.




Вам по группам дано было опережающее задание. Составить небольшую характеристику правителя и ответить на вопросы:


Кто возведен на трон

(кем являлся Петру)

Период пребывания у власти

Опора правителя

Результаты правления
















На доске ученики на магниты прикрепляют (у каждой группы разноцветные листы): портрет правителя. Годы правления. Опора правителя. Результаты правления.

Работают с учебником, программированной картой и отвечают устно на вопросы: Почему «Эпоха» дворцовых переворотов?

Что такое дворцовый переворот?

Отмечают в программированной карте причины дворцовых переворотов (выбирают из предложенных правильные варианты ответов).

Записывают в тетрадь определение понятия

«дворцовый переворот». 1725-1762.


Гвардия.

Сообщение ученика о роли гвардии в эпоху дворцовых переворотов.


Слушают учителя.







Анализ схемы

















Выступление групп:

1) Екатерина I.

2) Пётр II.

3) Анна Иоанновна.





Дают небольшую характеристику правителя и коротко рассказывают об итогах его правления.

Остальные ребята записывают в таблицу программированной карты.


Записывают значение понятия «кондиции».

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Была ли эпоха дворцовых переворотов неизбежным следствием преобразований Петра I.

Что за господствующая сила решала политический вопрос?

Посмотрите на результаты правления (на доске результаты работы групп).

Произошел ли, вследствие изученных сегодня на уроке, дворцовых переворотов, коренной переворот в жизни общества? Ответить на этот вопрос Вам поможет памятка.

Памятка для анализа государственного устройства страны

1. Интересы, каких социальных групп, слоёв защищало государство? Каковы были его задачи?

2. Определите форму правления.

3. Каким было устройство управления государством? Назовите государственные органы в центре и на местах.

4. Какие перемены по сравнению с предыдущим периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?


Отвечают на вопросы, поставленные учителем в начале урока.





7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

О каком правителе идет речь?

1) Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого (К. Рондо).

2) «Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ» (Так выглядел в глазах иностранцев)

3) Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.

4) «Лишь подписав кондиции» могла стать Российской императрицей».


1. Петр II

2. Петр I

3. Бирон

4. Анна Иоанновна

5. Екатерина I

Критерии:

1 ошибка «4»

2 ошибки «3»

3 ошибки «2»

Поднимите руки те пары, у которых все верно и поставьте себе + на полях при выставлении отметки за урок я учту ваши плюсы

8. Включение в систему знаний и повторение

Работают в паре. Указывают имя, пропущенное в схеме.

Анна Иоанновна

Алексей Петрович


Эталон


Поднимите руки те пары, у которых все верно и поставьте себе + на полях при выставлении отметки за урок я учту ваши плюсы

9. Рефлексия учебной деятельности

Критерии оценки

Самооценка

1.Умею правильно выделять главное.

 

2. Находить причины и последствия событий.




3. Анализировать схему.

 

4.Умею делать вывод.

 

5. Точно оформлять записи.



Лист самооценки. Поставить «+» или «-«

Самооценка работы на уроке.

10. Домашняя работа

§ 13—14 (Пункты 1-5).Вопросы для работы с текстом параграфа 1-6. Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем», вопросы 2, 3 (на выбор).



http://ros-history.limarevvn.ru/177-3.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/10/10/regnum_picture_1476091469902515_normal.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01e5/0011efbc-b11f046b/hello_html_m17a919ef.png

https://pbs.twimg.com/media/D_Sh8KWWwAEcIEe.jpg:large

https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/10/03/8/og_og_1538574894277442237.jpg

https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/listmusor/production/afisha/79814/5c5410681ad94.jpg?1309784296

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_5d23b779d11ba200aef0f72f_5d23b79ed11ba200aef0f730/scale_1200

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение,2015. С. 87.

Приложение 1. Программированная карта.

Тема: _____________________________________________________________________________

Дворцовый переворот___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины:

1) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии

2) Усиление роли гвардии в государственных дел

3) Появление дворянских группировок, борющихся за власть

4) Отчужденность народных масс от политики и их пассивность

5) Лествичная система

6) Восстановлена традиционная система наследования

Схема 1.



Кто возведен на трон

(кем являлся Петру)

Период пребывания у власти

Опора правителя

Результаты правления













































Памятка для анализа государственного устройства страны

1. Интересы, каких социальных групп, слоёв защищало государство? Каковы были его задачи?

2. Определите форму правления.

3. Каким было устройство управления государством? Назовите государственные органы в центре и на местах.

4. Какие перемены по сравнению с предыдущим периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?

Схема 2

Схема 3.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!