СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эпоха дворцовых переворотов»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с исто­рическими документами

Просмотр содержимого документа
««Эпоха дворцовых переворотов»»

Технологическая карта изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»


Юденко Ирина Викторовна

Форматирование не соответствует требованиям, т.к. таблицы не отображаются правильно, часть текста исчезает


Предмет

История России

Класс

7

Количество часов

Определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Базовый уровень – 2 часа ( второй урок – семинар)

Тип урока

комбинированный

Технология

урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Тема

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Цель

Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с исто­рическими документами

Задачи

  • образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.

  • развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

  • воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалв, генеалогическое дерево Романовых, портреты

Основные термины, понятия, даты

  • 1725 г. — смерть Петра I;

  • 1725—1727 гг. — правление Екатерины I;

  • 1727—1730 гг. — правление Петра II;

  • 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны;

  • 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича;

  • 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны;

  • 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны;

  • 1761—1762 гг. — царствование Петра III;

  • 1762 г. — приход к власти Екатерины II.

Планируемый результат

Предметные образовательные результаты

называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

Метапредметные умения

Личностные УУД:

- работать в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- проводить поиск информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;

Дидактические задачи этапов урока

Организационный

Мотивация к учебной дея­тельности, вклю­чение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению ма­териала, необхо­димого для «от­крытия нового знания»; выяв­ление затрудне­ния в деятельно­сти каждого обучающегося

Постановка проблемы, введение в тему

Создание про­блемной ситуа­ции. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное усвоение новых знаний.

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Первичный контроль и закрепление пройденного

Включение но­вого знания в систему зна­ний; повторение и закрепление ранее изученно­го, создание ситуации успеха для каждого; выявление при­чин ошибок и их исправление

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. самооценка ре­зультатов своей деятельности и всего коллек­тива

Домашнее задание





Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

познава­тельные УУД,

коммуни­кативные УУД,

личност­ные УУД

  • Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.




Актуализация знаний

познава­тельные УУД,

коммуни­кативные УУД,

личност­ные УУД

Существует точка зрения в исторической науке, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи.

1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем,

Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей.

2. Каким образом происходило наследование царской власти первыми Романовыми?

3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)?

4. Какой порядок наследования трона

был введён Петром I после «дела царевича Алексея»?

5. Какие ближайшие родственники царя могли рассчитывать на наследование императорской власти?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение.

Предположительно выходят на проблему – можно ли было избежать частой смены правителей России?

Постановка проблемы, ввведение в тему

познава­тельные УУД,

коммуни­кативные УУД,

личност­ные УУД регулятивные УУД

  • Почему же в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов.

  • Предположите, кто мог стать наследником Петра I.

  • Подумайте, между какими си­лами могла начаться борьба за власть после смерти императора-реформатора

Составление генеалоги­ческого древа Романовых (работа в парах)

( в слабом классе работа с готовым материалом, см приложение)

Первичное усвоение новых знаний. Организация самостоятельного исследования


познава­тельные УУД,

коммуни­кативные УУД,

личност­ные УУД

Для продолжения нашей работы предлагаю ознакомиться с учебным фильмом по теме «Эпоха дворцовых переворотов».



http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313



Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника









Обучающиеся в ходе обзорной лекции, работе с историческими материалами и текстом учебника делают заметки и заполняют сюжетную таблицу

«Кто? Где? Когда?» (работа в парах)

( в слабом классе работа совместно с учителем)


Кто правил

Время

правления

Опора правителя

Екатерина 1 Алексеевна (Марта Скавронская), суп­руга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

29 января 1725-6 мая 1727 гг.

Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Тол­стой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I. умер от оспы.

7 мая 1727-18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, при­дворная группировка князей Долгоруких, Вер­ховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцоги­ня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730-14 ок­тября 1740 гт.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остсрман.

Б. К. Мииих.

Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Пет­ра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1471-25 де­кабря 1761 гг.

Гвардейские полки.

Петр Ш Федорович, внук Петра I, сын Анны Пет­ровны. умер в Ропше 7 июля 1762 г.

25 декабря 1761-23 июля 1762 гг. Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, ,супруга Петра III, прин­цесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762-1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.



Первичный контроль и закрепление пройденного

познава­тельные УУД,

коммуни­кативные УУД,

личност­ные УУД

Закрепление пройденного материала в форме беседы

1.Почему гвардия начала играть решающую роль в политиче­ской жизни страны?

2. Как вы думаете можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов с ролью стрельцов в конце XVII в.?

Дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Фактически власть осуществлялась не монар­хом непосредственно, а группой его приближенных, верхушкой бюрократии. Фавориты государя могли меняться, однако состав бюрократии в целом оставался неизменным, что предопределяло преемственность внешней и внутренней политики.

3. Почему верховники предложили трон Анне Иоанновне?

Кондиции, выдвинутые верховниками, фактически упраздняли самодержавия, сводя власть царицы к нулю.

4.Каким образом Анне Иоанновне удалось разорвать «кон­диции» и разогнать Верховный тайный совет?


5.Кто такой Бирон и какую политику он проводил?


Благодаря дворцовому перевороту 1741 г. на престол была воз­ведена Елизаветы Петровны.

6.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?

Многие указы Петра III продолжили традиции реформ, зало­женные Петром Великим: секуляризация церковных земель, пре­кращение преследований старообрядцев, манифест «о вольности дворянства». За этими законами стояли приближенные нового царя, служившие еще при Елизавете Петровне.


7.Почему был свергнут Петр III?




1.Гвардейцы принимали активное уча­стие в государственных переворотах.


2. Стрельцы не были так органи­зованы, как гвардейцы и не обладали подобным доступом во дворец.








3.Анна Иоанновна была дочерью Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. Она была практически неизвестна в России, так что верховники не боялись, что она будет вмешиваться в дела управления.



4.Гвардия и широкие массы дворянства поддержали сохранение са­модержавия, т. к. абсолютная монархия защищала именно их интересы.

5.Он был фаворитом Анны Иоанновны и проводил политику личных интересов.


6.Гвардия поддержала дочь Петра Великого, т. к. стремилась ликви­дировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий.





7.Гвардия поддержала новую императрицу, т. к. была недовольна увлечением Петра III прусскими порядками и слишком близкими сношениями Пет­ра с пруссаками - недавними врагами русских.

























Причины дворцовых переворотов:

отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена);

отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника;

зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.


























Возможный вариант защиты работы на семенаре:

  • Приход к власти правителя

  • Основное содержание политики

  • Каковы основные итоги правления

















Эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением привилегий дворянства.




Рефлексия







познава­тельные УУД,

личност­ные УУД

  • Самым полезным и интересным для меня было...

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось...

  • Мне это необходимо для...

  • Строки самому себе...









Домашнее задание


Для следующего урока подготовить сообщения по следующим темам (на выбор учащихся):

  1. Екатерина 1. Приход к власти.

  2. Петр II Алексеевич. Пресечение династии Романовых по мужской линии.

  3. Анна Иоанновна. Восстановление абсолютизма в России.

  4. Анна Леопольдовна. Недолгое правление.

  5. Иоанн Антонович. Державный младенец.

  6. Елизавета Петровна.

  7. Петр III Федорович. Переворот 28 июня 1762 г.





Использованная литература:

  1. Б.Н. Серов, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории России конец XVI- XVIIIвек.

  2. История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Н. Коржова. - Волгоград : Учитель, 2016.

  3. Данилов А. А. История России, конец XVI — XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М. : Просвещение, 2015

  4. История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2013.

  5. http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313

  6. http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1092-dvorcovie-perevoroti-1725-1762.html



Родословная Романовых



Дополнительный материал

С. Ф. Платонов об эпохе дворцовых переворотов

В первые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем смени­лось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворо­тов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоисти­ческим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой - в особенностях той среды, которая управляла делами.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993



Елизавета Петровна

Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обшир­ных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее закон­ная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. При двух боль­ших коалиционных войнах, изнурявших Западную Европу, казалось, Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский. Ленивая и ка­призная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные меж­дународные отношения тогдашней Европы и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина .

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 237


Петр III

Считая себя военным подмастерьем Фридриха, Петр III старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках. Каждый день происходили экзерциции. Ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки. Сановные люди, давно не видавшие плаца, да к тому же успевшие запастись подагрой, должны были под­вергнуться военно-балетной муштровке прусских офицеров и проделы­вать все военные артикулы. Фельдмаршал, бывший генерал-прокурор Сената, старик князь Никита Трубецкой по своему званию подполков­ника гвардии должен был являться на учение и маршировать вместе с солдатами. Что было всего обиднее, сбродной Голштинской гвардии Петр отдавал во всем предпочтение перед русской, называя последнюю янычарами. А в русской внешней политике хозяйничал прусский посланник, всем распоряжавшийся при дворе Петра. Прус­ский вестовщик до воцарения, пересылавший Фридриху II в Семилет­нюю войну сведения о русской армии, Петр на русском престоле стал верноподданным прусским министром. Перед возмущенным чувством оскорбленного национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины, и это чувство подогревалось еще бояз­нью, что русская гвардия будет раскассирована по армейским полкам, чем ей уже грозил Бирон. К тому же все общество чувствовало в дей­ствиях правительства шатость и каприз, отсутствие единства мысли и определенного направления. Всем было очевидно расстройство пра­вительственного механизма. Все это вызвало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах от­крыто и громко, выражали недовольство, без всякого опасения порицая государя. Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к новому перевороту.

Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 245


Кондиции

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого го­сударя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, також де, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

  • Ни с кем войны не начинять.

  • Миру не заключать.

  • Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

  • В знатные чины, как в статские, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

  • У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

  • Вотчины и деревни не жаловать.

  • В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

  • Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

(Хрестоматия по истории СССР / сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. 2.)


Анна Иоанновна

«Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве ... среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».

Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами, среди которых были представители знатнейших фамилий - князь М.А. Голицын, граф А.П. Апраксин, князь Н.Ф. Волконский. Не исключено, что таким образом Анна продолжала мстить аристократии за свое унижение «кондициями», тем более что ВТС не разрешил в свое время въезд в Россию ее курляндскому фавориту - Э. Бирону.

Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!