Технологическая карта изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»
Юденко Ирина Викторовна
Форматирование не соответствует требованиям, т.к. таблицы не отображаются правильно, часть текста исчезает
Предмет | История России |
Класс | 7 |
Количество часов | Определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Базовый уровень – 2 часа ( второй урок – семинар) |
Тип урока | комбинированный |
Технология | урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Тема | Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. |
Цель | Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами |
Задачи | образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний. развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами. воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в. |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалв, генеалогическое дерево Романовых, портреты |
Основные термины, понятия, даты | 1725 г. — смерть Петра I; 1725—1727 гг. — правление Екатерины I; 1727—1730 гг. — правление Петра II; 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны; 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича; 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны; 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны; 1761—1762 гг. — царствование Петра III; 1762 г. — приход к власти Екатерины II. |
Планируемый результат |
Предметные образовательные результаты называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия | Метапредметные умения Личностные УУД: - работать в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - составлять план и последовательность действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - проводить поиск информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: - уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата; |
Дидактические задачи этапов урока |
Организационный | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Постановка проблемы, введение в тему | Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичное усвоение новых знаний. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Первичный контроль и закрепление пройденного | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
Домашнее задание | |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Существует точка зрения в исторической науке, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи. 1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей. 2. Каким образом происходило наследование царской власти первыми Романовыми? 3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)? 4. Какой порядок наследования трона был введён Петром I после «дела царевича Алексея»? 5. Какие ближайшие родственники царя могли рассчитывать на наследование императорской власти? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение. Предположительно выходят на проблему – можно ли было избежать частой смены правителей России? |
Постановка проблемы, ввведение в тему | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД регулятивные УУД | Почему же в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов. Предположите, кто мог стать наследником Петра I. Подумайте, между какими силами могла начаться борьба за власть после смерти императора-реформатора | Составление генеалогического древа Романовых (работа в парах) ( в слабом классе работа с готовым материалом, см приложение) |
Первичное усвоение новых знаний. Организация самостоятельного исследования | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Для продолжения нашей работы предлагаю ознакомиться с учебным фильмом по теме «Эпоха дворцовых переворотов». http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313 Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника | Обучающиеся в ходе обзорной лекции, работе с историческими материалами и текстом учебника делают заметки и заполняют сюжетную таблицу «Кто? Где? Когда?» (работа в парах) ( в слабом классе работа совместно с учителем) Кто правил | Время правления | Опора правителя | Екатерина 1 Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма. | 29 января 1725-6 мая 1727 гг. | Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет. | Петр II Алексеевич, внук Петра I. умер от оспы. | 7 мая 1727-18 января 1730 гг. | Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет. | Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью. | 19 января 1730-14 октября 1740 гт. | Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остсрман. Б. К. Мииих. Тайная канцелярия. | Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины. | 1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками. | Немецкое дворянство. | Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью. | 25 ноября 1471-25 декабря 1761 гг. | Гвардейские полки. | Петр Ш Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны. умер в Ропше 7 июля 1762 г. | 25 декабря 1761-23 июля 1762 гг. Низложен гвардейскими полками. | Не имел опоры. | Екатерина Алексеевна, ,супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская | 1762-1796 гг. | Гвардейские полки, русское дворянство. | |
Первичный контроль и закрепление пройденного | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Закрепление пройденного материала в форме беседы 1.Почему гвардия начала играть решающую роль в политической жизни страны? 2. Как вы думаете можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов с ролью стрельцов в конце XVII в.? Дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Фактически власть осуществлялась не монархом непосредственно, а группой его приближенных, верхушкой бюрократии. Фавориты государя могли меняться, однако состав бюрократии в целом оставался неизменным, что предопределяло преемственность внешней и внутренней политики. 3. Почему верховники предложили трон Анне Иоанновне? Кондиции, выдвинутые верховниками, фактически упраздняли самодержавия, сводя власть царицы к нулю. 4.Каким образом Анне Иоанновне удалось разорвать «кондиции» и разогнать Верховный тайный совет? 5.Кто такой Бирон и какую политику он проводил? Благодаря дворцовому перевороту 1741 г. на престол была возведена Елизаветы Петровны. 6.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны? Многие указы Петра III продолжили традиции реформ, заложенные Петром Великим: секуляризация церковных земель, прекращение преследований старообрядцев, манифест «о вольности дворянства». За этими законами стояли приближенные нового царя, служившие еще при Елизавете Петровне. 7.Почему был свергнут Петр III? | 1.Гвардейцы принимали активное участие в государственных переворотах. 2. Стрельцы не были так организованы, как гвардейцы и не обладали подобным доступом во дворец. 3.Анна Иоанновна была дочерью Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. Она была практически неизвестна в России, так что верховники не боялись, что она будет вмешиваться в дела управления. 4.Гвардия и широкие массы дворянства поддержали сохранение самодержавия, т. к. абсолютная монархия защищала именно их интересы. 5.Он был фаворитом Анны Иоанновны и проводил политику личных интересов. 6.Гвардия поддержала дочь Петра Великого, т. к. стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий. 7.Гвардия поддержала новую императрицу, т. к. была недовольна увлечением Петра III прусскими порядками и слишком близкими сношениями Петра с пруссаками - недавними врагами русских. Причины дворцовых переворотов: отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена); отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника; зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии. Возможный вариант защиты работы на семенаре: Приход к власти правителя Основное содержание политики Каковы основные итоги правления |
| | Эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением привилегий дворянства. | |
Рефлексия | познавательные УУД, личностные УУД | Самым полезным и интересным для меня было... Я встретился с трудностью при... У меня хорошо получилось... Мне это необходимо для... Строки самому себе... | |
Домашнее задание | | Для следующего урока подготовить сообщения по следующим темам (на выбор учащихся): Екатерина 1. Приход к власти. Петр II Алексеевич. Пресечение династии Романовых по мужской линии. Анна Иоанновна. Восстановление абсолютизма в России. Анна Леопольдовна. Недолгое правление. Иоанн Антонович. Державный младенец. Елизавета Петровна. Петр III Федорович. Переворот 28 июня 1762 г.
| |
Использованная литература:
Б.Н. Серов, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории России конец XVI- XVIIIвек.
История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Н. Коржова. - Волгоград : Учитель, 2016.
Данилов А. А. История России, конец XVI — XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М. : Просвещение, 2015
История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2013.
http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313
http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1092-dvorcovie-perevoroti-1725-1762.html
Родословная Романовых
Дополнительный материал
С. Ф. Платонов об эпохе дворцовых переворотов
В первые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой - в особенностях той среды, которая управляла делами.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
Елизавета Петровна
Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. При двух больших коалиционных войнах, изнурявших Западную Европу, казалось, Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина .
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 237
Петр III
Считая себя военным подмастерьем Фридриха, Петр III старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках. Каждый день происходили экзерциции. Ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки. Сановные люди, давно не видавшие плаца, да к тому же успевшие запастись подагрой, должны были подвергнуться военно-балетной муштровке прусских офицеров и проделывать все военные артикулы. Фельдмаршал, бывший генерал-прокурор Сената, старик князь Никита Трубецкой по своему званию подполковника гвардии должен был являться на учение и маршировать вместе с солдатами. Что было всего обиднее, сбродной Голштинской гвардии Петр отдавал во всем предпочтение перед русской, называя последнюю янычарами. А в русской внешней политике хозяйничал прусский посланник, всем распоряжавшийся при дворе Петра. Прусский вестовщик до воцарения, пересылавший Фридриху II в Семилетнюю войну сведения о русской армии, Петр на русском престоле стал верноподданным прусским министром. Перед возмущенным чувством оскорбленного национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины, и это чувство подогревалось еще боязнью, что русская гвардия будет раскассирована по армейским полкам, чем ей уже грозил Бирон. К тому же все общество чувствовало в действиях правительства шатость и каприз, отсутствие единства мысли и определенного направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Все это вызвало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко, выражали недовольство, без всякого опасения порицая государя. Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к новому перевороту.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 245
Кондиции
Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, також де, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
Ни с кем войны не начинять.
Миру не заключать.
Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
В знатные чины, как в статские, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
Вотчины и деревни не жаловать.
В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
(Хрестоматия по истории СССР / сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. 2.)
Анна Иоанновна
«Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве ... среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».
Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами, среди которых были представители знатнейших фамилий - князь М.А. Голицын, граф А.П. Апраксин, князь Н.Ф. Волконский. Не исключено, что таким образом Анна продолжала мстить аристократии за свое унижение «кондициями», тем более что ВТС не разрешил в свое время въезд в Россию ее курляндскому фавориту - Э. Бирону.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.